Тема 1.4 Рыночная система хозяйствования
Цель занятия: рассмотреть условия и причины возникновения рынка и рыночной системы хозяйствования, дать классификацию рынков по различным критериям, охарактеризовать особенности рыночной инфраструктуры и моделей рыночной экономики с учетом выявления особенностей белорусской национальной модели. План: 1. Рынок: понятия, функции. 2. Конкуренция: понятия, виды. Конкуренция: понятие, виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. 3. Классификация рынка. Рыночные инфраструктуры. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике. 4. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования. Модели рыночной экономики. Либеральная модель рынка. Социально ориентированная модель. Национальные модели рыночных систем. Особенности белорусской национальной модели. Литература: 1. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 1 квартале 2011 года // Экономический бюллетень. - 2011. - № 5. - С. 19-64. 2. Котляров, И. На чем стоим и стоять будем. Национальная модель развития белорусского общества / И. Котляров // Беларуская думка. - 2011. - № 4. - С. 66-71; 3. Ермалинская, Н. Эволюция и основные модели агропромышленной интеграции в условиях становления рыночной экономики / Н. Ермалинская // Аграрная экономика. - 2011. - № 3. - С. 7-13; 4. Румянцева, О.И. Финансовая глобализация и ее влияние на денежно-кредитную политику в странах с трансформационной экономикой / О.И. Румянцева // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага унiверсiтэта. - 2011. - № 1. - С. 91-103; 5. Мясникович, М.В. Совершенствование белорусск ой модели хозяйствования в условиях мирового экономического кризиса / М. В. Мясникович // Экономический бюллетень. - 2009. - № 12. - С. 45-52; 6. Зень, С.Н. Идеи М. Вебера и развитие предпринимательства в Беларуси / С.Н. Зень // Кiраванне у адукацыi. - 2009. - № 3. - С. 67-70; 7. Бергер, Я. Китайская модель развития / Я. Бергер // Мировая экономика и международные экономические отношения. - 2009. - №9. - С. 73-81; 8. Гаспадарец, О.И. Потребительский рынок Республики Беларусь: анализ тенденций, основные факторы, эконометрические модели / О.И. Гаспадарец // Экономический бюллетень. - 2009. - № 4. - С. 46-62; 9. Кормаков, Л.Ф. Рынок сельскохозяйственной техники: методологическая концепция оптимизации / Л.Ф. Кормаков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 2. - С. 55-57.
Вопросы и задания для самопроверки: 1. Каково содержание понятия «рынок»? 2. Назовите субъекты и объекты рыночных отношений. 3. Назовите условия возникновения рыночных отношений. 4. Дайте определение рынка как экономического явления. 5. Каковы основные функции рынка и как они реализуются? 6. Каковы, на Ваш взгляд, позитивные и негативные стороны функционирования рынка? 7. Какое содержание вкладывается в понятие «инфраструктура рынка»? 8. Приведите пример отрицательных и положительных внешних эффектов. Объясните, почему эффективность функционирования рынка в условиях возникновения экстерналий снижается. 9. Что такое «рыночная экономика» и каковы основные принципы ее функционирования? 10. Чем определяется специфика моделей рыночной экономики? 11. Заполните недостающую информацию в таблице:
12.Деятельность фабрики по производству клея и металлургического завода связаны с выбросом химических отходов. Назовите три способа, с помощью которых администрация города может отреагировать на отрицательные внешние эффекты. В чем состоят позитивные и негативные стороны каждого из этих способов? 13. Объясните, как фирма – монополист определяет выпуска и назначает цену на продукцию. 14. Если участники олигополии имеют возможность договориться о координации объемов производства, какой объем выпуска они выберут? Если решение об объеме производства принимается каждым олигополистом самостоятельно, как это скажется на совокупном объеме продукции? Обоснуйте свой ответ.
Тесты: 1. В отличие от конкурентного рынка монополист может: а) назначит любую цену на производимый продукт; б) произвести любой объем продукта; в) использовать демпинговые цены.
2. Олигополия – это рыночная структура, в которой: а) может производиться как однородная, так и дифференцированная продукция; б) только одна фирма; в) только один крупный покупатель.
3. Монополист: а) никогда не снижает цену; б) меняет цену только в сторону ее увеличения; в) может цену понижать и увеличивать.
4. Какой из перечисленных товаров никогда не производился в рамках картельного соглашения производителей? а) нефть; б) бананы; в) сахар; г) пшеница; д) кофе.
5. По сравнению с конкурентной фирмой монопсонист будет платить: а) большую заработную плату и нанимать меньше рабочих; б) меньшую заработную плату, но нанимать больше рабочих; в) меньшую заработную плату, нанимая тоже количество рабочих; г) меньшую заработную плату, и нанимать меньше рабочих; д) большую заработную плату и нанимать больше рабочих.
6. Какой из следующих рынков в наибольшей мере соответствует условиям совершенной конкуренции? а) стали; б) автомобилей; в) ценных бумаг; г) бензина; д) услуг парикмахерских.
7. Примером естественной монополии является: а) ОПЕК – международный нефтяной картель; б) компания IBM; в) банк «Российский кредит»; г) издательство «Известия»; д) минский метрополитен; е) минский завод «Горизонт».
8. Олигополия – это рыночная структура, в которой: а) экономическая власть разделена между несколькими хозяйствующими субъектами; б) работает более 100 фирм; в) работает до 100 фирм; г) только одна фирма.
9. Ценовая дискриминация это: а) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары; б) различия в оплате труда по национальности или полу; в) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям; г) повышение цены на товар более высокого качества; д) все предыдущие ответы неверны.
10. Одним из видов олигополии является: а) монопсония; б) дуополия; в) олигархия; г) полиполия.
11. Родоначальником теории олигополии, был: а) О. Курно; б) Э Чемберлен; в) Д. Робинсон; г) Д. Гелбрейт.
12. Что из перечисленного является признаком чистой монополии? а) дифференциация продуктов; б) большие постоянные издержки; в) один продавец. г) наличие технических и технологических барьеров.
13. Свобода входа и выхода с рынка характерна только для: а) совершенной конкуренции; б) совершенной и монополистической конкуренции; в) монополистической конкуренции; г) все перечисленное.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |