Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эмоция, как отражение силы потребности и вероятности её удовлетворения в данный момент.



2019-12-29 271 Обсуждений (0)
Эмоция, как отражение силы потребности и вероятности её удовлетворения в данный момент. 0.00 из 5.00 0 оценок




У птиц и у животных нервные центры эмоционального реагирования могут быть активированы по механизму безусловного рефлекса. Экологически специализированные раздражители способны вызвать страх или ярость без предварительного научения. Так, выращенные в условиях полной изоляции птицы, обращаются в бегство при демонстрации движущегося силуэта ястреба. Правда изучение врожденных, как и приобретенных эмоциональных реакций, всегда требует уточнения: имеем ли мы дело с эмоциями в собственном смысле этого термина, или рефлекторный акт ограничивается воспроизведением соответствующего двигательного стереотипа - реакции убегания, атаки и. т.п. Например, нападение льва на добычу обладающего многими внешними признаками агрессивности, не сопровождается эмоцией ярости, т. к. представляет типичное для данного вида пищедобывательное поведение24.

Даже в сфере врожденной, безусловной активации эмоций обнаруживается существенное отличие от других безусловных рефлексов: Эмоциональные реакции не имеют однозначно и стабильно вызывающих эти реакции поводов. Начнем с того, что большинство эмоциональных реакции обладает выраженной способностью к угасанию по мере повторения эмоциональных стимулов.

24Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М.: Наука, 1970.(стр18)

23

Раздражитель при первых своих применениях вызывавший бурную эмоциональную реакцию, может стать практически безразличным.

Хотя потребность, составляет основу любой эмоции, степень эмоционального напряжения, не определяется одной лишь потребностью, силой подкрепления, величиной поощрения или наказания.

Эмоция есть отражение мозгом силы потребности, и вероятности её удовлетворения в данный момент25.

Определения термина «эмоция», которые, казалось бы, должны в наиболее концентрированном виде отражать степень нашего проникновения в природу и внутреннюю структуру определяемого явления, как правило, носят абстрактно-описательный характер, или требуют дополнительных разъяснений.

«Эмоции - одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервнопсихической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека»26. Определение эмоции как переживания (а переживания - как эмоции) можно встретить не только у психологов, но и в физиологических работах: «Эмоции - физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения». Правда, физиологический подход к определению эмоций, как правило, хотя и далеко не у всех исследователей, обнаруживает тесную связь эмоций с потребностями организма. «С точки зрения физиологической перед нами стоит задача раскрыть механизм тех конкретных процессов, которые в конечном итоге приводят к возникновению и отрицательного (потребность) и положительного (удовлетворение) эмоционального состояния».27

Связь эмоций с потребностями бесспорна, однако, считать эмоцию функцией одной лишь потребности вряд ли правомерно. Неудовлетвореннаяпотребность необходима для положительных эмоций не менее чем для отрицательных. Для того чтобы убедиться в этом достаточно представить себе состояние человека, который после обильной трапезы получает приглашение снова сесть за стол. Тем не менее, гомеостатическое отождествление эмоций с самим фактом возникновения или устранения потребностей (с редукцией драйва) продолжает кочевать по страницам научных работ.

Так же можно дать еще одно определение эмоций – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции - как форма отражения биологического качества раздражителей, его полезности или

25 Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М.: Наука, 1970.(стр46)

26Лебединский, Мясищев, 1966, (стр. 222)

277 Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М.: Наука, 1970.(стр49) 24

вредности для организма, входя в функциональную систему поведенческого роста, способны в значительной мере модулировать его направленность и конечный результат. Утверждение о том, что полезное для организма оценивается им как «приятное, эмоционально положительное», а вредное - как «неприятное, эмоционально отрицательное», тривиально. Представим на минуту, что сталось бы с эволюцией, если бы живые существа стремились ко всему вредному, разрушительному и избегали все полезное, необходимое для жизни. Сказать, что полезное - приятно, а вредное - неприятно, значит, ничего не добавить к самоочевидному положению вещей.

 Функции Эмоций



2019-12-29 271 Обсуждений (0)
Эмоция, как отражение силы потребности и вероятности её удовлетворения в данный момент. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эмоция, как отражение силы потребности и вероятности её удовлетворения в данный момент.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)