Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тексты о людях науки, истории и культуры




Тексты о людях, вошедших в историю, дают широкие возможность для обучения жанрам газетной публицистики: заметка к юбилейной дате, интервью-портрет, статья о жизни и творчестве.

 

№ текста Название, автор Жанр исходного текста Задания к тексту Методические идеи работы с текстом изложения
№ 28 «Дядя Гиляй». К.Паустовский Литературное эссе 1.Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения. 2.Как вы думаете, почему К.Паустовский назвал В.Гиляровского легендарной личностью?

Тексты о незаурядных известных личностях могут быть использованы как на уроках, так и на элективных курсах. Так, например, в нашей школе в рамках предпрофильной подготовки ведется практический курс «Основы журналистики». Мы изучаем особенности жанров газетной журналистики: заметка, интервью, репортаж. Тексты об известных людях – интересный материал для создания текстов разных жанров. Тем более, что написание статьи или текста интервью предполагает привлечение дополнительного материала о жизни, например, Анны Павловой, Сергея Рахманинова или Юрия Гагарина.



Тексты могут быть использованы и на уроках других предметов: истории, физики и прозвучать как реферативное сообщение о Ландау, Брюсе, других ученых или исторических деятелей.

 

№ 54 О Филиппове (из кн. «Москва и москвичи») В.Гиляровский Литературное эссе 1.Что привлекает вас в личности Ивана Филиппова? 2.Как вы думаете, в чем секрет успеха предпринимательской деятельности Филиппова?
№ 2 О Ф.И.Шаляпине (из кн. «Страницы жизни»).Вс.Рождественский Литературное эссе 1.Каким предстает перед вами Шаляпин в данном отрывке из воспоминаний Вс.Рождественского? 2.В чем, по вашему мнению, заключается комичность ситуации, описанной в тексте? Какими художественными средствами создает ее автор?
№ 50 О Ф.И.Шаляпине (из кн. «Далекие, близкие»). А.Седых Научно-популярная статья 1.Как относится автор текста к Шаляпину? 2.Случалось ли вам встречаться с подлинно талантливым человеком? Расскажите об этом.
№ 42 О С.Рахманинове (из кн. «Далекие, близкие»). А.Седых Научно-популярная статья 1.Какова главная мысль данного текста? 2.Какие выводы о личности С.Рахманинова можно сделать на основании этого текста?
№ 55 «Анна Павлова» (из кн. «Огни рампы»). Н.Труханова Научно-популярная статья 1.О каких чертах характера А.Павловой можно сделать вывод на основании данного текста?  2.Какие мысли и чувства вызывает у вас данный рассказ?
№ 7 О Ю.Гагарине (из кн. «Любимец века»). Л.Обухова Научно-популярная статья 1.Какие черты характера, по вашему мнению, позволили Гагарину стать первым космонавтом? 2.Расскажите об известных вам достижениях нашей страны в космосе.
№ 66 О Ю.Гагарине (из кн. «Любимец века»). Л.Обухова Научно-популярная статья 1.Дополните свой пересказ текста рассуждением о своем понимании героизма. 2.Дополните сжатый пересказ текста известной вам историей из жизни Ю.Гагарина.
№ 64 О докторе Янсене (из кн. «Летят мои кони…»). Б.Васильев Научно-популярная статья 1.Как вы думаете, почему доктора Янсена еще при жизни назвали святым? 2.Выскажите свое впечатление о рассказе.
№ 15 О Л.Ландау (из кн. «Л.Ландау. Страницы жизни»). А.Бессараб Научно-популярная статья 1.Каким предстает Л.Ландау в данном тексте? 2.Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Напишите о своем впечатлении от рассказа о Л.Ландау.
№ 53 О Л.Ландау (из кн. «Ландау. Страницы жизни») А.Бессараб Научно-популярная статья 1.Каким предстает Л.Ландау в данном тексте? 2.Напишите о своем впечатлении от рассказа о Л.Ландау.
№ 38 О Я.Брюсе (из кн. «1000 занимательных сюжетов из русской истории» В.Балязин Научно-популярная статья 1.Что в биографии Я.В.Брюса произвело на вас наибольшее впечатление? 2.Расскажите об одном из выдающихся людей эпохи Петра.

 

 

Заключение

Мы предложили вам лишь некоторые методические идеи работы с текстами экзаменационных изложений.

В ходе работы учащимся необходимо собирать свое «портфолио» по каждой проблемно-тематической группе текстов. Разные виды творческих работ, выполненные в 9 классе вместе с текстами изложений, помещенных в сборнике, могут быть использованы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Наибольшую сложность для выпускников и абитуриентов в части С вызывает аргументация: приведение системы доказательств своей точки зрения с опорой на жизненный или исторический и культурный опыт. Думаю, что предложенная система работы в 9 классе поможет отчасти решить эту проблему и в 11 классе.

Принцип работы с текстами на основе их группировки помогут учителю методически освоить новую форму письменного экзамена в 9 классе.

 

                  

Литература

1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования Российской Федерации. М.2004.

2. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс/Автор-составитель. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. М., 2004

3. Антононова Л.Г. Письменные жанры речи учителя: Учебное пособие к спецкурсу “Теоретические основы частной педагогической риторики”. Ярославль, 1998.

4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку / Н.М.Шанский, М.Т.Баранов, В.И.Капинос и др. М., 2002.

5. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. / Т.М.Пахнова. М., 2001.

6. Пасичник И.В. Харитонова Т.П. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Челябинск, 2006.

7. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой Среды / РЯШ № 3. 2000.

8. Гуманитарные идеи и технологии в преподавании русского языка и литературы. Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 2003.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (130)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7