Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация – целевая социальная группа.



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
Организация – целевая социальная группа. 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальные организации возникают и функционируют в рамках социальных институтов (3.1). Важнейшими их чертами являются: 1) постоянное и прочное взаимодействие между участниками; 2) четкое определение их функций, прав и обязанностей; 3) регламентация и контроль за исполнением функций и обязанностей; 4) наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих их функционирование.

В социологии сложилось несколько подходов к пониманию сущности организации: 1) это искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в социальной структуре общества и предназначенное для выполнения конкретной функции; 2) это деятельность по организации, включающая распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и контроль; 3) это степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов какой-либо системы.

Социальная организация – совокупность индивидов, ролей и других элементов, систематически взаимосвязанных между собой для достижения результатов, которые недоступны разрозненным индивидам. Важнейшей специфической чертой организации является высокая степень ее формализации. В современном обществе существуют разнообразные виды социальных организаций: производственные, религиозные, национальные, научные, политические, образовательные и т.д. Социальная организация объединяет индивидов в коллектив – группу людей, совместно и координированно реализующих общую цель (А.И. Пригожин).

Особенности социальных организаций: 1) они создаются для реализации конкретных целей; 2) члены организации распределяются по горизонтали соответственно выполняемым ими ролям и по вертикали (по иерархии) соответственно их статусам; 3) имеет место разделение труда по функциональному признаку (важнейшее разделение: на управляющих и управляемых); 4) управляющая подсистема формирует механизмы, средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации (важнейшие среди них – внутриорганизационные нормы).

Типология социальных организаций:

1. По степени формализации существующих связей, статусов и норм (5.2); а) формальные организации (их особенности: 1) возникают, как правило, в результате соответствующего административного, политического решения; 2) основаны на разделении труда; 3) им присуща глубокая специализация; 4) деятельность организации четко регламентирована, обусловлена юридическими нормами; 5) функционирование основано на управленческой деятельности (7.2)); б) неформальные организации (их особенности: 1) возникают и функционируют параллельно с формальными; 2) появляются не по приказу или решению администрации, а стихийно или сознательно для удовлетворения социальных потребностей; 3) это спонтанно сложившиеся системы социальных связей, взаимодействий; 4) в них действуют свои, отличающиеся от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения; 5) они возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций, важных для общества, компенсируя, таким образом, их недостатки; 6) это самоорганизующиеся системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации).

2. По прочности связей и степени формализации отношений (типология А.И. Пригожина): а) административные организации (с жестко заданной структурой и высокой степенью формализации отношений, директивно установленными извне целями, ограниченными возможностями для работников влиять на них) – министерства, учебные заведения; б) общественные организации (с добровольным членством, менее формализованными структурами, большей возможностью влиять на конечные цели) – политические партии, профсоюзы, клубы по интересам; в) ассоциативные организации (степень формализации минимальна, структуры подвижны, цели не декларированы, влияние на них индивидов достаточно велико) – семья.

Структура социальной организации включает: 1) информацию и систему ее передачи; 2) готовность персонала (к реализации задач организации); 3) социально-психологическую атмосферу; 4) коммерческие идеи и стратегию деятельности; 5) ресурсы (технические и духовные); 6) метод управления и роль руководителя.

Исследователи отмечают высокую степень влияния на деятельность организации окружающей ее внешней среды (см. рис. 6).

Функции организаций: 1) удовлетворение человеческих потребностей через производство (средств производства, предметов потребления, среды обитания человека); рекреацию (отдых и лечение); социализацию (предоставление информации, образование и воспитание) (10.3); 2) общественная интеграция путем обеспечения социального контроля (11.3) и социального управления.

Важнейшим элементом системы управления формальной организацией является бюрократия – социальная структура, основанная на иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами, а также на разделении функций и власти. Следует различать обыденное понимание бюрократии (как неэффективного руководства) и научное, основанное на изучении объективной роли института бюрократии в процессе управления организациями.

Существует закон, согласно которому любая формальная организация стремится превратиться в бюрократическую систему. С другой стороны, без бюрократии сегодня невозможен ни технический, ни организационный, ни общественный прогресс.

М. Вебер, изучавший феномен бюрократии, определил ее достоинства и недостатки. К числу достоинств он отнес: 1) высокую хозяйственную и экономическую эффективность; 2) точность и быстроту в работе; 3) знания и постоянство управленческого процесса; 4) служебную тайну и субординацию; 5) единоначалие и экономичность; 6) сведение к минимуму конфликтов и уважение профессионализма коллег. К недостаткам бюрократии, по мнению М. Вебера, относится следующее: 1) она может превратиться в класс, если ее деятельность не будет жестко контролироваться государством; 2) она склонна игнорировать специфику конфликтных ситуаций; 3) осуществляет деятельность в жестко определенных рамках, по шаблону (нет творчества в работе); 4) склонна злоупотреблять властью. В качестве мер борьбы с негативными проявлениями бюрократии М. Вебер предлагал: 1) создать систему государственного и общественного контроля за ее деятельностью; 2) разработать гарантии, ограничивающие власть бюрократов; 3) предоставлять информацию о ее деятельности.



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
Организация – целевая социальная группа. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация – целевая социальная группа.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)