Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Актуальные проблемы образования в XXI веке



2019-12-29 282 Обсуждений (0)
Актуальные проблемы образования в XXI веке 0.00 из 5.00 0 оценок




Соавтор А.А. Саламатов

 

В начале XXI века в обществе сложилось истинное понимание того, что человечество не просто перешагнуло еще одну примечательную календарную дату, а вступило в новую эпоху – эпоху, которая даст обществу новые шансы и бросит новые вызовы. Начало третьего тысячелетия выпало на переломный этап истории цивилизации.

Два последних столетия прошли под знаком прогресса техногенной цивилизации. Этот тип цивилизационного развития возник в европейском регионе в эпоху становления капитализма, а затем стал распространяться по всему миру. Его важнейшим признаком является ускоренный научно-тех­ни­ческий прогресс, порождающий изменения во всех сферах социальной жизни.

XX век стал веком торжества естественных наук и, как минимум, трех научных революций – квантовой, компьютерной и биомолекулярной. Перед наукой стояла одна основная задача – разработать эффективные технологии, гарантирующие существование государства. Человек ХХ века вышел в космос, спустился в морские глубины, создал мощные машины, присутствовал при зарождении новых информационных технологий [микророботехники (нанотехнологии), виртуальной реальности, телеприсутствия], всемирная па­у­ти­на компьютерных сетей охватила всю планету и открыла невиданные возможности для информационного обмена.

Последняя четверть прошлого века была отмечена замечательными открытиями и достижениями, определившими научный прогресс. Люди овладели знаниями и техническими возможностями, сравнимыми с силами природы.
В какое-то время казалось, что удастся найти решение многих встающих перед человечеством проблем. Но этого не произошло. Решение одних проблем всякий раз порождало новые, подчас более серьезные. Человек покорил термоядерную энергию и сам стал ее заложником, научился в невиданных масштабах использовать богатства природы, но гораздо менее преуспел в залечивании нанесенных ей ран и оказался неприспособленным к новому темпу развития цивилизации.

Поэтому в XXI веке назрела необходимость смены приоритетов, переоценки ценностей, формирования новых алгоритмов в развитии цивилизации. Постиндустриальное общество можно интерпретировать как начало перехода к новому типу цивилизационного развития. Его формирование будет связано не только с технологической революцией, но и реформацией, критикой и пе­ресмотром ряда прежних базисных ценностей техногенной культуры: идеалов потребительского общества, его отношения к природе, культу силы как основе преобразующей деятельности. Теперь основной задачей науки и образования как необходимого условия ее развития становится оценка рисков.

Только сейчас человечество смогло ясно увидеть и оценить реальности и тупики мировой динамики и всерьез заговорило о глобальных проблемах XXI века. К ним относят деградацию окружающей среды, демографический взрыв, угрозу истощения природных ресурсов и нехватки в мире энергии и продовольствия, растущую пропасть между богатыми и бедными странами. Подлинно транснациональный характер приобрели такие явления, как организованная преступность, терроризм, незаконный оборот наркотиков, детская преступность.

Одна из особенностей современного мирового развития – быстрый рост населения и надвигающийся демографический кризис. Если в течение первой половины XX столетия общее число жителей увеличилось на млрд чело­­век
(с 1,5 млрд до 2,5 млрд), то, по оценкам экспертов, в следующее десятилетие оно возрастет более чем на 1,5 млрд, а к 2015 г. население мира составит 7,8 млрд человек.

Россия в 1992 г. вступила в стадию депопуляции, и за прошедшие годы естественная убыль населения составила более 4 млн человек. Это больше численности целой страны, например, такой, как Ирландия или Новая Зеландия. Уровень рождаемости в России является одним из самых низких в Европе. На 40 % он не обеспечивает даже простого замещения поколения родителей их детьми. Но главным фактором депопуляции оказывается непомерный рост смертности, который сопровождается весьма неприятными особенностями. Во-первых, сверхсмертность мужчин, продолжительность жизни которых в настоящее время составляет менее 60 лет. Как следствие, в первой четверти текущего столетия будет наблюдаться резкая диспропорция полов – женщин будет существенно больше, особенно старших возрастов. Во-вторых, более высокие темпы смертности трудоспособного населения по сравнению с населением страны в целом. В-третьих, высокая младенческая смертность, которая в 3–4 раза превышает аналогичные показатели развитых стран.

Наблюдаемая диспропорция увеличения населения планеты в целом и сокращения численности России ведет к еще более серьезным проблемам. Так, мировой спрос на продовольствие возрастет к 2020 г. на 64 %, в том числе в развивающихся странах – почти на 100 %. Сегодня развитие сельского хозяйства уже не поспевает за изменениями в объеме и структуре мирового спроса на продовольствие. Если подобную тенденцию не приостановить, то в ближайшие два–три десятилетия потребность в импорте недостающих продуктов питания может увеличиться в несколько раз [8].

Отсюда вытекает еще одна проблема, наименее изученная (из-за неполных данных и неопределенности будущих тенденций), и, на наш взгляд, самая важная – проблема незаконных международных миграций. Приведем такой пример. В 1990 г. Северная Африка, Япония и Австралия имели по 140 млн жителей. Население Японии и Австралии, вероятно, стабилизируется примерно на этом уровне, но население Северной Африки может утроиться уже к 2050 г., в то время как, начиная с 70-х гг. прошлого столетия, производство продовольствия на душу населения здесь ежегодно сокращается примерно на 1 %. Территориальные и продовольственные проблемы, которые возникнут только на этом континенте, приведут к вынужденной незаконной международной миграции во многие страны мира, в том числе Россию.

Ожидается, что в России в ближайшем будущем произойдут существенные перемены в миграционной подвижности населения, которая приобретет не столько внутриполитический, сколько геополитический характер. Уже сейчас возникла сложная обстановка на Дальнем Востоке, где с каждым годом возрастает нелегальное переселение из сопредельных государств в Россию, так как плотность населения по разную сторону границы в этом регионе отличается примерно в 20–30 раз.

Энергокризис 1972–1981 гг. дал толчок развитию энергосберегающих технологий, а главное – крупномасштабной геологоразведке, открытию новых нефтегазовых и угольных источников в различных регионах мира. В итоге обеспеченность мировыми запасами ископаемого топлива не ухудшилась, а, наоборот, возросла: только с 1990 по 1995 гг. она увеличилась по углю с 400 до 440 лет, природному газу – с 60 до 67 лет, нефти – с менее чем 40 до 42 лет. При этом мировое потребление добываемых первичных энергоресурсов постоянно растет. Таким образом, глобальной энергетической опасности в ее прежнем понимании как абсолютной нехватки энергоресурсов в мире практически не существует, однако, с точки зрения замены традиционных источников энергии альтернативными с целью увеличения экологической безопасности, проблема надежного обеспечения человечества энергией остается.

К концу ХХ века антропогенное давление на природу достигло размеров, при которых она стала утрачивать способность к самовосстановлению. Ухудшилось общее состояние водных ресурсов – рек, озер, водохранилищ, внутренних морей. Под влиянием хозяйственной деятельности происходит истощение водоемов, исчезают малые реки. Между тем глобальное потребление воды с 1940 по 1980 гг. возросло в два раза. Как следствие, 80 стран, на которые приходится 40 % населения, испытывают нехватку пресной воды.

Особую опасность представляет растущий уровень загрязнения атмосферы из-за выбросов отравляющих веществ промышленными предприятиями и транспортом, в результате чего в ряде районов мира суммарное содержание вредных веществ превосходит допустимый уровень концентрации в 10 и более раз, создавая опасность для здоровья и жизни людей, растительного и животного мира. Истощение озонового слоя ведет к изменению радиационного и термического режимов глобальной атмосферы, увеличивает крайне опасное для людей ультрафиолетовое излучение Солнца.

Наиболее губительно по своим последствиям антропогенное воздействие на почвенный покров Земли. В мире остается все меньше свободной для распашки почвы. Человечество уже потеряло около 2 млрд га некогда плодородных земель, превратив их в пустыни и «бедленды». При этом скорость ветровой и водной эрозии земли в результате сведения лесов, неправильной агрокультуры только за последние 50 лет возросла в 30 раз по сравнению со среднеисторической.

Но самый большой резонанс получила опасность глобального изменения климата. Причина – растущий из года в год уровень выброса углерода в атмосферу в результате сжигания все увеличивающихся масс ископаемого топлива и древесины. Ныне он достигает 6 млрд тонн в год. Если не предпринять кардинальных мер, его концентрация к 2025 г. удвоится, что способно вызвать «парниковый эффект». При таком развитии событий температура воздуха к 2100 г. может подняться в среднем на 1,5–4,5 градуса на всей планете [8].

К спасению природы были подключены ученые, правительственные учреждения, международные организации. В результате получили развитие экологические исследования, ускорилось формирование природоохранного права, были созданы целые отрасли по защите окружающей среды. Однако природоохранная деятельность активизировалась преимущественно в развитых государствах и по своим масштабам отстает от потребностей в восстановлении среды. В то же время быстрый рост населения и высокие темпы экономической активности в развивающихся странах увеличили давление на биосферу Земли, причем в условиях, когда необходимых средств для проведения экологических мероприятий у этих стран просто нет.

Человечество окружает не только природная, но и социальная среда. От того, насколько государство и общество способны обеспечить своим гражданам безопасность, зависит жизнь каждого человека. Мировое сообщество сделало крупный шаг вперед в сторону демократии, защиты прав человека и основных свобод, улучшения экономических и социальных условий жизни людей. Но оно не смогло предотвратить насилие в самых различных его проявлениях, в том числе и в форме преступлений.

Отличительная черта современной преступности – ее организованный характер. В качестве инициаторов и исполнителей преступлений выступают хорошо организованные группировки, располагающие новейшими системами оружия, средствами связи и коммуникаций, охранной сигнализацией, прослушивающими устройствами, радио-, телевизионными и компьютерными се­тями, квалифицированными штабами, оперативными службами, заранее разработанными программами осуществления преступных операций.

Одно из наиболее опасных и распространенных преступлений – международный терроризм. Его цели многообразны: это попытки изменить политический строй, свергнуть руководство той или иной страны, навязать в качестве официальной идеологии сектантские, националистические, фундамента­­листские и иные воззрения; подрыв стабильности в обществе, запугивание населения, провоцирование военных действий, требование освободить от аре­­ста соучастников террористических актов, получить выкуп и иные материальные выгоды и т.п. Арсенал используемых средств весьма широк: убийство политических лидеров, захват заложников, вербовка, финансирование, обучение наемников, их использование в военных и террористических актах, угон самолетов, захват теле- и радиоцентров и многое другое.

Человечество готовилось к третьей мировой войне, но, по сути, она уже идет. После выхода терроризма на арену мировой истории (зловещие по своей мощи террористические акты в России, США, Индонезии и многих других странах) стали очевидны для всех доведенные до предела противоречия мировоззренческого характера. Усиливающееся противостояние по сути своей есть предвестник столь вероятного в будущем глобального цивилизационного апокалипсиса: духовная деградация приведет человечество к физической гибели [3].

Глубокую тревогу мирового сообщества вызывают преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Процесс развивается настолько быстро, что его сравнивают с эпидемией. Нелегальная международная торговля наркотиками охватывает практически все страны мира. Сформировались мощные группировки, располагающие широкой сетью торговых и производственных предприятий, собственными лабораториями, специально обученным персоналом.

Непосредственно с этой проблемой связан рост детской преступности, которая, если не принять экстренных мер, захлестнет в скором времени весь мир. Ведь только в России около 2 млн бездомных детей, которые в первую очередь относятся к группе риска по вовлеченности в преступную деятельность. Несомненно, это следствие снижения общего и среднего образования: по данным, приведенным директором Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, доктором экономических наук Н.М. Римашевской, примерно 12 % детей вообще не посещают школу, что, в свою очередь, является следствием острого кризиса социальных ценностей и ориентаций, падения нравов и разрушения моральных принципов [11].

Несомненно, человечество отдает себе отчет в нависших над ним опасностях. Однако оно еще не разработало средств борьбы с этими угрозами, несмотря на многочисленные международные совещания и серьезные и неоднократно повторяющиеся предупреждения, вызванные глобальными катастрофами различного характера.

Но причем здесь, казалось бы, образование? Разве мировые катаклизмы в современном мире порождены несовершенством образования? Разве даже самое лучшее образование одной страны или ряда стран может сколько-нибудь эффективно влиять на будущее всего мира, всей цивилизации? Решение проблем напрашивается само собой: накормить голодных, устранить вопиющие различия в уровне жизни богатых и бедных, найти пути упреждения и предотвращения больших и малых конфликтов – и мир будет спасен…. Но кто и как будет это делать? Пора осознать: все люди, от президентов до рядовых граждан, – продукт системы образования. Почему продукция наших пред­приятий в подавляющем большинстве неконкурентоспособна на мировых рынках? Конечно, это явление можно объяснить недостатками нашей внутренней политики, экономики, организации производства и т.д. Но ведь все политики, экономисты, инженеры и рабочие учились в наших российских школах, профтехучилищах, техникумах, вузах, и, таким образом, система образования ответственна за экономическое, социальное, нравственное состояние страны.

Перед лицом многочисленных проблем, которые ставит перед нами будущее, образование является необходимым условием для того, чтобы дать человечеству возможность продвигаться вперед к идеалам мира, свободы и социальной справедливости. Подобная политика может содействовать созданию более совершенного мира, устойчивому человеческому развитию, взаимопониманию между народами. Ключевой задачей здесь является активное участие в жизни общества, что, в свою очередь, определяется чувством ответственности каждого из нас.

Безответственность в России стала основной причиной повторяющихся из года в год стихийных бедствий, которые приобрели поистине катастрофические масштабы. Чего только стоят наводнения в Якутской области и Краснодарском крае, лесные пожары на Дальнем Востоке и в Центральной части России. Аналогичные проблемы при географических и, соответственно, климатических различиях в данных регионах свидетельствуют о том, что их виновником в большинстве случаев является сам человек, которому с ранних лет не прививали чувство ответственности за свою деятельность, которую он должен осуществлять во благо общества и государства.

Мы не случайно уделили столь пристальное внимание рассмотрению основных глобальных проблем и связанных с ними последствий, которые ждут человечество в XXI веке. Все это свидетельствует о неудовлетворительном состоянии общественной морали, изменение которой в лучшую сторону в решающей мере зависит от сферы образования, направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных качеств.

Интеллект есть самый дорогой ресурс и продукт, которым располагает общество, стремящееся к развитию. Он обладает двумя уникальными свойствами: во-первых, самовоспроизводится – чем больше его используют, тем совершеннее он становится; во-вторых, умножает имеющиеся материальные ресурсы, потребное их количество для реализации определенных целей уменьшается. А формируется интеллект в системе образования. Каковы образы в головах людей, как они мыслят и действуют, такую жизнь они и создают для самих себя и других. Это и есть реальное образование в действии.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. четко обозначена его роль на современном этапе развития нашей страны. Она определяется «задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития» [7, с. 97].

Итак, первое столетие нового тысячелетия видится в координатах стремительных перемен, резкого ускорения исторического времени, глобализации, универсализации и доминирования новых информационных технологий. Мы констатируем мощные успехи биотехнологии и генной инженерии, на наших глазах происходит новый прорыв в космонавтике – рождаются одноступенчатые орбитальные корабли, которые принесут долгожданный и общедоступный выход в космическое пространство. Не исключено, что именно в наше время начинается новая эпоха в энергетике. Возможно, не «старые добрые» атомные и термоядерные реакции, а практические результаты на основе теории супергравитации, квантовой хромодинамики и «суперструн» дадут нам новые, экономичные и более безопасные источники энергии [2].

С целью определения перспективных научных направлений специалистами испанского Института перспективных разработок и технологий в конце ХХ века был проведен анализ прогнозно-аналитических материалов, подготовленных в ведущих европейских странах и Японии. Эксперты выделили восемь направлений: информационные технологии и средства связи, здравоохранение, среда обитания человека, экологически чистые технологии, энергетика, автоматизация производства, транспорт, новые материалы. По мнению экспертов, значительное количество перспективных технологий будет реализовано в первом десятилетии текущего века [1].

Темпы роста цен на наукоемкие изделия многократно опережают динамику цен на сырьевые товары. Россия может занять передовые позиции и быть конкурентоспособной на мировом рынке наукоемкой продукции. Прогноз на 2015 г. показывает, что только внешний рынок наукоемкой продукции составит около 6 трлн долларов в год, из которых около 2 трлн – это информационные услуги. Нашей стране по силам иметь на этом рынке 8–12 %, или 500–600 млрд долларов в год.

Приоритетными технологиями в России могут стать авиация, космос, судостроение, ядерная энергетика, спецхимия и металлургия, биотехнология, специальное машиностроение, телекоммуникации и связь, автомобилестроение, микроэлектроника. По этим направлениям в стране есть собственные научные школы и в целом имеющуюся базу знаний для выхода на конкурентоспособный уровень можно оценить в 70–80 % от мирового.

Наряду с нарастанием темпов научно-технического прогресса это будет столетие все более жестких ресурсных, экологических и демографических ограничений. Но чем более жесткие требования будет выдвигать перед человечеством природа, тем большее значение, по мнению министра образования РФ В.М. Филиппова, будут приобретать человеческие способности, дарования и качества. В этом смысле можно сказать, что, в отличие от ХХ века, который принято было называть веком научно-технического прогресса, XXI век призван стать веком человеческих качеств [13]. Это означает, что текущее столетие станет веком образования, ибо только оно обеспечивает становление человека не только биологического, но и социального существа, как мыслящей и ответственной личности, как носителя культуры и представителя конкретной профессии.

Для того чтобы осмыслить роль образования в решении проблем наступившего столетия, небесполезно рассмотреть итоги его развития в минувшем веке, оценить опыт проведения образовательных реформ в России и за рубежом.

ХХ век завершил величайшее начинание Просвещения: превратил образование из частного, семейного, в лучшем случае, конфессионально-со­словного дела в первейшее общественное и государственное дело. Если в первое десятилетие минувшего века доля грамотных в составе населения Земли в возрасте от 8 до 48 лет по самым оптимистическим оценкам не достигала и 20 %, то к концу столетия человечество вплотную подошло к всеобщей грамотности молодежи и взрослых. За небольшими исключениями во всем мире обеспечивается бесплатное начальное, а во многих странах и основное среднее образование детей за государственный счет.

Именно в ХХ веке право на образование стало фундаментальным правом личности, закрепленным в общепризнанных правовых актах и основных законах большинства государств. В результате образование превратилось в мощную общественную силу, оказывающую непосредственное влияние не только на развитие науки и культуры, но и на экономику, социальные и политические процессы, на качество жизни каждого конкретного человека [13].

В России все основополагающие задачи в сфере образования, которые человечеству удалось реализовать в ХХ веке, разрешены в полном объеме. За короткие сроки в нашей стране была ликвидирована неграмотность и создана разветвленная сеть учебных заведений, от дошкольных до высших. Тех результатов, для достижения которых, как считали многие, стране понадобится не менее ста лет, Россия в первой половине ХХ века посредством «народного всеобуча» добилась в рекордно короткие сроки.

В СССР была создана кадровая и материальная база одной из лучших в мире систем образования. В предреволюционное время в стране насчитывалось 0,36 % образованных людей. К концу третьей четверти ХХ века высшее образование имели 14 % населения, а если учесть и среднее специальное, то почти 30 % можно было считать образованными людьми. Мощный скачок в образовании позволил России занять лидирующие мировые позиции в области науки и техники. Благодаря интеллектуальному богатству, безоговорочной поддержке системы образования, наша страна по многим показателям опережала ведущие мировые державы. Надо признать, что даже сегодня мы живем благодаря инерционному движению этой мощной системы.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца ХХ века также оказали существенное влияние на российское образование. За короткий срок оно адаптировалось к принципиально новым условиям политической жизни, к свободному развитию демократического гражданского общества; удалось реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, создать многонациональную российскую школу и негосударственный сектор образования [7].

В настоящее время в образовательных учреждениях Российской Федерации учится и работает более 38 млн человек, т.е. каждый четвертый россиянин так или иначе связан со сферой образования, являющейся на сегодняшний день самой широкой сферой деятельности населения России.

Однако все эти достижения – не окончательный итог, а лишь прелюдия к более существенным переменам, которые неизбежны в XXI веке. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., «комплексная и глубокая модернизация системы образования – это императив образовательной политики России, ее главное стратегическое направление» [7, с.102].

Основным капиталом в XXI веке станет не природно-ресурсный потенциал страны и даже не финансы, а интеллектуальный (научно-образователь­ный) потенциал. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран, однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет сформулирована пользующаяся широкой поддержкой общественности общенациональная образовательная политика. В основе ее должен сохраниться имеющийся в России уровень образования, те положительные результаты, которых удалось добиться в Советской России и благодаря которым до сих пор многие наши специалисты – физики, химики, биологи, программисты – пользуются большим спросом на мировом рынке труда.

Принимая во внимание Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г., тенденции мирового развития, которые должна учитывать образовательная политика, призванная отражать общенациональные интересы в сфере образования, приоритеты в области образования соответствуют следующим четырем направлениям.

Первое связано с переходом к «постиндустриальному, информационному обществу, значительным расширением масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности» [7, с. 98].

Образование призвано способствовать ментальной толерантности и совместимости людей, человеческих сообществ и социумов как важнейшему условию движения человечества к конвергенции и духовной интеграции, ко все большей целостности и единству. Предпосылкой определенных действий системы образования должно стать осознание обществом того, что гражданское, трудовое, эколого-экономическое, духовно-нравственное воспитание нового поколения – важнейшее условие дальнейшего развития России. Образование должно взять на себя решение важнейшей задачи цивилизационного масштаба: вернуть людям веру в высшие нравственные идеалы и ценности, подвести каждого человека к пониманию и внутреннему осознанию смысла человеческой жизни, указать путь достижения личностных жизненных устремлений.

Сегодня в качестве цели воспитания предлагается формирование человека культуры, таких субъективных свойств, которые определяют меру его свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Это предполагает воспитание многих качеств в человеке: высокого уровня самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, независимости суждений, способности ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, готовности принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

В настоящее время важно разработать пути и средства формирования человека, способного жить в гражданском обществе. Н.А. Савотина полагает, что для этого нужны умения и навыки, определяющие отношение к обществу и демократический климат в среде своего общения, желание и готовность осуществлять социально полезные действия, приумножать богатства страны. Одним из приоритетов воспитания должна стать «гражданственность с ее установкой: от того, что я делаю, за кого голосую, зависит, как будем жить я и моя семья, к каким последствиям приведут социально-экономические преобразования» [12, с. 39].

В этой связи интересна точка зрения американского политолога С. Шехтера, рассматривающего три роли, которые исполняет личность: зритель, потребитель, гражданин. Зритель – это пассивный наблюдатель мира. Он может быть хорошо информированным, а оттого враждебным, циничным и убежденным в том, что невозможно влиять на ход событий. Потребитель рассматривает политическое общество как рынок, предназначенный для распространения общественных благ и услуг. Это активный манипулятор, торгующий своим участием в жизни общества в обмен на обещание увеличить его блага. Гражданин рассматривает общество как содружество, в котором он самопроявляется как личность и активный деятель [12].

Смысл образования состоит в том, чтобы воспитать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных, добропорядочных граждан. Гражданственность – это приоритетная ценность, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства. Таким образом, говоря сегодня о ментальных основах подготовки человека-гражданина, мы должны осознавать, кого мы готовим: пассивного созерцателя, активного потребителя или деятеля, стремящегося к гармонии чувств и разума, т.е. гражданина-патриота – законопослушного, патриотически настроенного человека, который прилагает все усилия для того, чтобы выполнять свое предназначение в обществе.

Обучение основам гражданственности – не скучное назидание и морализаторство, а поиск оптимальных решений, сопряженных с интеллектуальными усилиями. В наших школах всех уровней надо чаще обращаться к примеру, образцу – традиционному для русского менталитета средству гражданского воспитания. С сожалением приходится констатировать, что события последних десятилетий в России не благоприятствовали воспитанию у населения гражданских качеств. Однако достойные примеры для подражания можно найти в литературе, истории. Особую ценность в этом смысле представляет наследие русских просветителей XVIII–XIX вв. (Н.М. Карамзин, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский, В.А. Сухомлинский и др.). Этому поколению в высшей степени были свойственны патриотизм и гражданственность, и их благородные устремления не дискредитированы временем.

Каждому россиянину нужно осознать, что строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности, – это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.
В этом смысле главная задача общеобразовательной и профессиональной школы – воспитать будущего гражданина, стремящегося к сохранению территориальной и национальной целостности государства.

Выполняя свое предназначение в обществе, человек применяет полученные в сфере образования знания, умения, навыки. Но если образование, получаемое человеком, непрактично, они быстро утрачиваются, забываются. Годы реформирования российского общества отодвинули проблему трудового воспитания и профориентации на задний план. Поэтому в настоящее время при достаточно высоком уровне теоретической подготовки, которую дает отечественная общеобразовательная и профессиональная школа, ни та ни другая не приучает учащихся, студентов пользоваться полученными теоретическими знаниями в практической деятельности.

А.М. Новиков отмечает, что одной из главных причин непрактичности знаний российских школьников и студентов является их несвязанность, расчлененность по различным предметам и курсам. В теоретическом плане ученики получают знания в одних областях, безо всякой связи с этим проектируют что-то в другой области, а затем безо всякой связи между первым и вторым осваивают какие-то отдельные практические виды работ [10]. Таким образом, не прослеживается основная цель любого производства – конечный результат. Отсюда главная беда российской экономики – неконкурентоспособность отечественной продукции. Но откуда ей взяться, если на нашем производстве никто не отвечает за качество конечного продукта. Выпускники российских учебных заведений не могут (или не хотят) добросовестно выполнять порученную им работу – у них не сформирована к этому внутренняя потребность.

Интегрировать, связать воедино все образовательные циклы должно практически ориентированное, другими словами, трудовое обучение. Но для этого, по мнению А.М. Новикова, необходима принципиально иная его постановка: не выполнение рутинных технологических операций, а создание для учащегося широких возможностей проявить себя в практической деятельности «как взрослому», где будут востребованы его теоретические знания, проективные компоненты (конструирование, моделирование, программирование и т.п.), что и даст возможность получить законченный совершенный продукт [10].

Рыночные отношения нового типа, в которые вступила Россия, диктуют необходимость изменения цели, задач трудового воспитания. Эти отношения решительно отрицают равенство в экономической сфере: тот, кто обладает лучшими потенциальными возможностями, касается ли это умственных способностей, компетентности или профессионального мастерства, вправе рассчитывать на адекватные условия жизни. Но любые способности реализуются только через труд. В связи с этим рыночная грамотность, рыночная культура и другие проявления деловых качеств человека есть результат его трудового воспитания. Особую значимость приобретают те качества личности, которые раньше не были востребованы: чувство личной ответственности, предприимчивость, самостоятельность.

Рассмотрим другой немаловажный аспект воспитания подрастающего поколения. По оценкам западных экспертов, если в богатой природными ресурсами России ввести за счет финансовых рычагов режим достаточно строгой экономии энергетических, водных и других ресурсов, то без всякого ущерба для производства и для бытовых нужд населения их расход может быть сокращен вдвое. Поэтому эколого-экономическое воспитание должно стать одной из первостепенных задач российской системы образования. Именно практическая «эколономика» должна пронизывать каждый предмет и в общеобразовательной школе, и в профессиональных образовательных учреждениях.

Сегодня образование как никогда испытывает на себе мощное давление противоположных тенденций: с одной стороны, образовывает человека социально-экономическая среда, с присущими ей позитивными и негативными установками, обусловленными реальным уровнем развития цивилизации, а с другой – целенаправленное позитивное преобразование среды возможно только при условии сформированности у подрастающего поколения обновленных, перспективно потребностных мировоззрения и морали, основанных на понимании неразрывной связи между хозяйственно-экономической деятельностью человека и ее последствиями для природы, биосферы и самого человека как ее части.

Необходимо приучать учащихся к тому, что любое решение, действие должно быть экологически и экономически обосновано: изучение каждого устройства, технологического решения и действия должно включать их эколого-экономический анализ и эколого-экономическое обоснование. И наоборот, каждый экономический проект, каждое экономическое решение должны подкрепляться соответствующим технологическим обеспечением с учетом экологической безопасности.

Сфера образования несет свою немалую долю ответственности за многие негативные явления, ибо причиной их в конечном счете является сам человек, утративший способность активно противостоять злу во всех его проявлениях, потерявший веру в нравственные, духовные ценности мира и смысл человеческой жизни, лишившийся жизненных ориентиров. Но именно образование в состоянии переломить катастрофически нарастающие негативные тенденции в духовной сфере человечества.

Б.С. Гершунский видит поистине историческую роль образования в спа­сительной интеграции и гармонизации знания и веры, упреждении необратимых деформаций в менталитете как локальных социумов, так и человеческой цивилизации в целом, а главное – в возрождении и непрерывном обогащении высших нравственных идеалов и жизненных приоритетов человека [4]. Однако нужно всегда помнить, что решение этих животре­пещущих и острых проблем, стремление к усвоению общечеловеческих ценностей не должно привести к забвению своей культуры и своей традиционной веры. Н.Д. Никандров полагает, что наряду с многими конкретными вопросами, которые так или иначе надо решать, наиболее значимым для образования будет вопрос, в какой мере та или иная педагогическая система, то или иное содержание воспитывают человека в системе основных духовно-нравст<



2019-12-29 282 Обсуждений (0)
Актуальные проблемы образования в XXI веке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Актуальные проблемы образования в XXI веке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)