Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Некоторые специальные формы учебной работы



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Некоторые специальные формы учебной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономическая теория

 

Методические рекомендации

к практическим занятиям

для студентов неэкономических специальностей

 

 

Гродно 2011

УДК 330.1(076.1)

ББК 65.01 Я73

Э 40     

 

Рецензенты:

 

Щербатюк С.Ю. – кандидат экономических наук, доцент;

Карпов В.А. – кандидат экономических наук, доцент.

 

  Э 40 Экономическая теория : методические рекомендации к практическим занятиям для студентов неэкономических специальностей / А.И. Ганчар, Л.Ю. Герасимович, С.С. Захорошко, О.О. Янюк. – Гродно : ГГАУ, 2011. – 238 с.

 

Методические рекомендации для студентов УО «ГГАУ» неэкономических специальностей предназначены для организации самостоятельной работы студентов по курсу «Экономическая теория», проведения практических занятий, диагностики уровня и качества полученных ими знаний по экономической теории.

 

 

УДК 330.1(076.1)

ББК 65.01 Я73

 

Рекомендовано межфакультетской методической комиссией экономического факультета и факультета бухгалтерского учета 30 сентября 2011 г. (Протокол № 1).

 

 

© УО «Гродненский государственный аграрный университет», 2011

© А.И. Ганчар, Л.Ю. Герасимович, С.С. Захорошко, О.О. Янюк, 2011


Содержание

 

Введение……………………………………………………

5

Тематический план ………………………………………..

8

Некоторые специальные формы учебной работы в рамках модулей ……………………………………………

  10

Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине…………………………………………………

  13

 

Планы практических занятий

   

Модуль I Введение в курс. Основы микроэкономики

Тема 1.1

Экономическая теория: предмет и метод…..

21
Тема 1.2

Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике…………………………………….

  32
Тема 1.3

Экономические системы. Собственность в экономической системе……………………..

  44
Тема 1.4

Рыночная система хозяйствования…………

51
Тема 1.5

Спрос, предложение, рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения ………

  59
Тема 1.6

Теория поведения потребителя……………..

71
Тема 1.7

Теория фирмы………………………………..

84
Тема 1.8

Издержки и доходы фирмы…………………

98
Тема 1.9

Рынки факторов производства и распределения доходов……………………...

  113
 

Контрольные вопросы по модулю I………...

122

Модуль II Основы макроэкономики и мировой экономики

Тема 2.1

Основные макроэкономические показатели. 127

Тема 2.2

Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления………………………..   140

Тема 2.3

Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS)……………………….     149

Тема 2.4

Модель совокупных доходов и расходов (КСР)………………………………………….   157

Тема 2.5

Финансовая система и фискальная политика государства…………………………………..   165

Тема 2.6

Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика……   175

Тема 2.7

Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS-LM (КСР)……………………………………..     185

Тема 2.8

Социальная политика государства. Экономический рост…………………………   191

Тема 2.9

Современное мировое хозяйство и его структура……………………………………..   211

Тема 2.10

Формы международных экономических отношений. Платежный баланс страны и его структура…………………………………     220

 

Контрольные вопросы по модулю 2……….. 229

Литература…………………………………………………

234
       

Введение

 

Учебно-методическое пособие, для подготовки к практическим занятиям студентов неэкономических специальностей всех форм обучения, по экономической теории подготовлено в соответствии с образовательным стандартом «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» и опирается на требования типовой учебной программы «Экономическая теория» для неэкономических специальностей, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15.04.2008 г. регистрационный № ТД-СГ 012/тип.  

Учебно-методическое пособиенового поколения по учебной дисциплине «Экономическая теория» предназначено для руководства в своей деятельности студентам неэкономических специальностей. Ее отличительными особенностями, по сравнению с предыдущим типом методических рекомендаций являются: обновленное содержание, акцентация на компетентностном подходе в обучении, значительное усиление роли и доли самостоятельной работы студента, использование современных инновационных педагогических технологий. В рамках совместного сотрудничества преподавателя и студента рекомендации выступают своеобразным «навигатором» добывания знаний, информации и приобретения практико-ориентированных, жизнедеятельностных умений.

В результате изучения дисциплины студент должен: знать и уметь объяснить: основные экономические понятия и категории, тенденции развития объективных экономических процессов, основные задачи экономики, основные экономические цели общества, основы поведения потребителя и производителя в рыночной экономике, основные формы фискальной и денежно-кредитной политики, •       особенность экономических процессов в Республике Беларусь;

Размещенные в пособии тексты-источники, тесты, практические задания составлены авторами методических рекомендаций на основании следующих базовых источников, которые рекомендованы студентам в качестве основной литературы для подготовке к практическим занятиям, к сдаче экзамена по дисциплине:

· Экономическая теория: учеб. пособие /Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Минск: Высш. шк., 2008. – 352 с.

· Базылева, М.Н. Экономическая теория: учеб. пособие / М.Н. Базылева, Н.И. Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 640 с.

· Курс экономической теории: учеб. /М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: “Интерпресервис”, 2003. – 496 с.

· Экономическая теория: учеб. пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой. - Минск, 2006. - 543 с.

· Экономика: учеб. пособие / под ред. В.Л. Клюни, Н.С. Тихонович. -Минск, 2006.-398 с.

· Буглай, В.Б. Международные экономические отношения: учеб. пособие / В. Б. Буглай, Н. Н. Ливенцев; под ред. Н.Н. Ливенцева. - М., 2004. - 256 с.

· Микро- и макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под редГ"М. И. Плотникого. - Минск, 2004. - 185 с.

· Шимов, В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы / В.Н. Шимов. - Минск, 2003. - 299 с.

· Экономическая теория /Под ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой. - Минск, 2003.-344 с.

· Гальперин, В. Микроэкономика: в 2 т. /В. Гальперин, С. Игнатьева, B.     Моргунов. - СПб., 2002. - 851 с.

· Микроэкономика, учеб. пособие / под ред. М. И. Плотницкого. - Минск, 2002. - 426 с.

· Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина;  под общей ред. А.В. Сидоровича. - 3-е изд. - М., 2000. - 416 с.

· Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь. 7 декабря 1998 г., № 218-3 // Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. - 1999. - № 7-9. - Ст. 101.

· Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб. пособие/рук. и ред. A. В. Сидорович. - М., 1997. - 736 с.

· Курс переходной экономики: учеб. для вузов / под ред. Л.И. Абалкина. - М., 1997. - 640 с.

· Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. -Минск, 1997.

Содержание и формы самостоятельной работы студентов определяются в каждом конкретном случае преподавателем, ведущим лекционные и практические занятия.


Тематический план

Содержание

Объем часов

В том числе

лекции практические занятия

 

Модуль I Введение в курс. Основы микроэкономики

Тема 1.1 Экономическая теория: предмет и метод

4 2 2

Тема 1.2 Потребности и ресурсы.

Проблема выбора в экономике

4 2 2

Тема 1.3 Экономические системы.

Собственность в экономической системе

4 2 2

Тема1.4Рыночная система хозяйствования

4 2 2

Тема 1.5 Спрос, предложение, рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

4 2 2

Тема 1.6 Теория поведения потребителя

4 2 2

Тема 1.7 Теория фирмы

4 2 2

Тема 1.8 Издержки и доходы фирмы

4 2 2

Тема 1.9 Рынки факторов производства и распределения доходов

4 2 2

 

Модуль II Основы макроэкономики и мировой экономики

Тема 2.1 Основные макроэкономические показатели

4 2 2

Тема 2.2 Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления

4 2 2

Тема 2.3 Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения

(AD-AS)

4 2 2

Тема 2.4 Модель совокупных доходов и расходов (КСР)

4 2 2

Тема 2.5 Финансовая система и фискальная политика государства

4 2 2

Тема 2.6 Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика

4 2 2

Тема 2.7 Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS-LM (КСР)

4 2 2

Тема 2.8 Социальная политика государства. Экономический рост

4 2 2

Тема 2.9 Современное мировое хозяйство и его структура

4 2 2

Тема 2.10 Формы международных экономических отношений. Платежный баланс страны и его структура

4 2 2

Итого

76 38 38
         

Некоторые специальные формы учебной работы

В рамках модулей

При изучении учебного материала организуются различные формы самостоятельной работы.

Формирование системы теоретических знаний, практических умений и навыков по учебной дисциплине предполагает использование преподавателем некоторых специальных форм учебной работы. Среди них особое место занимают: компьютерное тестирование; доклады, рефераты; индивидуальные задания.

Одной из форм проверки самостоятельной работы студентов является компьютерное тестирование. Оно позволяет разнообразить учебный материал и применяемые преподавателем методические приемы и методы. Практическое занятие становится более живым и интересным. Контакт со студенческой аудиторией и обратная связь становятся самыми непосредственными.

Тестирование может проводиться в разных формах. В виде соперничества команд, с участием и без участия преподавателя, с привлечением экспертов со стороны студентов и пр. Данная форма учебной работы будет более результативной, если наряду с собственно контролем знаний, преподаватель будет комментировать выбираемые студентами ответы. Следует показывать студентам, почему они дают правильные или неправильные ответы и давать дополнительную информацию по рассматриваемому вопросу.

Тестирование рассматривается как форма контроля со стороны кафедры за процессом обучения студентов и позволяет быстро и достаточно объективно оценить знания студента, полученные по предмету.

Для того, чтобы успешно выполнить тесты, студенту необходимо ознакомиться со всем учебным материалом по данному курсу и обратить особое внимание на те темы, по которым предстоит решить тесты. Тесты выполняются на компьютере, поэтому студент должен иметь некоторые навыки работы на нем. Если тесты успешно выполнены, студент допускается к экзамену по предмету.

Тестирование может проводиться как в рамках отдельных тем, так и в целом по модулю. По результатам тестирования преподаватель выставляет студенту рейтинговый балл.

Другой формой организации учебной работы студентов является подготовка докладов, рефератов.

Студент самостоятельно выбирает понравившуюся тему и готовит доклад к следующему занятию. К теме доклада студенту предлагается один, два источника, в которых раскрывается эта тема. Однако студент может готовить доклад и по другим источникам.

Материал доклада должен быть структурированным – содержать титульный лист, основную часть, выводы, список использованной литературы. Высоко оценивается авторская редакция материала и разноплановый, критический подход к изложению материала, содержащий различные мнения по освещаемой проблеме с указанием ссылок на использованные источники. В текст доклада могут включаться схемы, графики, рисунки, которые дают более наглядное представление по существу того или иного рассматриваемого вопроса.

Объем доклада должен составлять 3-4 страницы машинописного текста (формат А4, размер шрифта 14, полуторный межстрочный интервал). Не допускается представление доклада в виде ксерокопий, сканированных страниц, разобщенных выдержек. Преподаватель, проверив доклады, выбирает те, которые будут заслушаны в аудитории на очередном занятии.

Получив доклад после проверки, студент должен внимательно ознакомиться с замечаниями в тексте и выяснить у преподавателя непонятные вопросы.

Следующей формой контролируемой самостоятельной работы студентов являются индивидуальные задания. Они отличаются от рефератов своей практической направленностью, необходимостью проведения расчетов и анализа по выбранной теме.

Индивидуальные задания могут охватывать изучение одной темы или нескольких. Индивидуальный характер заданиям придает возможность выбора студентом любой темы, исходя из его научных интересов.

Каждый студент самостоятельно формирует исходные данные для решения предложенных в этих заданиях производственных ситуаций, используя материалы конкретного СПК. Это не только обеспечивает индивидуальность заданий, но и повышает их реальность, максимально приближая к условиям конкретных сельскохозяйственных производителей. Допускается формирование исходных данных на основе условного предприятия,

Основная часть индивидуальных заданий обязательна для решения всеми студентами, выполнение остальных определяется в зависимости от схемы изучения дисциплины, выбранной студентом.

Студенты, изучающие дисциплину по индивидуальному графику, сдающие предмет экстерном, не посещающие семинарские занятия в силу ряда обстоятельств или не принимавшие участие в работе семинара, кроме названных выше индивидуальных заданий выполняют дополнительные задания.

По согласованию с преподавателем студенты могут выполнять и другие индивидуальные задания в соответствии с их научными взглядами и возможностью получения фактических данных и материалов.

При выполнении индивидуальных заданий необходимо соблюдать предложенную последовательность, что обусловлено логикой изучаемой дисциплины. Каждое последующее индивидуальное задание требует выполнения всех предыдущих, что формирует необходимые знания, умения и навыки.

Выполняя индивидуальное задание, в первую очередь студент должен изучить материал, изложенный в учебной литературе, затем — в монографической и только после этого — данные периодической печати. Для того чтобы содержание индивидуального задания было актуальным, рекомендуется использовать литературные источники, изданные не ранее 2007г.

Индивидуальное задание выполняется студентом самостоятельно. Не допускается дословное переписывание из литературных источников без соответствующих ссылок, а также заимствование индивидуального задания у других студентов. Изложение материала в индивидуальном задании должно быть последовательным, логичным.

Индивидуальные задания выполняются в соответствий со стандартом СТП 20-03-2004 "Общие требования, порядок выполнения и правила оформления студенческих работ и магистерских диссертаций". В конце каждого индивидуального задания приводится список использованной литературы, оформленный в соответствии со стандартом СТП 20-03-2004.

По результатам выполненных индивидуальных заданий организуются семинарские занятия. Студенты, которые отсутствовали на семинарском занятии или не приняли участия в дискуссии из-за неготовности индивидуального задания, выполняют его письменно и сдают преподавателю 'на проверку,

В случае некачественного выполнения индивидуального задания оно направляется студенту на доработку. После доработки индивидуальное задание представляется повторно с первым вариантом.

Тестирование, доклады, рефераты и индивидуальные задания содействуют более глубокому пониманию предмета, приучают студентов к самостоятельной работе с учебной и другой специальной литературой. При выполнении данных видов контролируемой самостоятельной работы студенты совершенствуют и закрепляют полученные знания, формируют экономическое мышление, вырабатывают способность к познанию сущности экономических явлений, закономерностей и взаимосвязей. Одновременно, студенты учатся анализировать и прогнозировать развитие объективных экономических процессов, определять наиболее эффективные способы решения хозяйственных проблем.




2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Некоторые специальные формы учебной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Некоторые специальные формы учебной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)