Рентабельность как обобщающий показатель эффективной деятельности хозяйствующего субъекта.
Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или вида бизнеса. Динамичность рыночных отношений обуславливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат – прибыль – сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Рентабельность – относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражают конечные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида: · операционная (основная); · инвестиционная (вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения); · финансовая (получение и уплата дивидендов, процентов и т.п.). В соответствии с этим анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности: · рентабельность продукции, работ, услуг; · рентабельность производственных фондов; · рентабельность всего имущества (всех активов); · рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг; · рентабельность издержек производства и инвестиционных проектов. Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется показателями: · рентабельность реализации (оборота, продаж); · рентабельность выпущенной продукции; · рентабельность отдельных изделий. Рентабельность реализации (оборота , продаж) (Rпродаж(оборота)) определяется отношением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (Пр) или чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов (Вр), выраженным в процентах: Rпродаж(оборота) = (Пр / Вр)*100%. Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет хозяйствующий субъект с рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг. Рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции (Rтв) определяется отношением прибыли от выпуска продукции или изделия определенного вида (Пв) к себестоимости товарного выпуска продукции (Ств): Rтв = (Пв / Ств)*100%. Данный показатель характеризует абсолютную сумму (в копейках) или уровень (в процентах) прибыли на один рубль затраченных средств. Источниками информации для анализа показателей рентабельности продукции, работ, услуг являются форма №2 бухгалтерской отчетности, учетные регистры хозяйствующего субъекта. На основе данных таблицы «Анализ динамики объема реализации, себестоимости и прибыли» (см. табл. 4) можно рассчитать рентабельность реализации (оборота). За прошлый год она составила 14,81% (6834/46157*100%), по плану на отчетный год – 13,63 (6834/50135*100%), по отчету 17,7% (10059/57101*100%). Отсюда следует, что по сравнению с прошлым годом уровень рентабельности повысился 2,89% (17,7%-14,81%), а по сравнению с планом - на 4,07% (17,7%-13,63%). Увеличение рентабельности оборота означает повышение спроса на продукцию, работы и услуги. Изменение в уровне рентабельности реализации (оборота) происходят под влиянием изменений в структуре реализованной продукции и изменения рентабельности отдельных видов изделий. Рентабельность отдельных видов изделий зависит от: · уровня продажных цен; · уровня себестоимости продукции. Анализ осуществляется в такой последовательности. Определяют уровень рентабельности реализации по плану, фактически за отчетный год, за предыдущий год. Затем определяют объект анализа: из фактического уровня рентабельности за отчетный год вычесть плановый уровень рентабельности за отчетный год. На изменение уровня рентабельности реализованных видов продукции, работ, услуг оказали влияние следующие факторы: 1. Изменение структуры и ассортимента продукции приводит как к увеличению, так и уменьшению рентабельности реализованной продукции (работ, услуг). Для этого необходимо определить: А) рентабельность реализации за предыдущий год. Величина прибыли рассчитана исходя из объема, структуры, цен и себестоимости предыдущего года: Rпродаж(оборота) пред. Года = 6834/46157*100% = 14,81%; Б) рентабельность реализации при величине прибыли, которая рассчитывается исходя из объема и структуры отчетного года, но себестоимости и цены предыдущего года: Rпродаж(оборота) qф.спред.zпред. = 8051/50135*100% = 16,06%. В результате изменения структуры и ассортимента продукции Рентабельность увеличилась на 1,25% (16,06-14,81). 2. Изменение себестоимости. Для этого необходимо определить рентабельность исходя из себестоимости отчетного и предыдущего года, т.е. объем и структуру реализованной продукции отчетного года, себестоимость отчетного года, цены предыдущего года, и исключить влияние изменения цен: Rпродаж(оборота)с/с = (10059-6966)/57101*100% = 5,42%. В результате изменения себестоимости рентабельность реализованной продукции снизилась на 10,64% (5,42-16,06). 3. Изменение уровня цен. Уровень рентабельности определяется по прибыли, исчисленной при объеме, структуре, себестоимости и ценах отчетного года: Rпродаж(оборота)z = 10059/57101*100% = 17,62%. В результате изменения (увеличения) цены рентабельность увеличилась на 12,2% (17,62-5,42). Совокупное влияние факторов составило 21,59% (1,25-10,64+12,2). Полученные результаты свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности перевыполнении вследствие роста среднего уровня цен и удельного веса боле рентабельных видов продукции в общем объеме реализации.
Выводы и предложения. Анализ хозяйственной деятельности ОАО «им. Азина» показал, что данное предприятие занимает стабильное положение на рынке сельхозпродукции. Основные производственные фонды используются эффективно, и на предприятии имеются резервы повышения эффективности их использования. Оборотные средства также используются эффективно. В отчетном периоде наблюдается их расход и ускорение оборачиваемости, поэтому нет необходимости дополнительного вовлечение в оборот оборотных средств. На протяжение нескольких лет предприятие сумело обеспечить относительно высокое качество продукции. Повышение качества – один из основных элементов конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию. Высокое качество продукции ОАО «им. Азина» характеризуется такими свойствами, как высокий удельный вес высококачественной продукции в их общем объеме, высокий удельный вес продукции, соответствующей стандартам, установленным в Российской Федерации, надежность, стабильность и т.д. Обеспечение эффективного функционирования предприятия требует экономически грамотного управления его хозяйственной деятельностью, которое во многом определяется умением анализировать ее и предвидеть возможные результаты. Анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления деятельностью предприятия, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов и управленческих решений. В современных условиях руководителю предприятия недостаточно рассчитывать только на свою интуицию. Управленческие решения и действия должны быть обоснованы на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли анализа хозяйственной деятельности, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят предприятию чувствительные потери. И наоборот, те предприятия, которые серьезно относятся к анализу, имеют хорошие производственные и финансовые результаты и высокую экономическую эффективность.
Список литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. – М.: Проспект, 1998. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации. 4. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. Учебник для вузов, 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г. - 615 с. 5. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 536с. 6. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. Учебник для вузов, 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г. - 615 с. 7. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 424 с. 8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика. – 2002. – 559с. 9. Крейнина М. Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М.: ИКЦ «Дис», 1998. –224с. 10. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализа хозяйственной деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 448с. 11. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 471с. 12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ИНФРА-М, 2007. – 512 с. 13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2009. – 288с. – (Вопрос – ответ). 14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебное пособие. – М.: Новое издание, 2006. – 652с. 15. Хотинская Г.И. Харитонова Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 240 с. 16. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебное пособие для вузов /Л.Н. Чечевицына, И.Н. Чуев. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 382 с. 17. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 208 с. 18. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 656с.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |