Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Журнал коррекционной работы




Отражаются результаты выполнения учебно - диагностических работ. Два типа заданий: задания, построенные на внеучебном материале и на учебном материале. Педагогическое тестирование проводится 1 раз в месяц. 1 уровень – умением овладел, 2 уровень – в основном овладел, 3 уровень – частично овладел, 4 уровень – не овладел. В ряде работ указывается количество допущенных ошибок и подчеркиваются характерные. Целесообразно отмечать время, которое потребовалось для выполнения задания.

Диагностические данные могут служить основани­ем для направления ребенка с целью углубленного исследова­ния на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В свя­зи с этим педагог должен грамотно, полно и аргументированно оформить педагогическое представление (характеристику) на ребенка (Приложение 1). В этом ему помогут материалы, разработанные М.М.Семаго с со­авторами /18/ (Приложение 2).

На основании полученных результатов осуществляется составление индивидуального образовательного маршрута ребенка с указанием определенной траектории образования в календарно-тематическом, поурочном планировании (включая индивидуальные и групповые коррекционные занятия).



Педагогу в процессе деятельности важно осуществлять взаимодействие со специалистами психолого-педагогической службы школы. Формы организации такого взаимодействия могут быть различны (психолого-медико-педагогические консилиумы, педсоветы, методические объединения учителей, семинары, консультирование и прочее). Если в школе отсутствуют данные специалисты, педагог при желании и необходимости может получить консультации в ПМПК.

Важным моментом в деятельности педагога является работа с родителями ребенка, имеющего ЗПР /рекомендации для родителей см. в ПРИЛОЖЕНИИ 3/.

Необходимо отметить, что активизации роли родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий обеспечивает:

· единство требований к ребенку;

· системный контроль за выполнением заданий;

· оказание своевременной помощи ребенку с учетом его личностных особенностей;

· комплексный характер и достоверность диагностических исследований.

Не менее важной является работа с родителями обычных детей, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям /18/.

Педагог обязанследить за охраной и укреплением здоровья ребенка. Необходимо предупреждать психофизические перегрузки, эмоциональные срывы, детский травматизм через организацию физкультминуток на уроках, физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, проведение занятий на свежем воздухе. В классном коллективе следует создавать психологический комфорт.

Учитель может реализовывать коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки.

Каждый педагог, обучающий школьников с ЗПР в условиях интегрированного обучения, должен учитывать, что любая форма педагогического общения носит три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую /2/.

«Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.» /2/.

Интегрированное обучение школьника с задержкой психического развития в условиях массовой школы обязательно учитывает проведение групповых или индивидуальных коррекционных занятий.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения, разработанные  в ГНУ «ИКП РАО /по материалам «Концепции коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений, разработанной в ГНУ «ИКП РАО» /10/:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире
и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 

Коррекционная работа способствует развитию познавательной активности учащихся, улучшает их адаптацию в среде сверстников, повышает уровень их самооценки. В рекомендациях автора программ коррекционного обучения детей с ЗПР С.Г.Шевченко представлены направления работы для пробуждения познавательной активности и реализации резервных возможностей детей с ЗПР /9/:

× «развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению:

× артикуляционного аппарата,

× фонематического слуха,

× мелких мышц руки,

× оптико-пространственной ориентации,

× зрительно-моторной координации и др.;

× обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;

× введение, в соответствии с принципом осознания школьниками процесса обучения, в состав содержания образования знаний о собственном «Я» ребенка, формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.);

× приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, так.как эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;

× формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку;

× усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно и др.;

× расширение содержания учебной деятельности, требующего от школьников интеллектуального напряжения;

× обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться;

× адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач;

× отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов, использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);

× взаимообучение, диалогические методики;

× оптимальность темпа с позиции полного усвоения;

× обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин».

 

Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения:

o Поэлементная инструкция.

o Повтор инструкции.

o Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).

o Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)

o Речевой образец

o Демонстрация действий.

o Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).

o Опора на рифму.

o Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)

o Подбор по аналогии.

o Подбор по противопоставлению.

o Чередование легких и трудных заданий (вопросов)

o Совместные или имитационные действия.

o Начало действия.

o Сопряженная или отраженная речь.

o Начало фразы.

o Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома).

o Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).

o Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).

o Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).

o Многократное усиление функции.

o Создание проблемных ситуаций.

o Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.

o Обращение к товарищу с вопросами.

o Работа со словарями на время.

o Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

o Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)

o Найди ошибку.

o Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).

o Группировка по общности признаков.

o Исключение лишнего.

o Образец выполнения задания с подроб­ным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

5. Введение физминуток через 15-20 минут урока.

6. Создание ситуации успеха на занятии.

7. Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.

8 Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических). 

9 Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими пор­циями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.

10 Синхронизация темпа урока с возможно­стями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).

11 Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной школе не должно отводиться больше 10-15 минут, в среднем звене- 15-20).

12 Точность и краткость инструк­ция по выполнению задания.

Примеры коррекционных приемов по учебным предметам представлены в ПРИЛОЖЕНИИ:      

математика – ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

русский язык – ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

английский язык – ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

 

 Работа по коррекции учебной деятельности у учащихся с ЗПР должна быть направлена на развитие и совершенствование умения:

× работать в определённом темпе;

× осознавать цель инструкции;

× удерживать в памяти инструкцию;

× отвечать на вопрос и выполнять задание в соответстие с инструкцией;

× выполнять инструкцию с первого предъявления и осуществлять самоконтроль;

× рационально организовывать своё время на занятии;

× анализировать ответы друг друга;

× проверять работу и организовывать свой труд на занятии;

× выражать мысли грамматически правильно оформленным предложением;

× формулировать задания для коллективной работы в определённое время;

× своевременно обращаться за помощью;

× работать по индивидуальным карточкам;

× работать самостоятельно, если задание доступно для выполнения;

× анализировать работу друг друга;

× делать вывод в конце задания;

× соблюдать речевой этикет.

Работа по коррекции двигательной сферы может проводиться как во время уроков, так и после уроков, например, на занятиях группы продленного дня. Следует включать специальные упражнения на:

· развитие и совершенствование статической основы движений

· развитие динамической координации движений;

· развитие ритмической организации движений, переключаемость;

· упражнения с предметами;

· развитие графических навыков.

Примеры упражнений представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 5

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (136)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.039 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7