Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1.6 Теория поведения потребителя



2019-12-29 289 Обсуждений (0)
Тема 1.6 Теория поведения потребителя 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель занятия: дать определение понятиям потребление и полезность, определить подходы к оценке полезности экономических благ со стороны потребителя, соответственно его рациональность и воздействие на формировании величины спроса.

План:

1. Полезность и рациональность потребителя. Общая и предельная полезность.

Полезность и рациональный потребитель. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности.

2. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.

Предпочтения потребителя и кривые безразличия. Предельная норма замещения и ее экономический смысл.

3. Бюджетные ограничения потребителя. Влияние изменений в доходах и ценах на положение бюджетной линии.

Бюджетное ограничение потребителя. Влияние изменений в доходах и ценах на положение бюджетной линии. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».

4. Равновесие потребителя. Эффект замещения и эффект дохода в поведении потребителя.

 Литература:

1. Ковалев, М.М. Формирование экономического мышления в условиях становления экономики знаний / М. М. Ковалев // Вышэйшая школа: Навукова-метад. i публiц. часопiс. - 2011. – № 1. - С. 22-24;

2. Данильченко, А. Психологические аспекты колебаний конъюнктуры / А. Данильченко, Л. Хмурович // Журнал международного права и международных отношений. - 2009. - № 4. - С. 95-100;

3. Короленок, Г.А. Инновационные технологии на отечественном потребительском рынке / Г.А. Короленок, Г.Г. Гоцкий, Э.И. Гасан // Веснiк Беларускага дзяржаунага эканамiчнага унiверсiтэта. - 2008. - № 6. - С. 78-84.

4. Ельмеев, В.Я. Общие основы политической экономики: потребительная стоимость в экономической науке и практике / В. Я. Ельмеев // Новая экономика. - 2008. - № 9/10. - С. 26-38.

5. Байнев, Б.Ф. Полезностная (потребительно- стоимостная) концепция экономической теории и ее практическое значение для реализации принципов устойчивого развития / Б.Ф. Байнев, Е.А. Дадеркина // Новая экономика. - 2008. - № 1/2. - С. 3-24;

6. Павлов, И. Поведенческая теория - позитивный подход к исследованию экономической деятельности / И. Павлов // Вопросы экономики. - 2007. - № 6. - С. 64-79.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Сформулируйте закон убывающей предельной полезности. Раскройте сущность закона спроса с помощью убывания предельной полезности.

2. Как изменяется общая полезность блага для потребителя, когда количество данного блага увеличивается, а его предельная полезность снижается?

3. Определите излишек потребителя Иванова, который купил 5 ед. блага В по цене 10 дол. за единицу. Полезность первого блага он оценивает в 40 денежных единиц, второго – в 30, третьего – в 20, четвертого – в 15, пятого – в 10 денежных единиц.

4. Чему равна предельная норма субституции блага А благом В в положении потребительского равновесия?

5. Какую информацию несет в себе кривая безразличия? Почему она является нисходящей и выпуклой к началу координат?

6. Потребитель Х в данный момент может израсходовать на покупку товаров 10 дол. Он делает выбор между благом А и благом В. Благо А стоит 2 дол., благо В – 1 дол.

Изобразите на графике бюджетную линию потребителя. На вертикальной оси отложите количество блага А, на горизонтальной – количество блага В.

Объясните экономический смысл бюджетной линии.

Как повлияет понижение цены на благо А на положение на графике бюджетной линии?

Какую информацию несет в себе наклон бюджетной линии? Определите его величину.

7. Покупатель X при цене блага А, равной 3 дол., покупает 2 ед. данного товара. Цена блага уменьшилась с 2 до 1 дол. Определите эффект дохода.

8. Определите эффект замещения для потребителя X, если цена за 1 ед. блага В уменьшилась с 4 до 3 дол. При цене, равной 4 дол., потребитель Х покупал 5 ед., а при цене 3 дол. – 6 ед. блага В.

9. Раскройте сущность закона спроса с помощью эффектов дохода и замещения.

10. Покажите при помощи графика, каким образом кривые безразличия могут быть использованы для построения кривой спроса.

11. Предположим, что на обед потребитель купил 5 яблок. Потребитель оценивает первое яблоко в 10 ед. полезности, второе – в 6, третье – в 2 ед. Четвертое яблоко является относительно излишним, его полезность равна нулю. Пятое яблоко имеет отрицательную полезность, равную «– 5»:

а) какова общая полезность яблок;

б) покажите графически связь между общей (а)) и предельной (б)) полезностью яблок с помощью таблицы (таблицу заполните):

Таблица – Общая и предельная полезность яблок

Порядковый номер

Полезность

предельная   общая
1-е      
2-е      
3-е      
4-е      
5-е      

а)                                                  б)

12. Определите спрос богатого и бедного на благо А, рыночная цена которого равна 10 денежным единицам. Предельная полезность денежной единицы для богатого равна 4, а для бедного – 10 ед. Благо А имеет для них одинаковую полезность.

За первую единицу блага А, предельная полезность которого оценивается в 100 ед., богатый готов заплатить 25 денежных единиц (100:4), а бедный– только 10 (100:10). Вторую единицу блага А, имеющую 80 ед. полезности, богатый согласен приобрести за 20, а бедный – за 8 денежных единиц и т.д. Заполните таблицу, характеризующую цену спроса богатого и бедного потребителей на благо А

Таблица Спрос на благо А

Порядковый номер

Полезность блага

Цена спроса

богатого покупателя бедного покупателя
1-е 100    
2-е 80    
3-е 60    
4-е 40    
5-е 20    

 

Используя данные таблицы, графически изобразите кривые индивидуального спроса богатого и бедного.

13. Проанализируйте, как потребитель «Х» при ограниченном доходе сможет оптимизировать свой выбор и получить наибольшую полезность при покупке одновременно нескольких товаров. «X » может позволить себе расходовать 80 дол. в неделю. «Х» покупает только два товара: товар А по цене 10 дол. за единицу и товар В стоимостью 20 дол. Оцените предельную полезность данных товаров покупателем Х и рассчитанная взвешенная полезность ( MU на 1 дол.):

Таблица Предельная полезность товаров А и В для покупателя «Х»

 

Порядковый номер

Товар А

Товар В

Предельная полезность MU MU на 1 дол. Предельная полезность MU MU на 1 дол.
1-е 210   400  
2-е 180   380  
3-е 160   360  
4-е 140   340  

 

14. Чем вызван показанный на рисунке сдвиг бюджетной линии?

15. В какой точке на рисунке наклоны бюджетной линии и кривой безразличия равны?

16. Эластичность спроса населения на данный товар по цене равна (- 0,5), а по доходу (+ 0,9). В предстоящем периоде доходы населения увеличатся на 4 %, а цена данного товара уменьшится на 3 %.

Как изменится объем спроса на данный товар?

17. На рисунке показана одна из кривых безразличия некоего потребителя и его бюджетная линия. Доход потребителя составляет 150 ден. ед.

Каким будет уравнение бюджетной линии?

18. На рисунке показана одна из кривых безразличия некоего потребителя и его бюджетная линия.

Если цена товара Х равна 5 ден. ед. за штуку, каков доход потребителя?

 

Тесты:

1. Гипотеза о рациональном поведении потребителя заключается в том, что:

а) потребитель делает только то, за что ему платят;

б) потребитель заботится не только о себе, но и об обществе;

в) потребитель стремится к максимуму полезности: при ограниченном доходе;

г) потребитель сравнивает все варианты выбора и останавливается на лучшем.

 

2. Чтобы построить линию «цена-потребление», мы должны:

а) изменять доход и исследовать изменение равновесия потребителя;

б) изменять цену товара X и исследовать изменение равновесия потребителя;

в) изменять доход и цены и исследовать изменение равновесия потребителя;

г) изменять цены товаров X и Y и исследовать изменение равновесия потребителя,

 

3. Товар отвечает требованиям и считается нормальным, если:

а) потребитель с увеличением дохода увеличивает объем его потребления;

б) он не вредит здоровью потребителей;

в) с понижением цены приобретается большее количество этого товара;

г) с увеличением цены потребитель приобретает то же количество данного товара.

 

4. Предельная полезность – это:

а) максимальный уровень полезности, который хочет получить потребитель;

б) полезность, которую потребитель получает от потребления дополнительной единицы блага;

в) максимальная полезность, которую можно получить при потреблении данного количества блага;

г) максимальный уровень полезности, который можно достигнуть при расходовании дайной суммы денег.

 

5. Кривые безразличия не обладают следующими свойствами:

а) кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой менее предпочтительные для потребителя наборы товаров;

б) кривые безразличия имеют отрицательный наклон;

в) кривые безразличия никогда не пересекаются;

г) кривые безразличия выпуклы к началу координат.

 

6. Цена спроса – это:

а) минимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за данный товар;

б) максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за данное количество товара;

в) максимальная цена, по которой продавцы реализуют товар на рынке;

г) минимальная цена, по которой продавец реализует свой товар.

 

7. Товар Гиффена – это:

а) товар, спрос на который падает при росте денежного дохода потребителя;

б) товар, объем спроса на который растет при росте цены этого товара;

в) товар, спрос на который растет при падении реального дохода потребителя и неизменности относительных цен товаров;

г) товар, спрос на который не изменяется при изменении цены этого товара.

 

8. Изменение спроса и изменение объема спроса различаются тем, что:

а) изменение спроса состоит из суммы изменений объемов спроса;

б) изменение спроса происходит при изменении факторов, его определяющих, кроме цены данного товара;

в) изменение объема спроса происходит в результате изменения неценовых факторов;

г) изменение объема спроса – это сдвиг кривой спроса.

 

9. Эффект дохода возникает в связи с тем, что:

а) снижение цены товара увеличивает (при прочих равных условиях) реальный доход потребителя;

б) повышение цены товара увеличивает номинальный доход покупателя;

в) кривые безразличия выпуклы к началу координат;

г) бюджетная линия имеет отрицательный наклон.

 

10. В каком из нижеследующих случаев речь идет об изменении объема спроса:

а) ограничение скорости на дорогах привело к изменению спроса (объема спроса) на нефть;

б) когда страны ОПЕК подняли цены на нефть в 70-е гг., спрос (объем спроса) на нефть снизился;

в) ожидаемая инфляция увеличила спрос (объем спроса) на нефть;

г) когда разразилась ирано-иракская война, среди нефтеперерабатывающих компаний началась паника, что увеличило спрос (объем спроса) на нефть и резко повысило цены.

 

11. Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что:

а) все блага имеют для покупателя разную полезность и поэтому их все можно расположить в порядке убывания этой полезности;

б) необходимо потреблять сначала самые полезные блага, а потом все остальные;

в) полезность от потребления следующей порции блага всегда меньше полезности предыдущей порции.

 

12. Изменение цены одного из товаров при прочих равных условиях:

а) вызовет параллельный сдвиг бюджетной линии;

б) вызовет изменение наклона бюджетной линии;

в) не изменит положения бюджетной линии;

г) приведет к угловому решению.

 

13. Предположение о транзитивности заключается в том, что потребитель, предпочитающий набор А набору В, а набор В – набору С:

а) предпочтет набор А набору С;

б) предпочтет набор С набору Л;

в) будет безразличен в выборе между наборами Аи С.

 

14. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене больше нуля, то товары являются:

а) взаимозаменяемыми;

б) взаимодополняющими;

в) независимыми;

г) нормальными.

 

15. Бюджетная линия не изменит своего положения, если:

а) цена товара Х упадет на столько же процентов, что и цена товара Y;

б) цена товара Х возрастет на столько же процентов, на сколько цена товара Y упадет;

в) как цены, так и доход изменятся в одинаковой пропорции;

г) цены упадут, а доход в той же пропорции возрастет.

 

16. Что произойдет с кривой спроса на тостеры, если вырастет цена хлеба:

а) не изменит своего положения;

б) сдвинется вправо вверх;

в) сдвинется влево вниз;

г) займет горизонтальное положение.

 

17. Наклон бюджетной линии определяется:

а) количеством потребляемых товаров;

б) соотношением предельных полезностей товаров в точке равновесия потребителя;

в) соотношением цен товаров;

г) соотношением общих полезностей товаров в точке равновесия потребителя.

 

18. Эффектом замены называют:

а) изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительных цен;

б) изменение объема спроса, вызванное изменениями реального дохода и относительных цен товаров при неизменности номинального дохода;

в) изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе.

 

19. Кардиналистский подход к понятию полезности в отличие от ординалистского подхода:

а) не требует сравнимости полезностей различных благ;

б) не требует измерения величины полезности;

в) не требует независимости полезностей друг от друга;

г) предполагает возможность определения количественной величины полезности.

 

20. Первый закон Госсена состоит в том, что:

а) в одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает;

б) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении;

в) верно а) и б);

г) нет правильного ответа.

 

Основные категории и понятия:

Потребл е ние (сonsumption) – использование общественного продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей, заключительная фаза процесса воспроизводства.

Производственное потребление ( p roduction consumption)– есть процесс производства, когда потребляются средства производства (орудия труда, сырьё, материалы и т.д.), а также рабочая сила человека, т.е. расходуется его физическая и духовная энергия.

Личное потребление ( p ersonal consumption) – происходит за пределами производства. В процессе его используются или окончательно потребляются предметы потребления.

Полезность ( t he Usefulness Of) – характеристика товаров и услуг, которая отражает удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами. Полезность представляет субъективную категорию, ибо у каждого человека есть свое восприятие удовольствия, удовлетворения и свой круг потребностей.

Предельная полезность ( t he marginal utility) – приращение полезности, дополнительная, добавочная полезность, которую получает потребитель блага при увеличении количества потребляемого блага на одну единицу (в предположении, что все прочие условия потребления, потребление других благ остаются неизменными).

Общая полезность ( overall usefulness of the ) – удовлетворение, получаемое каким-либо субъектом от потребления общего количества какого-либо количества блага. Она характеризует суммарную полезность некоторого количества единиц потребленного блага.

Цена потребителя ( the price of the consumer ) – представляет собой сумму всех расходов покупателя, прямо или косвенно связанных с приобретением продукта. При этом надо различать положительные и отрицательные составляющие цены, которые в ходе потребительского цикла складываются и образуют единую цену, эффективную для потребителя.

Излишек потребителя ( c onsumer surplus ) – разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар (приобретенной полезностью товара), и рыночной ценой этого товара (т. е. оплаченной частью полезности).

Кривая безразличия (the indifference curve) кривая,

отражающая всевозможные сочетания двух различных благ в условиях, когда их общая полезность для потребителя остается неизменной.

Норма субституции ( rate of substitution ) – это количество на которое потребление одного из двух товаров должно быть увеличено (уменьшено) чтобы полностью компенсировать покупателю уменьшение (увеличение) потребление другого товара на одну дополнительную единицу.

Карта безразличия ( map of indifference ) – ряд, совокупность кривых безразличия, каждой из которых соответствует разный уровень полезности определенного товара. Такая карта характеризует предпочтения потребителей.

Бюджетная линия ( b udget line) – это геометрическое место точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ (товарные наборы).

Эффект замещения ( the substitution effect ) – эффект, заключающийся в изменении величины спроса на товар в результате изменения его цены по отношению к ценам других товаров.

Эффект дохода ( the income effect ) – та часть реакции потребителя на повышение или понижение уровня цен, которая отражает возникшие в результате этого изменения в его реальных доходах. Например, потребитель может увеличить покупку тех же товаров, если цены на них снизились, на сумму повышения его реального дохода.


Тема 1.7 Теория фирмы

Цель занятия: дать понятие фирмы, определить ее цели, функции, организационно-правовые формы, факторы и результаты деятельности фирм.

План:

1. Понятие фирмы, ее цели и функции.

2. Организационно-правовые формы фирм.

3. Факторы производства, их комбинация и предельная норма технологического замещения.

Факторы производства. Производство как комбинация факторов производства. Закон убывающей производительности факторов производства. Производственная функция фирмы. «Производственная сетка» и изокванта. Предельная норма технологического замещения факторов производства. Изокоста и ее экономический смысл.

Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы. Краткосрочный и долгосрочный период функционирования фирмы.

Литература:

1. Миксюк, С.Ф. Анализ состояния основных производственных средств в белорусской экономике и факторы повышения их эффективности / С.Ф. Миксюк, В.А. Кустиков, А.В. Наумик // Экономический бюллетень. - 2011. - №4. - С. 26-38;

2. Гануш, Г.И. Фирменная торговля агропромышленной продукцией: особенности организации и функционирования / Г. И. Гануш, В. В. Липницкая // Агропанорама. - 2011. - №2;

3. Ананич, И.Г. Исследование влияния основных факторов производства на эффективность функционирования агропромышленных предприятий / И.Г. Ананич, Т.Н. Изосимова // Сельское хозяйство - проблемы и перспективы : сборник научных трудов : в двух томах / Гродненский государственный аграрный университет. - Гродно: ГГАУ, 2010. - Том 1 : Зоотехния. Экономика. - С. 306-311;

4. Важник, А.А. Стратегия роста для малых, средних и крупных фирм / А.А. Важник // Экономика. Финансы. Управление. - 2009. - № 4. - С. 124-127;

5. Одынская, И.А. Оценка и условия функционирования инновационной фирмы в Республике Беларусь / И.А. Одынская // Новая экономика. - 2009. - № 1/2. - С. 78-81;

6. Бодриков, М. Трудовая теория ценности: проблемные вопросы и историческое значение / М. Бодриков // Вопросы экономики. - 2008. - № 4. - С. 110-129;

7. Пилипук, А. Формирование фирменных торговых систем в аграрном секторе / А. Пилипук // Аграрная экономика. - 2007. - № 8. - С. 13-17;

8. Шаврук, С.В. Стратегические альянсы как форма сотрудничества фирм / С.В. Шаврук // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамiчнага унiверсiтэта. - 2003. – № 2. - С. 33-39.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Раскройте содержание понятий «предприятие», «фирма». Назовите их цели и функции.

2. Назовите виды предприятий, фирм, пользуясь такими критериями классификации, как организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, размеры предприятия.

3. Назовите и охарактеризуйте факторы производства предприятия.

4. Что такое производственная функция? Представьте ее алгебраическую и графическую модели. Почему необходим расчет значений производственной функции предприятия?

5. Охарактеризуйте значение и возможности технологического замещения факторов производства.

6. Сформулируйте критерии равновесия предприятия. Представьте графическую и алгебраическую модели точки равновесия предприятия.

7. Назовите категории, характеризующие результат деятельности предприятия.

8. Охарактеризуйте динамику производительности факторов производства. Что такое закон убывающей отдачи?

9. Каковы источники увеличения объемов производства предприятия? Охарактеризуйте воздействие эффекта масштаба.

Тесты:

1. Производственная функция показывает:

а) какие затраты нужно осуществить на тот или иной объем выпуска;

б) наиболее выгодный для фирмы выпуск при данных ценах на ресурсы;

в) максимальное количество продукта, которое можно получить, используя различные сочетания ресурсов;

г) минимальное количество продукции, которое можно получить, используя данное сочетание ресурсов.

2. Закон убывающей предельной производительности состоит в том, что:

а) со временем производительность земли падает;

б) все ресурсы привлекаются к производству в порядке убывания их производительности;

в) убывает предельный продукт переменного ресурса при постоянных затратах прочих факторов;

г) увеличивается предельный продукт переменного фактора, а общий – снижается с ростом объема выпуска.

 

3. Мгновенным периодом называется период, в котором:

а) все факторы производства рассматриваются как переменные;

б) все факторы производства рассматриваются как постоянные;

в) часть факторов постоянна, а часть является переменной;

г) спрос на факторы производства чрезвычайно высок.

 

4.    Функцией предложения называется:

а) зависимость объема предложения от технологии производства;

б) зависимость объема предложения от спроса на данный товар;

в) зависимость объема предложения от определяющих его факторов;

г) зависимость объема предложения от равновесной цены на данный товар.

 

5. Предельный продукт труда – это:

а) отношение совокупного выпуска к затратам труда;

б) прибавка к выпуску, полученная за счет увеличения затрат труда на 1 единицу;

в) объем выпуска при различных объемах затрат труда;

г) объем постоянных факторов.

 

6. Цена предложения – это:

а) максимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара;

б) минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара;

в) минимальная цена, по которой продавцы продают на рынке свои товары;

г) средняя арифметическая из максимальной и минимальной цены сделки.

7. Длительным периодом называется период, в котором:

а) все факторы производства рассматриваются как постоянные;

б) все факторы производства рассматриваются как переменные;

в) часть факторов производства постоянна, а часть является переменной;

г) фирмы свободно входят в отрасль.

 

8. Закон предложения утверждает, что:

а) существует обратная зависимость между ценой товара и объемом спроса;

б) рыночные равновесные цены и объем продаваемого товара могут изменяться в ответ на изменение спроса и предложения;

в) объем предложения повышается вместе с ценой товара.

 

9. При цене 10 ден. ед. за килограмм индивидуальное предложение картофеля на рынке у трех производителей будет следующим: А = 100 кг, В = 120 кг, С = 80 кг. Общее рыночное предложение составило:

а) 120 кг;

б) 100 кг;

в) 300 кг.

 

10. Если уменьшение цены на 10% приводит к снижению объема предложения на 16%, то данное предложение:

а) абсолютно неэластично;

б) эластично;

в) неэластично;

г) единичной эластичности;

д) абсолютно эластично.

 

11. В таблице представлена зависимость объема выпуска продукции от числа занятых рабочих (прочие факторы производства фиксированы).

 

Число рабочих 0 1 2 3 4 5 6
Выпуск продукции, шт. 0 50 100 136 160 175 190

Предельный продукт 5-го рабочего составит:

а) 175 штук;

б) 24 штуки;

в) 15 штук;

г) (- 3) штуки;

д) невозможно определить.

 

12. Найдите определения соответствующих терминов:

1. Предельная полезность. 2. Карта кривых безразличия. 3. Кривая «доход-потребление». А) Метод описания предпочтений потребителя совокупностью его кривых безразличия. Б) Кривая, соединяющая все точки равновесия на карте кривых безразличия потребителя по мере изменения его дохода. В) Величина прироста совокупной полезности в результате потребления дополнительной единицы определенного товара. Г) Величина, на которую возрастает потребление при увеличении располагаемого дохода на 1 ден. ед. Д) Величина прироста доходов фирмы в результате использования одной дополнительной единицы соответствующего переменного фактора производства.

а) 1 В; 2 А; 3 Б.

б) 1 Г; 2 Д; 3 Б.

в) 1 А; 2 Д; 3 Б.

 

13. Найдите определения соответствующих терминов:

1. Предельная норма замещения. 2. Предельная полезность. 3. Принцип убывания предельной полезности. А) Максимальная величина полезности, получаемой от потребления какого-либо блага. Б) Норма, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим без выигрыша или потери для удовлетворения потребителя. В) Величина добавочной полезности, полученной от прироста величины потребления, равного единице некоторого блага при прочих равных условиях. Г) Принцип, согласно которому количество произведенной продукции убывает по мере увеличения использования ресурсов. Д) Принцип, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления этого блага.

а) 1 А; 2 Д; 3 Б.

б) 1 Б; 2 В; 3 Д.

в) 1 В; 2 Г; 3 А.

14. Универсальными регуляторами в рыночной экономике являются:

а) цены и конкуренция;

б) издержки и прибыль;

в) частная собственность и доход предпринимателя;

г) план, порядок и дисциплина;

д) издержки, прибыль, цена.

 

15. Взаимосвязь фирм и домашних хозяйств осуществляется посредством:

а) планирования;

б) государства;

в) рынков.

 

16. К основным субъектам рыночных отношений относят:

а) государства;

б) бизнес;

в) банки;

г) верны б), в), г);

д) верны а) и б);

е) домашние хозяйства.

 

 

17. По субъектам конкурентных отношений выделяют конкуренцию:

а) все ответы верны;

б) недобросовестную;

в) неценовую;

г) верного ответа нет;

д) ценовую.

 

18. Основу предпринимательской деятельности составляет:

а) государственная форма собственности;

б) частная форма собственности;

в) кооперативная форма собственности;

г) акционерная форма собственности;

д) все ответы верны.

 

19. Верно ли утверждение: фирмы полностью зависимы от окружающего мира - от внешней среды

а) да; б) нет.

 

20. Что из перечисленного не относится к организационным формам фирм?

а) корпорация;

б) малое предприятие;

в) акционерное общество;

г) кооперативы;

д) нет правильного ответа.

Основные категории и понятия:

Антимонопольное законодательство ( antitrust statutes ) – совокупность законов и других нормативно-правовых актов, направленных против злоупотреблений фирмами монопольной властью.

Асимметрия информации ( information asymmetry) – ситуация, когда отдельные участники рынка располагают важной информацией, доступа к которой не имеют другие заинтересованные лица. Государство может сглаживать асимметричность путем контроля за качеством, распространения нужных потребителям сведений, пресечения ложной информации и др.

Бюджетная линия ( budget line ) – кривая, показывающая все возможные варианты сочетания количества двух товаров, которые потребитель может купить при данном уровне его денежного дохода.

Внешние (явные) издержки ( explicit cost ) – это денежные выплаты поставщикам ресурсов, не принадлежащих данной фирме.

Внешние эффекты, экстерналии ( externalities , spillover effects ) – издержки или выгоды, не отраженные в рыночных ценах, выпадающие на долю третьих лиц, не участвовавших в сделке.

Возрастающая отдача от масштаба ( increasing returns to scale ) – свойство производственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска продукции увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов производства (с ростом факторов в N раз объем выпуска увеличивается более чем в N раз). В этом случае долгосрочные средние издержки фирмы снижаются при увеличении объема производства.

Государственное регулирование ( government intervention ) – комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических субъектов для достижения поставленных экономических целей. Различают административные методы государственного регулирования через расширение государственного сектора экономики, законотворчество и экономические методы, осуществляемые посредством различных мер экономической политики.

Денежный доход ( money income ) = номинальный доход ( nominal income ) – количество денег, полученных отдельными лицами или группами лиц в течение определенного периода.

Долгосрочный период ( long run ) – период времени, достаточный для изменения количества всех занятых в производстве ресурсов, включая производственные мощности.

Домашнее хозяйство ( household ) – субъект экономической деятельности, являющийся потребителем товаров и услуг и собственником (поставщиком) ресурсов. Полученные доходы расходуются на удовлетворение личных потребностей.

Закон убывающей предельной полезности ( law of diminishing marginal utility ) – по мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность уменьшается.

Закон убывающей предельной производительности фактора ( the law of diminishing marginal returns ) – утверждает, что последовательное увеличение количества одного фактора производства при неизменности всех других, начиная с определенного момента, приводит к уменьшению предельного продукта переменного фактора.

Изокванта, или кривая равного продукта, ( isoquant ) – кривая, представляющая все возможные комбинации двух переменных факторов (ресурсов), обеспечивающих одинаковый объем выпуска продукции.                                      

Изокоста, или линия равных издержек, ( isocost ) – линия, отражающая различные комбинации двух переменных факторов, затраты на приобретение которых составляют равные суммарные издержки: С = Рl xL + Рk xK, где Рl и Рkцена труда и капитала, L и K – количество труда и капитала.

Карта кривых безразличия ( indifference map ) – ряд кривых безразличия, каждая из которых представляет разную степень полезности, возрастающую по мере удаления от начала координат. Характеризует предпочтения потребителя.

Корпорация ( corporation ) – объединение, основанное на долевом участии в капитале, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников.

Корректирующая субсидия ( corrective subsidy ) – субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, позволяющая приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам.

Корректирующий налог ( corrective tax ) – налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек.

Краткосрочный период ( short - run ) – период времени слишком короткий для изменения предприятием своих производственных мощностей, но достаточный для изменения степени интенсивности их использования.

Кривая безразличия ( indifference curve ) – кривая, показывающая различные варианты сочетания двух товаров, приносящих потребителю одинаковую полезность.

Минимальный эффективный размер фирмы ( minimum efficient scale ) – наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки.

Общий (валовой) продукт ( total product , TP ) – общее количество продукции, произведенной за определенный период времени.

Отдача от масштаба ( returns to scale ) – соотношение между относительным изменением величины затрат факторов производства и относительным изменением объема выпуска продукции.

Отраслевой спрос на ресурс ( industry demand for an input ) – суммарное количество производственного ресурса (или его услуг), на которое предъявляют спрос все фирмы в отрасли при различных возможных ценах на данный ресурс.

Отрасль ( industry ) – группа фирм (или одна фирма), производящих идентичную или схожую продукцию.

Отрицательный внешний эффект ( negative externality ) – возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит третьим лицам дополнительные издержки. Они могут проявляться как при производстве, так и потреблении товаров (загрязнение окружающей среды, потребление алкоголя и др.). Отрицательные внешние эффектывызывают перепроизводство товаров и услуг по сравнению с общественно эффективным объемом. 

Партнерство ( partnership ) – объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении.

Политика доходов (incomes policy) государственная политика перераспределения национального дохода посредством налогообложения и трансфертных платежей для поддержания доходов наименее обеспеченных членов общества.

Положительный внешний эффект ( positive externality ) – возникает в случае, если деятельность одного экономическ



2019-12-29 289 Обсуждений (0)
Тема 1.6 Теория поведения потребителя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1.6 Теория поведения потребителя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)