Тексты о культуре, воспитывающие нравственные и эстетические чувства, культуру общения с произведениями искусства, могут создать на уроке атмосферу той или иной культурной эпохи. Принцип тематического единства текстов очень важен для создания необходимой развивающей среды.
№ текста
| Название, автор
| Жанр исходного текста
| Задания к тексту
| Методические идеи работы с текстом изложения
|
О музыкальном творчестве
|
№ 60
| «Рождение музыки» (из кн. «Мифы Древней Эллады») А.Немировский
| миф
| 1.Объясните смысл мифа об Орфее.
2.Какую роль играет музыка в вашей жизни?
| Написание эссе об отношении к музыке. Это задание может быть предложено учащимся на уроках по искусству в 9 классе при изучении музыкального искусства. В рамках внеклассного мероприятия после посещения концерта классической музыки в областной филармонии обратиться к текстам на уроке № 60 в классе и № 43, № 4, 16, № 26 – дома.
|
№ 43
| «Постскриптум». В.Астафьев.
| Литературное эссе
| 1.Как вы относитесь к классической музыке?
2.Какие размышления вызывает у вас данный текст?
|
№ 4
| О П.И.Чайковском (из рассказа «Скрипучие половицы»). К.Паустовский
| Литературное эссе
| 1.Как вы думаете, какую роль играла русская природа в жизни и творчестве композитора?
2.Почему, по вашему мнению, музыка Чайковского «понятна и мила» всем?
|
№ 16
| О П.И.Чайковском (из рассказа «Скрипучие половицы»). К.Паустовский
| Литературное эссе
| 1.Определите стиль данного текста и обоснуйте свою точку зрения.
2.Какие проблемы подняты автором в данном тексте?
|
№ 26
| «Музыка» В.Астафьев
| Литературное эссе
| 1.Почему в военные годы автор по-иному стал воспринимать знакомую с детства музыку?
2.Выразите свое отношение к поднятой в тексте проблеме.
|
№46
| «Рождение стиха» (из. кн. «Горсть крымской земли») К.Паустовский.
| Литературное эссе
| 1.Каким предстает перед вами поэт Луговской в данном тексте?
2.Напишите о своем отношении к поэзии.
| Написание эссе, создание портрета героя.
|
Тексты о живописи
|
№
23
| «Подвиг художника» (из. кн. «Твоя палитра») Е.Каменева.
| Научно-популярная статья
| 1.Объясните смысл его названия.
2.Дополните его рассуждением о вашем понимании смысла творчества.
| Проведение интегрированного урока с использованием иллюстративного материала по творчеству Микеланджело, великого итальянского художника
|
№62
| О художнике и зрителе (из кн. «Лицо времени») Л.Волынский
| Научно-популярная статья
| 1.Ответьте на вопрос: «Почему автор так часто вспоминал рассказанный им случай?»
2.Напишите рассуждение на тему «Красота и красивость».
| Можно предложить учащимся для самостоятельного осмысления после работы с текстом № 23.
|
№44
| О В.Сурикове (из кн. «Письма из «Русского музея»). В.Солоухин
| Научно-популярная статья
| 1.Определите тему и главную мысль текста.
2.Выразите свое отношение к поднятой в нем проблеме.
| Эта группа текстов о русских художниках. Текст № 44 рассказывает о творческом становлении, обретении авторского стиля В.Сурикова, текст № 35 посвящен истории создания картины «Боярыня Морозова». В тексте № 36 – история картины «Грачи прилетели». Работа с текстами предполагает и передачу собственного впечатления от этих произведений искусства. Поэтому учащимся интересно будет познакомится с жанром экскурсии и выступить в роли экскурсоводов. Полученные знания и навыки могут быть востребованы на уроке комплексного анализа текста № 11 «О П.М.Третьякове».
|
№35
| О В.Сурикове (из кн. «Твоя палитра»)
Е.Каменева
| Научно-популярная статья
| 1.Ответьте на вопрос: «О каких чертах характера художника свидетельствует данный текст?»
2.Расскажите об истории создания какой-либо известной вам картины.
|
№36
| О Саврасове
(из кн. «Саврасов»). О.Добровольский
| Научно-популярная статья
| 1.Выскажите свое мнение о предмете спора Саврасова с извозчиком.
2.Какая картина была создана художником в селе Молвитине?» Напишите о своем отношении к ней.
|
№11
| О П.М.Третьякове (из кн. «Лицо времени») Л.Волынский
| Научно-популярная статья
| 1.Расскажите о вашем впечатлении о какой-либо картине из Третьяковской галереи.
2.Расскажите об экскурсии (в музей, на выставку), которая произвела на вас сильное впечатление.
|
Тексты о памятниках архитектуры
|
№13
| О храме Покрова на Нерли (из кн. «Живая Русь») Е.Осетров
| Научно-популярная статья
| 1.Какие чувства вызывает у вас описание храма Покрова на Нерли?
2.Расскажите о вашем любимом архитектурном памятнике.
| Одна из актуальных проблем современной культуры – проблема сохранения архитектурного наследия. Учащимся можно предложить индивидуальные или групповые проекты о памятниках архитектуры Золотого кольца. Открываются большие возможности для включения регионального компонента.
|
№ 9
| «Деревянная сказка»
(из кн. «Живая Русь») Е.Осетров
| Научно-популярная статья
| 1.Объясните смысл названия текста
2.Как вы понимаете слова: «Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну»?
|