Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 1.3 Экономические системы. Собственность в экономической системе




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель занятия: рассмотреть содержание, дать характеристику различным типам экономических систем и определить место собственности в экономической системе общества.

План:

1. Понятие, элементы и уровни экономической системы.

Понятие, элементы и уровни экономической системы. Малые и большие экономические системы. Экономическая система общества. Способы координации хозяйственной жизни: традиции, рынок, команда. Натуральное хозяйство: исторические границы, особенности, современные проявления. Рыночное (товарное) хозяйство: условия развития, виды, особенности.

2. Типология современных экономических систем.

Критерии выделения экономических систем: формы собственности, способы координации хозяйственной жизни, преобладающая отрасль (сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг), уровни технологического развития. Типология современных экономических систем. Традиционная экономика. Классический капитализм. Административно-командная экономика. Смешанная экономика.

3. Собственность: понятие, эволюция. Типы собственности по субъектам и объектам.

Собственность: понятие, эволюция. Типы собственности по субъектам: государственная, частная, смешанная, иностранная. Акционерная собственность в современной экономике. Типы собственности по объектам.



4. Разгосударствление и приватизация собственности, их воздействие на трансформацию типов экономических систем.

Типы и формы собственности в Республике Беларусь. Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация. Реформирование собственности в Республике Беларусь. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Литература:

1. Тонкович, В. Собственность в сфере АПК развитие отношений на современном этапе / В. Тонкович // Финансы. Учет. Аудит. - 2011. - №4. - С. 18-19;

2. Лукашенко, А.Г. Правительство : больше эффективности и качественности работы / А. Г. Лукашенко // Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. - 2011. - №3. - С. 23-34;

3. Бычков, Н. Трансформация собственности как процесс системных изменений организационно-экономических отношений / Н. Бычков // Аграрная экономика. - 2010. - №9. - С. 7-13

4. Тур, А.Н. Инвестиционный климат Беларуси: возможности и перспективы / А.Н. Тур // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамiчнага унiверсiтэта. - 2010. - Том 82, №5. - С. 5-12;

5. Федоренчик, Е.Л. Особенности процесса разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь / Е.Л. Федоренчик // Экономический бюллетень. - 2010. - №7. - С. 23-29.

6. Мясникович, М.В. Управление развитием социально-экономических систем: методология, теория и практика / М.В. Мясникович // Проблемы управления. - 2009. - № 1. - С. 10-15.

 

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Дайте характеристику экономической системы и назовите ее основные элементы.

2. Объясните, почему совокупность производственных отношений образует структуру экономической системы.

3. Дайте характеристику институтов и определите их роль в экономической системе.

4. Какую роль в экономической системе играют отношения собственности? Назовите типы и формы собственности.

5. Дайте определение производительных сил.

6. Какие подходы существуют в классификации типов экономических систем и чем они отличаются?

7. Назовите виды экономических систем и охарактеризуйте их.

8. Опишите общий механизм функционирования экономических систем.

9. Назовите причины и источники развития экономических систем.

10. В чем заключается сущность экономического прогресса? Назовите его основные критерии.

11. В чем сущность понятия «собственность»?

12. Посредством каких общественных форм проявляется собственность?

13. Какие общественные процессы имеют место при преобразовании (реформировании) форм собственности?

Тесты:

1. Какие из названных характеристик относятся к рыночной экономике:

а) конкуренция;

б) частная собственность;

в) централизованное планирование и управление;

г) свобода предпринимательского выбора.

 

2. Чьим интересам соответствует увеличение прибыли?

а) частных фирм;

б) земельных собственников;

в) арендодателей;

г) рабочих;

д) потребителей.

 

3. В смешанной экономике роль государства:

а) никак не проявляется;

б) ограничена;

в) значительна;

г) проявляется во многих секторах и отраслях экономики.

 

4. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?

а) потребность;

б) спрос;

в) необходимость;

г) богатство;

д) желание.

 

5. Что понимается под экономической категорией «собственность»?

а) система распределения доходов;

б) отношение человека к вещи;

в) отношения между людьми по поводу обмена продуктами производства;

г) отношения между субъектами по поводу присвоения и отчуждения материальных и духовных благ.

 

6. Какое понятие наиболее полно отражает категорию собственность?

а) владение;

б) пользование;

в) распоряжение;

г) право суверена.

 

7. Разгосударствление – это:

а) национализация предприятий;

б) реприватизация;

в) приватизация предприятий;

г) уменьшение государственного регулирования и контроля над экономикой;

д) предоставление неограниченных прав и свобод производителям.

 

8. Каковы экономические последствия углубления общественного разделения труда?

а) рост производительности труда;

б) повышение качества продукции;

в) развитие отношений обмена;

г) сближение уровней жизни различных слоев населения.

 

9. К инфраструктуре рынка относятся:

а) банки и биржы;

б) магазины;

в) транспорт и связь;

г) авиа и железнодорожные кассы;

д) ярмарки и выставки.

 

10. Преимуществом административно-командной системы является:

а) более высокая производительность труда, в сравнении с другими системами;

б) общественная собственность на средства производства;

в) слабо выраженная социальная дифференциация;

г) возможность быстрой мобилизации ресурсов.

 

11. Какова цель обмена:

а) получение тех товаров, которые производитель сам не создает;

б) увеличение доходов субъектов;

в) извлечение выгоды от неэквивалентного обмена.

 

12. Какое из следующих утверждений верно?

а) Для Швеции, Норвегии характерно господство частной собственности, высокий уровень налогообложения и поощрение частного предпринимательства;

б) В Афганистане и Сомали государство активно вмешивается в экономику и решает социальные задачи;

в) В странах с традиционной экономикой, таких как Болгария, Сербия и Словакия, славянские национальные традиции и ремесла играют значительную роль в развитии промышленности;

г) Для Японской экономики характерен приоритет интересов нации над личными интересами, высокая трудовая дисциплина и ответственность работников.

 

13. Существуют следующие стадии воспроизводства:

а) товар, деньги, товар, потребление;

б) деньги, спрос, предложение, товар;

в) производство, потребление, накопление;

г) производство, распределение, обмен, потребление;

д) спрос, предложение, потребление, накопление.

14. Верно или неверно следующее утверждение: вопрос «что, как, для кого производить» в рыночной экономике решается с помощью ценового механизма.

а) да; б) нет.

15. Верно или неверно следующее утверждение: редкость ресурсов объясняется безграничностью материальных потребностей людей.

а) да; б) нет.

 

16. Верно или неверно следующее утверждение: проблемы «что, для кого, как производить» в командной экономике решается автоматически.

а) да; б) нет.

 

17. Присвоение – это:

в) покупка блага;

а) отношение присущее всякому взаимодействию людей с вещами;

б) титул собственности.

 

18. К субъектам собственности не относятся:

а) юридические и физические лица;

б) государство;

в) ресурсы.

 

19. Нетрудовая собственность образуется за счет:

а) заработной платы;

б) доходов от собственности;

в) предпринимательской деятельности;

г) незаконной деятельности.

 

20. Приватизация предполагает:

а) расширение прав предприятий в принятии решений;

б) верного ответа нет;

в) обязательную смену формы собственности.

 

Основные категории и понятия:

Государственная собственность ( state ownership ) – определенная доля экономики, хозяйственная деятельность которой осуществляется государством.

Командная экономика ( command economy ) – экономическая система, в которой материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляется государством посредством централизованного экономического планирования.

Открытая экономика (open economy) – экономика страны, которая осуществляет экспорт и импорт.

Порочный круг бедности ( vicios cirle of poverty ) – общая доля ряда развивающихся стран – проблема, заключающаяся в том, что низкий доход на душу населения не позволяет осуществлять сбережения и инвестиции в масштабах, необходимых для достижения приемлемых темпов экономического роста.

Промышленно-развитые страны ( industrially advanced countries ) – страны с высоким уровнем доходов.

Рыночная экономика ( marcet economy ) – экономика, в которой только индивидуальные решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов.

Смешанный капитализм ( mixed capitalism ) – экономика, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов.

Традиционная экономика ( traditional economy ) – экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ресурсов.

Централизованное экономическое планирование ( central economic plfnning ) – определение правительством целей экономической политики и направлений использования ресурсов для достижения этих целей.

Экономическая система ( economic system ) – способ организации экономики.




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (145)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7