Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды и функции прибыли.



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
Виды и функции прибыли. 0.00 из 5.00 0 оценок




Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.

Другим принципом определения финансовых результатов является использование метода начисления. По этой причине прибыль (убыток), показанные в отчете о финансовых результатах, не отражают реального притока денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.

На счете прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах:

1. как результаты (прибыль или убыток) от реализации продукции, работ, услуг, материалов и иного имущества, с предварительным выявлением их на отдельных счетах реализации;

2. как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери (убытки). Внереализационные доходы и потери прямо отражаются по кредиту и дебету счета «Прибылей и убытков» без предварительной записи на каких-либо других счетах.

Основными показателями прибыли являются:

- общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток);

- прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

 - прибыль от финансовой деятельности;

 - прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;

- налогооблагаемая прибыль;

 - чистая прибыль.

Все показатели содержатся в форме № 2 квартальной и годовой бухгалтерской отчетности предприятия – «Отчет о финансовых результатах».

1. Валовая прибыль (до налогообложения)

это совокупный объем прибыли, получаемый предприятием за анализируемый период времени.

ПДНО= ПО + ПФ + ПИ + ВРДиР

ПО – прибыль от основное (операционной) деятельности;

ПФ – прибыль от финансовой деятельности;

ПИ – прибыль от инвестиционной деятельности;

ВРДиР – внереализационные доходы и расходы.

 

1.1. Прибыль от основной (операционной) деятельности

Под основной (операционной) деятельностью понимают деятельность, ради которой создавалось предприятие и которая приносит наибольший объем прибыли (дохода).

ПО= ПР + ППРиРУ + ПРОФ

ПР – прибыль от реализации продукции;

ППРиРУ – прибыль от прочей реализации и реализации услуг нетоварного характера;

ПРОФ – прибыль от реализации основных фондов.

 

1.1.1. Прибыль от реализации продукции

ПР= ВР – НДС – А – ТП – ЗПиРП

       ВР – выручка от реализации товаров и услуг;

       НДС – налог на добавленную стоимость;

       А – акцизы;                                                               косвенные налоги

       ТП – таможенные пошлины;

       ЗПиРП – затраты на производство и реализацию продукции.

          

1.1.1.1. Затраты на производство и реализацию продукции

а) материальные затраты:

· затраты на приобретение сырья, материалов, полуфабрикатов;

· затраты на приобретение запчастей и комплектующих;

· затраты на ГСМ и тару;

· затраты на малоценные и быстро изнашивающиеся предметы (МБП)

б) затраты на оплату труда:

· з/п основных работников и работников по трудовому договору;

· з/п руководящего персонала;

· премии;

· единовременные выплаты за выслугу лет;

· единовременные выплаты по итогам работы предприятия за год;

· ЕСН;

· материальная помощь не более 2-х МРОТ в год;

· оплата проезда в рабочее время;

· стоимость бесплатного питания;

· оплата очередных отпусков;

· оплата учебных отпусков.

НЕ входит:

· выплата з/п из целевых поступлений и финансирования;

· материальная помощь свыше 2-х МРОТ в год;

· оплата проезда к месту работы;

· персональные надбавки к пенсии;

· дополнительные отпуска женщинам по уходу за детьми;

· стоимость подписки СМИ;

· оплата экскурсий, путешествий и путёвок.

в) амортизация основных фондов:

· суммы начисленной амортизации по основным фондам, принадлежащим предприятию и взятым на условиях аренды.

г) прочие затраты:

· транспортные расходы;

· амортизация некоторых видов НМА;

· % по кредиту, начисляемые по ставке рефинансирования (13%)

· оплата рациональных предложений и приобретений, но не более 100 МРОТ в год

· командировочные расходы, которые включают в себя:

- оплата проездных документов;

- оплата гостиничных услуг, не включая стоимость питания, радиоточек и ТВ-услуг;

- суточные, из расчета 100 руб/сутки.

 

1.1.2. Прибыль от прочей реализации и реализации услуг нетоварного характера

· прибыль от реализации продукции при условии, что она не является объектом основной деятельности предприятия;

· прибыль от реализации услуг при условии, что они не являются предметом основной деятельности;

· прибыль от реализации материальных ценностей и запасов;

· прибыль, полученная от подсобных хозяйств предприятия.

ППРиРУ= ВРПРиРУ – ЗПРиРУ

ВРПРиРУ – выручка от реализации прочей продукции и реализации услуг нетоварного характера;

ЗПРиРУ – затраты на прочую реализацию и реализацию услуг нетоварного характера.

1.1.3. Прибыль от реализации основных фондов

ПРОФ= ЦР – (ОС*I) (обычно является убытком)

ЦР – цена реализации ОФ;

ОС – остаточная стоимость ОФ;

I – индекс инфляции.

 

1.2.  Прибыль от финансовой деятельности

Под финансовой деятельностью предприятия понимают деятельность, направленную на привлечение в оборот предприятия дополнительных источников финансирования.

1.3. Прибыль от инвестиционной деятельности

Под инвестиционной деятельности понимают деятельность, направленную на увеличение основных средств или прирост оборотных средств, в результате приводящим к увеличению экономического потенциала предприятия.

Инвестиционная деятельность характеризуется двумя показателями:

· валовые инвестиции — совокупный объем всех инвестиционных вложений за определенный период;

· чистые инвестиции — валовые инвестиции за вычетом суммы амортизационных отчислений.

 

ПИ= ЧДП – ИЗ

ЧДП – сумма чистого денежного потока, получаемого предприятием за весь период эксплуатации инвестиционного проекта;

ИЗ – сумма инвестиционных затрат на реализацию инвестиционного проекта.

1.4. Внереализационные доходы и расходы

Доходы:

· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

· выплаты страховых компаний за причиненный ущерб;

· погашение ранее считавшейся безнадежной кредиторской задолженности;

· положительные курсовые и суммовые разницы;

· штрафы, пени и неустойки полученные;

· безвозмездные перечисления другими предприятиями при условии, что предприятия не связаны совместной коммерческой деятельностью;

· безвозмездные денежные переводы и перечисления физических лиц;

· средства, предоставляемые из бюджетов различного уровня;

· доходы, получаемые от дооценки сырья, запасов и готовой продукции;

· доходы, получаемые от переоценки основных средств и проч.

Расходы:

· убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

· штрафы, пени, неустойки уплаченные;

· судебные издержки и арбитражные расходы;

· величина безнадежной дебиторской задолженности;

· списание величины сомнительной или безнадежной дебиторской задолженности за свой счет;

· отрицательные курсовые и суммовые разницы;

· убытки по аннулированным договорам;

· убытки от производств, не давших готовой продукции;

· убытки от уценки сырья, запасов и готовой продукции;

· некомпенсируемые убытки от стихийных бедствий;

· некомпенсируемые убытки от пожаров;

· убытки от хищений, виновники по которым не установленные по решению суда;

· прочие внереализационные расходы.

2.Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:

- отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);

- рентных платежей в бюджет;

- доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;

- доходов от казино, видеосалонов и пр.;

- прибыли от страховой деятельности;

- прибыли от отдельных банковских операций и сделок;

- курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;

 - прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной продукции.

3.Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.

Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.Более наглядно процесс формирования чистой прибыли можно рассмотреть в Приложении 1.

Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли.

Консолидированная прибыль - это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.

Прибыль от реализации продукции (товаров, работ услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

Выручка от реализации продукции определяется либо по мере ее оплаты либо по мере отгрузки товаров (продукции, работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключения договоров.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Затраты, входящие в себестоимость по экономическому содержанию группируются по следующим элементам:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджет в виде налогов, а так же санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

 

2.3.Методы планирование прибыли.


Планирование прибыли – составная часть финансового планирования. Оно проводиться по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты о принятия различных управленческих решений.

В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период.

Существует три метода планирования прибыли:

1. Метод прямого счета;

2. Аналитический метод;

3. Метод совмещенного расчета.

Планирование прибыли методом прямого счета.

Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

П = (О × Ц) - (О × С),

где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = Цтп - Стп,

где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:

Прп = Врп - Срп,

где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле:

Прп = Пон + Птп - Пок,

где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментногопланированияприбыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

Прямой счет методически чрезвычайно прост, но при боль­шом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует:

а)определения ассортимента по всем позициям номен­клатуры;

б)составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;

в) исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, пред­полагает разработку сметы производства по всем ее элементам;

г)установления цен реализации выпускаемой продукции.

Большим недостатком метода является то, что он не позво­ляет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в пла­новом периоде.


Планирование прибыли аналитическим методом.

Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:

1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

Базой расчета служат затраты на 1 тыс. руб. товарной продук­ции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия. С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции при­быль планируют по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). Рассчитывают по формуле:

П = Т(100-З)/100,

где П — валовая прибыль от выпуска товарной продукции;

Т — товарная продукция в ценах реализации предприя­тия;

3 — затраты, руб., на 1 тыс. руб. товарной продукции, ис­численной в ценах реализации.
Для определения общей суммы валовой прибыли от про­даж полученный результат корректируют на изменение при­были в переходящих остатках готовой продукции.
Аналитический метод применяют при укрупненном (пер­спективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана.
К аналитическому методу относят также планирование прибыли на основе базовой рентабельности. Это разновид­ность аналитического метода расчета прибыли. Базовая рен­табельность — отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости за отчетный год. В целях со­поставления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчетный год корректируют на изменение цен, даже если оно произошло в конце года. Кроме тог, из нее исключают часть, приходящуюся на продукцию, которую в плановом году снимают с производства.
При помощи показателя базовой рентабельности исчисля­ют валовую прибыль по сравнимой товарной продукции. От­дельно рассчитывают прибыль по несравнимой товарной про­дукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от продаж в планируемом году.

При расчете прибыли по сравнимой товарной продукции анализируют влияние на нее изменений по сравнению с от­четным годом отдельных факторов: себестоимости продук­ции, ее ассортимента и качества, цен реализации. Расчет включает девять стадий.

1. Расчет прибыли по сравнимой товарной продукции на основании базовой рентабельности. При этом в целях сопоставимости производится пересчет всей сравни­мой товарной продукции планового года на себестои­мость отчетного года исходя из предусмотренного ее изменения (в %).

2. Определение влияния изменения себестоимости срав­нимой товарной продукции на прибыль. Для этого со­поставляют сравнимую товарную продукцию планово­го года по себестоимости отчетного и планового года. Разница — сумма прибыли (убытка) от изменения себе­стоимости.

3. Определение влияния на прибыль по сравнимой товар­ной продукции изменений в ассортименте. Рассчитыва­ют средний уровень рентабельности при структуре вы­пуска продукции отчетного и планового года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за измене­ния ассортимента.

4. Расчет влияния качества на прибыль по сравнимой то­варной продукции. Он производится на основании ко­эффициента сортности. Определяют удельный вес каждого сорта выпускаемых изделий в общем объеме производства и соотношение между ценами на отдель­ные сорта. Цену 1 сорта принимают за 100%, цену 2 сор­та исчисляют в процентном отношении к цене 1 сорта и т. д.

5. Расчет влияния на прибыль изменений цен реализации товарной продукции. Определяют товарную продук­цию, на которую введены новые цены, в ценах реализации, умножая на изменение цен (в процентах).

6. Исчисление прибыли в переходящих остатках готовой продукции. Себестоимость переходящих остатков ум­ножают на рентабельность в 4 квартале отчетного и планового года.

7. Расчет прибыли от продаж. Определяют валовую при­быль с учетом влияния рассмотренных факторов и при­были в переходящих остатках готовой продукции и вы­читают коммерческие и управленческие расходы, планируемые отдельно на основе смет.

8. Определение прибыли по несравнимой товарной про­дукции. Эту прибыль находят прямым методом как раз­ницу между ценой реализации предприятия и себесто­имостью изделий. Если цены не установлены, прибыль исчисляют по среднему уровню рентабельности.

9. Расчет общей прибыли от продаж. Суммируют при­быль от продаж сравнимой и несравнимой продукции.

Для исчисления конечного финансового результата, кро­ме прибыли от продаж, рассчитывают результаты от операци­онных и внереализационных доходов и расходов.

Планирование прибыли методом совмещенного расчета.

В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.

Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

Основные группы, на которые можно подразделить показатели рентабельности, приведены в таблице.



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
Виды и функции прибыли. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды и функции прибыли.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)