Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребности, как основа и движущая сила человеческого поведения.



2019-12-29 275 Обсуждений (0)
Потребности, как основа и движущая сила человеческого поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Если исключить человека, то потребности живых организмов сводятся к одной, к поддержанию своего индивидуального и видового существования . Не бывает потребностей положительных и отрицательных. В нормальном организме потребность всегда отрицательна, как состояние и положительна по своим целям, будь то потребность в получении пищи (голод) или потребность в прекращении болевого раздражения. Соответственно факторы, мешающие удовлетворению данной потребности( отсутствие пищи, действие вредных факторов, неблагоприятные температурных условий), всегда отрицательны.19

Наличие потребностей обусловлено самой природой живого, для которого характерно сочетание постоянного самообновления химического состава наряду с относительным постоянством внутренней организации. Вот почему многие потребности имеют врожденный характер. Кроме голода, жажды, полового влечения, к числу врожденных потребностей, можно отнести сон и бодрствование, сохранение своей целостности, заботу о потомстве(родительский инстинкт), получение внешней информации, тренировку мышечной системы и внутренних органов. Вместе с тем было бы ошибкой абсолютизировать генетическое происхождение потребностей. Известно, что систематическое введение в организм химических веществ, таких, как морфий, алкоголь, никотин, порождает в дальнейшем, сильную потребность в этих веществах, явного не существующую от рождения. Условия воспитания способны существенно изменить степень и формы проявления врожденных потребностей. Так, обезьянка, для которой мать, была заменена куклой с искусственной соской, став взрослой, весьма холодно относилась к своему детенышу. Специальными приемами можно нарушить у крысы потребность в строительстве гнезда. Т.о. даже у животных потребности формируются при влиянии окружающей среды. Еще сложнее обстоит дело с формирование социально обусловленных потребностей человека. Потребность в общении, в трудовой деятельности, в восприятии художественных произведений возникает в процессе индивидуального развития. В зависимости от эпохи, социального строя, классовой принадлежности и культурного уровня, круг потребностей одного человека крайне отличается от потребностей другого.20

Потребности различаются не только по качеству, но и по количеству, степени напряжения. Каждая потребность имеет свою объективную и субъективную меру. Объективная мера той или иной потребности носит видовой характер. Для человека научно установлена суточная потребность в количестве пищи, в ее отдельных компонентах (белки, жиры, углеводы), в газовом составе воздуха, в оптимальной температуры окружающей среды, в продолжительности суточного сна. Врожденные и приобретенные особенности данного человека или животного определяют его субъективную «шкалу» потребностей.     

19Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1966. (стр.12)

20Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1966. (стр.14)                                                                     20

    

Голодание одной и той же продолжительности может ни как не отразиться на состоянии одного человека и породить острую потребность в утолении голода у другого.Потребность легче определять для больших отрезков времени (сутки, месяц), где можно воспользоваться статическими приемами исследования. Труднее произвести объективное измерение потребности живого организма в данный момент. В этих случая чаще всего используется приблизительный метод, где мерилом потребности служит величина внешнего воздействия, порождающего потребность.

Например, о потребности в устранении боли, судят по силе электрического тока, о потребности в пище – по длительности интервала между кормлениями, о потребности в поддержании температурного баланса – по температуре окружающей среды, точнее , по отклонению температуры от оптимальной. 21

Не мене широко используется метод двигательных и вегетативных реакции организма на возникающую потребность. Этот метод позволяет оценить величину субъективной потребности, т.е потребности данного, изучаемого живого существа. О степени потребности судят по голосовым и речевым реакциям (сообщение взрослого человека, плач ребенка), по движению (его скорости и величине), по изменениям электрической активности мозга, кровяного давления, пульса, дыхания, химического состава крови и т.д. Основной недостаток метода состоит в том, что большинство перечисленных реакций определяется не исключительно потребностью, а целым рядом факторов и прежде всего, эмоциями, которые, отнюдь не тождественны потребностям. Потребность в сохранении жизни у храброго человека ничуть не меньше, чем у трусливого, но в критической ситуации, у первого из них почти не наблюдается вегетативные сдвиги, а в организме второго бушует «вегетативная буря». Только наивные и поверхностные люди полагают, что бесстрашный – это кому «жизнь не дорога».

Особенно трудным является измерение потребностей в единицах, которые позволяли бы сопоставить одну потребность с другой. НА данный момент потребности оцениваются только с точки зрения их прямого столкновения, биологической конкуренции.

Теоретически можно представить единицу измерения, общую для различных потребностей. Любое воздействие (температура, голод, электрический ток) характеризуется определенным диапазоном сдвигов возникающих в организме, от самых слабых(пороговых) до несовместных с жизнью или существенно нарушающих нормальную жизнедеятельность22. Отказ от взгляда на мышление человека, как на первоисточник и движущую сил его деятельности, признание потребностей в качестве определяющей причины человеческих поступков, послужило началом подлинно научного объяснения целенаправленного поведения людей. Несмотря на то, что центральное положение потребностей в структуре человеческой личности, давно уже стал общепринятым, роль потребностей нередко как бы отступает на второй план при переходе к конкретному анализу поведения.

21Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1966. (стр.14)

22Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1966. (стр.18)                                                                                                          21

              

Человечество до сих пор «находится в плену» традиционного представления о сознании как о верховном регуляторе поведения: человека, руководствующегося социально ценными мотивами мы называем «сознательным», а нарушение норм общежития, эгоизм, антиобщественные поступки относим за счет «несознательности».

Так же в настоящее время убедительно показано, что потребность в информации (в новизне, изменчивости внешней среды) является одной из древнейших и самостоятельных потребностей живых систем.

Потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире.

Дело в том, что «инстинкт» всегда предполагает нечто врожденное и общее с животными, в то время как потребность может быть сколь угодно сложной и социально детерминированной.

Ключевое положение потребностей среди любых проявлений человеческой психики-мышления, воли, чувств - непреложно вытекает из информационной теории эмоций.

Комплекс наук о человеке, куда входят и физиология, и психология, и социология, сегодня не располагает общепринятой классификацией потребностей. Но, тем не менее, можно попробовать создать определенную их классификацию, путем систематизации накопленных сведений о разнообразии потребностей. Симонов П.В. сделал именно это:

1. Биологические и продиктованные ими материальные потребности в пище, одежде, жилище, в технике, необходимой для создания материальных благ, в средствах защиты от вредных воздействий, в обеспечении своего индивидуального и видового существования.

2. Социальные потребности в узком и собственном смысле слова (поскольку социально детерминированы все побуждения человека). В данном случае речь идет о потребности принадлежать к социальной группе (общности) и занимать в этой группе определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Попытки свести все многообразие социальных потребностей человека к «жажде власти» безнадежно устарели. Потребность лидерства - лишь одна из многочисленных разновидностей этой группы мотиваций. Потребность быть «ведомым» нередко перекрывает желание быть лидером по силе и остроте.

3. Идеальные (духовные, культурные) потребности познания в самом широком смысле: познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле. Так называемая эстетическая потребность, безусловно, относится к данной группе23.

С моей точки зрения, эта классификация является наиболее обоснованной и непротиворечивой.

23Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М. , 1981. (Стр. 122)

 

22

Дело в том, что потребности всех трех перечисленных выше групп (биологические, социальные и идеальные) в свою очередь образуют две разновидности, одну из которых можно назвать «потребностями нужды», а вторую-«потребностями роста». Эти две разновидности потребностей обусловлены диалектикой сохранения и развития, присущей процессу самодвижения живой природы, включая человека и общество. Удовлетворение потребности нужды означает сохранение, удержание генетически заданных констант или ранее достигнутого в онтогенезе. Примером нужды в сфере биологических потребностей может служить голод. В области удовлетворения социальных потребностей нужда есть сохранение занимаемой позиции, а рост - ее улучшение. Овладение уже имеющимися сведениями удовлетворит нужду познания. Потребность роста применительно к познавательной деятельности побуждает искать принципиально новое, отсутствующее в современной науке.

Наличие потребностей нужды и роста, сохранения и развития объясняет тот повседневно наблюдаемый факт, что удовлетворение потребности в одних случаях редуцирует, ослабляет эту потребность, а в других - индуцирует, усиливает ее.

Появляется принципиально новый взгляд на значение эмоций, с точки зрения потребностей. Впервые с этой точки зрения эмоции рассматривает именно Симонов П.В.. Его информационная теория претерпела множество критических осуждений, в том числе со стороны Додонова Б.И. Но нельзя обесценивать его вклад в проблему изучения эмоций, так как он поистине огромен.



2019-12-29 275 Обсуждений (0)
Потребности, как основа и движущая сила человеческого поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребности, как основа и движущая сила человеческого поведения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)