Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Сущность, структура и типы социальных групп.




Изучение социальных групп имеет особое значение для социологии. Это связано с тем, что, в отличие от иных типов общностей, они оказывают на человека неизмеримо более сильное воздействие, формируют микросоциальную среду нашего существования в обществе.

Под социальной группой в социологии чаще всего понимают объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Признаки социальной группы: 1) наличие внутренней организации; 2) общая (групповая) цель деятельности; 3) групповые формы социального контроля (11.3); 4) образцы (модели) групповой деятельности; 5) интенсивные групповые взаимодействия.

Последний признак является важнейшей отличительной чертой социальной группы и проявляется: 1) в непосредственной мотивированности взаимодействий не личными потребностями, а интересами всей группы; 2) в институционализорованном характере этих взаимодействий. В свою очередь, институционализация социальных взаимодействий в группе проявляется: 1) в статусно-ролевом дифференцировании членов группы (каждый член группы занимает определенный статус внутри группы и выполняет соответствующие данному статусу роли); 2) в формировании устойчивой внутренней структуры (иерархии), обеспечивающей успешное функционирование группы; 3) в наличии формальных и неформальных отношений (групповых норм, традиций, обычаев).



Типология социальных групп:

1. По аскриптивному (предписанному от рождения) признаку: а) расовые; б) этнические; в) территориальные; г) родственные и т.п.

2. По статусному или профессиональному признаку: а) рабочие; б) служащие; в) предприниматели и т.п.

3. По целям деятельности: а) хозяйственные (трудовой коллектив); б) научно-исследовательские (коллектив ученых); в) политические (партия) и т.п.

4. По численности: а) малые, члены которых целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга (5.3); б) большие – группы, в которых люди чаще всего не только не знают друг друга, но и не имеют непосредственных контактов (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы и т.д.). Большие группы нередко называют общностями (этническая общность, профессиональная общность).

5. По характеру внутригрупповых связей: а) формальные – объединения людей, опосредованные не личными интересами, а внешними законодательными предписаниями (трудовой коллектив, воинское подразделение) (признаки формальной группы: 1) заданная чаще всего извне рациональная цель; 2) предписанные функции, предполагающие наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушения; 3) четкая социально-профессиональная структура, определяющая формальные отношения между членами группы); б) неформальные – объединения людей по их желанию, взаимным симпатиям и общим интересам. Формальные и неформальные группы в ряде случаев могут совпадать. Внутри формальной группы нередко возникают неформальные группы (друзей, влюбленных, сообщников).

6. По различным признакам, которые определяют устойчивость данного группового образования: а) этнические (расовые); б) культурные (субкультурные); в) с теми или иными видами и структурами внутригрупповых связей; г) выполняющие те или иные функции; д) решающие те или иные задачи и т.д.

Малые группы.

8.

9. Малые группы среди прочих типов социальных групп привлекают особое внимание социологов. Это вызвано тем, что 1) каждый из нас принадлежит не к одной, а к нескольким малым группам; 2) они воздействуют на своих членов с особой силой.

10. Особенности малых групп: 1) в них происходит прямой контакт между членами группы, непосредственное межличностное взаимодействие и взаимовлияние; 2) ее сплачивают общая цель и деятельность, переживание общих чувств; 3) наблюдается жесткое внутригрупповое распределение функций и социальных ролей; 4) складывается общность интересов, социальных норм, нравов, обычаев и форм поведения; 5) они четко локализованы в пространстве и устойчивы во времени.

11. Внутригрупповые взаимодействия в малых группах отличаются: 1) персонифицированным характером (каждый член группы с каждым ее представителем взаимодействует особым образом); 2) формированием "мы-сознания" (как бы "растворением" индивида в группе, идентификацией себя со всеми ее членами); 3) эффективным групповым контролем; 4) неповторимой индивидуализированной структурой (каждый член группы занимает тот групповой статус и выполняет те социальные роли, которые соответствуют его индивидуальным качествам).

12. Выделяют два вида малых групп: 1) первичные – небольшие группы, члены которых хорошо знают друг друга или большинство из их представителей, отношения в группе тесные и взаимозависимые (семья, группа друзей, производственная бригада); б) вторичные – более многочисленные, могут иметь в своем составе одну или несколько первичных групп; степень взаимовлияния в группе зависит от того, насколько глубоко членами группы интернализованы (усвоены) групповые ценности и нормы (трудовой коллектив, студенты одного курса).

13. Э.Шиллз выделяет три типа малых групп: 1) первоначальные – имеют прочные, многолетние связи и традиции (семья); 2) личные – группы друзей, основанные на симпатии и созданные на базе личных потребностей в объединении; 3) идеологические – объединяют людей с общими ценностями (религиозные, политические).

14. Размер малой группы может колебаться от 2-3 до 20-25 человек (при оптимальной численности 7-9 чел.). Наблюдения показывают, что группы с бoльшей численностью неизбежно распадаются на несколько малых групп.

15. Возможные модели отношений в малой группе представлены на рис. 5.

16.

17. Уровень удовлетворенности групповыми отношениями наибольший в многоканальной схеме, средний – в центрированной и минимальный – в круговой.

18. Факторы, определяющие уровень сплоченности членов малой группы: 1) частота взаимодействий индивидов; 2) групповой характер взаимодействия; 3) стиль руководства (демократический или авторитарный); 4) психоэмоциональное состояние членов группы (радостное, безразличное или гнетущее); 5) наличие или отсутствие угрозы течению группового процесса; 6) статусные и поведенческие характеристики членов группы (по установкам, возрасту, полу, профессиям, морали и т.д.).

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7