Учителя в Челябинском государственном педагогическом университете
Соавторы В.В. Латюшин, Г.С. Шкребень
В своей деятельности Челябинский государственный педагогический университет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Типовым положением о вузе», указами Президента и Правительства Российской Федерации, лицензией, нормативными документами Министерства образования Российской Федерации. Основными задачами, решаемыми ЧГПУ, являются: • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования; • удовлетворение потребностей области в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации; • организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе по проблемам образования; • развитие научных школ, внедрение результатов научных исследований в образовательный процесс; • формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях демократии; • накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей. Специфику настоящего периода развития университета определяет необходимость подготовки учителей и других специалистов, в первую очередь, сохраняющих достоинства, традиционно присущие выпускникам высших педагогических учебных заведений, а именно: профессиональную ориентированность на интересы детей и работу в школе; высокую методическую подготовку; широкий педагогический кругозор и профессионально-педагогическую готовность к работе. Во-вторых, это подготовка специалистов, отличающихся качествами выпускников классических университетов: фундаментальными знаниями; навыками в организации и проведении исследовательской работы; высоким уровнем мотивации, умениями и навыками в сфере самообразования. Выполнение университетом названных задач обеспечивается совершенствованием содержания и методов педагогического образования; наличием дипломированных преподавательских кадров; научными исследованиями как обязательными элементами подготовки специалиста; сохранением традиций качественной организации педагогической практики; развитием связей с органами образования. По каждой специальности на основе профессионально-образовательных программ разработаны учебные планы и квалификационные характеристики специалиста, включающие: • требования к содержанию и уровню подготовки выпускника по двум специальностям; • механизмы интеграции учебных предметов и видов деятельности в единую профессионально-образовательную программу; • определение роли отдельных учебных дисциплин и видов учебной деятельности в целостном процессе формирования профессиональных навыков будущего учителя; • параметры будущей профессиональной деятельности выпускника и перспективы его дальнейшей самореализации. Учебные планы соответствуют квалификационным характеристикам, которые состоят из федерального (соответствие ГОС) и регионально-отраслевого (экономические, социальные, экологические особенности Челябинской области) компонента. По всем специальностям планы составлены с учетом многогранной подготовки обучающихся и делятся на блоки дисциплин, которые подробно представлены на рис. 1 и в таблице. Рис. 1. Структура учебных планов ЧГПУ Таблица Характеристика блоков дисциплин согласно учебному плану
Расположение и перечень дисциплин в учебных планах свидетельствует об ориентации на поэтапную подготовку специалистов, учителей-практиков с широким кругозором, владеющих новыми педагогическими технологиями. Разработанные в соответствии с ГОС учебные планы по всем специальностям имеют единую форму. Они состоят из следующих компонентов: графика учебного процесса, плана учебного процесса, сводных данных по бюджету времени (в неделях); перечня дисциплин, входящих в блоки; перечня дисциплин, входящих в курсы по выбору; перечня факультативных дисциплин. Учебные планы (перечень учебных дисциплин, распределенных по блокам (общекультурному, медико-биологическому, психолого-педагогическому и предметному); количество часов, выделяемых на их изучение, виды практик и время на их «проведение; нормы, определяющие максимальный объем учебной нагрузки студента, аудиторных занятий, продолжительность и периодичность каникул) соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Основой ПрОП являются типовые и авторские программы преподавания конкретных дисциплин. По своему содержанию, структуре, объему времени программы учебных дисциплин соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта и учитывают при этом специфику вуза и региона. Учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении предполагает разнообразную деятельность по формированию профессиональных и нравственно-этических качеств будущего педагога, предполагающую: • организацию учебно-воспитательного процесса на основе выполнения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования; • разработку регионального компонента профессиональной подготовки специалистов; • открытие новых специальностей в соответствии с запросами современного образовательного и воспитательного процесса; • укрепление материальной базы для учебной и научно-исследовательской деятельности; • качественное учебно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса; • достижение современного высокопрофессионального уровня обучения; • организацию НИРС и УИРС, способствующих формированию у студентов потребности к творчеству, самореализации и способности к самообразованию. В ЧГПУ разработана и функционирует система университетского образования, подробно представленная на рис. 2.
Рис. 2. Система университетского образования Рис. 3. Модель процесса университетского образования
Данная система реализуется в представленной на рис. 3 модели процесса университетского образования. В системе проявляется единство научной и учебной деятельности; активная творческая работа студентов, их участие в НИРС и УИРС; интеграция теоретической и практической подготовки; систематичность и преемственность знаний; профессиональная направленность преподавания и воспитания; личностная ориентация; гуманизация университетского образования. По каждой учебной дисциплине в соответствии с требованиями ГОС составлены учебно-методические комплексы, включающие тематику лекций по курсу, планы семинарских, практических и лабораторных занятий, списки основной и дополнительной литературы, проблематику курсовых и квалификационных работ, требования к зачету или экзамену, задания для самостоятельной работы, понятийный словарь и др. На кафедрах подготовлены тексты лекций, учебные и методические пособия, рекомендации, задания к лабораторным работам и советы по их выполнению (в машинописном или электронном вариантах). Учебно-воспитательный процесс строится на основе новых учебных планов в соответствии с ГОС. Он предусматривает 156 недель теоретического обучения, 27 недель экзаменационных сессий, 20 недель практик, 5 недель государственной итоговой аттестации. Распределение дисциплин в учебных планах по блокам и удельный вес отводимого на их изучение учебного времени соответствуют государственному стандарту. Расположение предметов в рамках образовательных блоков мотивировано логикой их преемственных связей и поэтапностью профессионального формирования специалиста. На 1–2 курсах студентам всех факультетов даются основные общекультурные, психолого-педагогические и медико-биологические знания (80,5 % учебного времени). Вместе с тем уже на первоначальном этапе начинается специальная профессиональная подготовка. На 3–4 курсах продолжается профессиональная подготовка студентов по общекультурным, психолого-педагогическим, специальным дисциплинам в соответствии с основной и дополнительной специальностью (75 % учебного времени). После освоения курса «Методика преподавания дисциплины» студенты выходят на педагогическую практику, во время которой теоретические и методические знания закрепляются, формируются умения и навыки педагогической деятельности. На 5 курсе завершается подготовка по основной и дополнительной специальности. Результатом процесса обучения и воспитания является итоговая государственная аттестация. В содержании методов обучения отражены особенности университетского образования, организующего познавательную деятельность студентов под руководством педагогов с учетом специфики задач подготовки будущего специалиста. Формами учебных занятий, направленных на теоретическую подготовку, являются лекция, семинар, конференция, самостоятельная работа, консультации и др., а на практическую подготовку – лабораторный практикум, практическое занятие, курсовая работа, все виды практик, деловая игра и др. Использованию новых методов, форм и технологий обучения уделяется самое пристальное внимание. Среди новых форм, используемых на кафедрах, назовем проблемные лекции: лекции, на которых используется экспресс-опрос, деловые, ролевые, имитационные игры; метод телекоммуникационных проектов; тренинговые занятия по частным методикам. В образовательный процесс вуза внедрены также методы и формы обучения на базе музейного комплекса. Готовя учителя-патриота, профессионала, новатора, преподаватели широко используют материалы педагогического, экологического, исторического, географического, литературного краеведения (кафедры педагогики, отечественной истории, биологии, географии, литературы). В соответствии с региональным компонентом читаются специальные курсы: «История Урала», «Литературная география», «Историческое краеведение» (кафедры отечественной истории, географии, литературы); все студенты вуза изучают историю родного края (кафедры истории, социологии и права). Совершенствованию знаний, умений и навыков устной и письменной речи способствует подготовка студентов всех факультетов по русскому языку, культуре речи. Весьма широко распространены личностно-ориентированные технологии, предусматривающие раскрытие индивидуальных способностей студентов, особенностей их интеллекта, эмоционального развития, профессиональных наклонностей и устремлений, ценностного отношения к будущей педагогической деятельности. Преподаватели вуза учат студентов самостоятельно добывать знания, помогают им в выработке индивидуального стиля деятельности, сохраняя за студентом право на самостоятельное решение. На кафедрах и факультетах университета используются такие средства активизации познавательной деятельности, как: • дискуссии и диспуты на семинарских занятиях (кафедры педагогики, психологии, экономики и др.); • защита практических, творческих работ, педагогических проектов (исторический, УНК, естественно-технологический, физический и другие факультеты); • конкурсы ораторов, чтецов, творческих сочинений (факультеты филологический, исторический, УНК и другие); • олимпиады по экономике, педагогике, психологии, иностранным языкам и др.; • музыкальные представления, спектакли учебных театров (филологический, иностранных языков, УНК, математический и другие факультеты). Большая работа ведется по организации и проведению предметных студенческих олимпиад. С каждым годом их число увеличивается: в 1995/96 учебном году проведено 50, в 2000 – более 100 олимпиад различного уровня: факультетские, межфакультетские, вузовские, межвузовские и региональные. Традиционно проводятся региональные олимпиады на историческом и физическом факультетах. Дни славянской культуры и письменности проходят регулярно на филологическом факультете. В 1999 году на базе ЧГПУ прошла региональная олимпиада студентов педвузов Урала и Поволжья по математике и информатике; команда ЧГПУ заняла 1-е место на олимпиаде по математике среди вузов Уральского региона, в декабре 1999 – 2-е место в России по экологии. Ежегодно в вузе проводятся различные конференции, посвященные ученым, писателям: «Шмаковские чтения» на филологическом факультете, конференции, посвященные 290-летию Л. Эйлера, 150-летию со дня рождения И.П. Павлова, 250-летию П.С. Лапласа (математический и физический факультеты). В 1999 году состоялась межвузовская студенческая конференция «Пушкинские чтения», в ноябре 1999 года — межвузовская конференция преподавателей и студентов по итогам фольклорных экспедиций. Н.Г. Смирнова организует театрализованные праздники «Экскурс в мир науки, в мир языка». Спектакли студенческого театра доцента Л.А. Чернышевой – гордость факультета иностранных языков. Руководимая ею группа студентов «Изучаем и играем классиков» ставит спектакли по произведениям английских и американских авторов на языке оригинала. На филологическом факультете уже несколько лет работает учебный театр «Профиль» под руководством Н.Э. Сейбель. Успешное освоение учебного материала связано с организацией самостоятельной работы студентов, основными формами которой являются групповые и индивидуальные творческие домашние задания, требующие нестандартных решений, доклады, рефераты, различные исследования, беседы и консультации. Положительный эффект имеют новые формы организации самостоятельной работы, такие как изучение отдельных тем с помощью компьютера, использование системы программированного обучения, моделирование и прогноз ситуаций и др. Содержание всех курсов методики преподавания школьных дисциплин учитывает вариативность программ, наличие различных школьных учебников. Большое внимание уделяется ознакомлению студентов с новым содержанием учебного процесса в школе, с новыми технологиями. Эффективно формируются профессиональные умения студентов: работа над конспектом урока, освоение методов контроля знаний, организация самостоятельной работы учащихся и т.д. Важнейшее место в профессиональном формировании будущих специалистов занимает педагогическая практика, которая в университете ведется непрерывно и представлена следующими видами: • пропедевтическая, ознакомительная (знакомство с различными типами образовательных учреждений, изучение основных направлений работы современной школы); • психолого-педагогическая (1–2 курс); • летняя педагогическая (2–3 курс); • учебно-воспитательная (3 курс); • по вторым специальностям (4–5 курсы); • учебно-педагогическая на 4 курсе (овладение базовыми профессиональными умениями); • стажерская на 5 курсе (выполнение основных профессиональных обязанностей педагога под руководством методистов-учителей, становление и развитие индивидуального стиля деятельности и поведения). Деятельность студентов в процессе практики носит многофункциональный характер. Это аналитическая работа (изучение и анализ опыта школы, учителей, воспитателей); диагностическая (изучение учащихся, диагностика уровня их физического, умственного, нравственного развития); проектировочная (разработка планов, проектов педагогической деятельности); конструктивная (организация и проведение разнообразных видов учебно-воспитательной деятельности); контрольно-оценочная (анализ и оценка результатов тестирования по предмету, контрольных самостоятельных и творческих работ учащихся); рефлексивная (анализ своей деятельности и поведения, достижений и трудностей, личностных качеств в период практики); учебно-исследовательская и научно-исследовательская (организация опытно-экспериментальной работы, сбор эмпирического материала для курсовых и квалификационных работ). Педагогическими практиками руководят опытные педагоги, преподаватели, методисты, учителя. Из 1700 учителей, руководителей педагогической практики студентов, 53 имеют почетные звания, в их числе лауреаты премии фонда Д. Сороса, заслуженные учителя школы РФ, отличники народного образования. Более 30 % из них имеют высшую категорию. Анализ результатов педагогической практики показывает, что студенты успешно и в полном объеме выполняют программу, имеют хорошую теоретическую и методическую подготовку, успешно овладевают профессиональными умениями и навыками. Качественная успеваемость по педагогической практике составляет 94–98 %. Университет сохранил летнюю педагогическую практику на 2–3-х курсах, которая ежегодно проходит в 27 детских оздоровительных центрах города и области на договорных условиях, во всероссийском детском центре «Орленок», детских оздоровительных лагерях г. Анапы, а также в детских оздоровительных центрах Болгарии, Чехии, США, Франции, Словакии. Практике предшествует большая подготовительная работа: проводятся спецкурсы и спецсеминары, инструктивно-методические сборы. Подведение итогов летней педагогической практики стало одной из наиболее ярких традиций университета: это праздник конкурс ЛИМПОПО (аббревиатура означает: летняя институтская (а теперь уже университетская) методическая практика одержимых педагогических отрядов). На конкурс студенты представляют отрядную газету и отрядный уголок, методические разработки, программу, по которой работали в лагере, а также фото- и видеоматериалы для выставки. В ходе праздника ЛИМПОПО проводятся конкурсы на лучшего вожатого, лучшего физрука. Отправляясь в летние оздоровительные лагеря, каждый педотряд получает положение об этом празднике и в течение лета готовится к нему. Он включает шоу-выступления педагогических отрядов, где на суд педагогической общественности университета выносятся новые приемы и обновленные формы работы с детьми, освоенные будущими специалистами на практике. На факультетах созданы учебно-методические комплексы по всем видам практик, педагогический дневник студента-практиканта с 1 по 5 курс. В течение ряда лет студенты филологического факультета выезжают в Катав-Ивановский, Ашинский, Сосновский и другие районы области на фольклорную и диалектологическую практику. Студенты исторического факультета ведут археологические раскопки в Варненском и Карталинском районах. Учебная практика позволяет значительно повысить качество практического усвоения студентами учебных умений и навыков. В университете уделяется большое внимание методике вузовского преподавания. На кафедрах и факультетах проводятся методические и методологические семинары и конференции, на которых рассматриваются вопросы повышения эффективности вузовского преподавания. Систематически проводятся открытые занятия, преследующие цель обобщения и распространения эффективного педагогического опыта. Действует внутривузовская система повышения квалификации преподавателей. Организована школа молодого преподавателя, ведется вузовский семинар преподавателей психолого-педагогических дисциплин, три года подряд проводится конференция по актуальным проблемам методики вузовского преподавания, в 1999 году ставшая межвузовской. В результате в учебно-воспитательный процесс оперативно внедряются новые формы, методы и технологии воспитания и обучения. На кафедрах и факультетах ведется поиск и разработка новейших образовательных технологий, чему способствует и улучшившаяся компьютерная оснащенность факультетов: созданы компьютерные классы с достаточно мощными компьютерами, объединенными в локальную сеть. Эта техника позволяет решать любые учебные задачи. На факультете иностранных языков в учебном процессе активно используются телекоммуникационные сети. Работает факультатив по новым информационным технологиям для изучения иностранного языка на базе класса открытого доступа в Интернет. На этих занятиях студенты находят дополнительные материалы для использования их на занятиях (новости, свежие статьи из электронных версий газет и журналов, материалы для курсовых и дипломных работ); общаются с носителями языка; участвуют в различных телекоммуникационных проектах («Виртуальное путешествие по Франции», «Поиски сокровищ», «Дом», «День бюрократа» и т.д.); получают консультации по использованию телекоммуникационных сетей, созданию Web-страниц. Составлен список рассылки информации, объединяющий всех студентов и преподавателей. В нем студенты могут обсуждать интересующие их вопросы, получать необходимые материалы и т.п. Создан Web-сайт для изучающих французский язык, включающий записи 15 лекций из французских университетов; программу «Hot patatos» для создания упражнений типа QSM (тесты множественного выбора, кроссворды и т.п.); электронные французско-русский и русско-французский словари; CD ROM «Vocabulaire Francais»; программу «Dire et ecrire» для развития речевых навыков. Достаточно большое распространение (факультеты естественно-технологический, математический, информатики и др.) получил перевод содержания лекций, семинарских и лабораторно-практических занятий, заданий для самостоятельной работы на электронные носители. Студенты самостоятельно находят необходимый материал (теоретический и практический), изучают его, выполняют необходимые задания и проводят самоконтроль. Описанный цикл, вместе с возможностью получить консультацию у преподавателя, позволяет повысить инициативу и ответственность студентов, сделать их работу более целеустремленной. Появление компьютеров разнообразило контроль за усвоением содержания образования. На историческом факультете используется автоматизированная система контроля знаний студентов. По курсу геологии с основами геоморфологии доцент Т.И. Таранина разработала компьютерный вариант тестов, включающий 120 контрольных вопросов и 420 ответов. Студенты 1 курса специальности «География-биология», «География-экономика» проходят тестирование по таким разделам курса, как «Строение и состав Земли» (30 вопросов), «Эндогенные процессы» (40 вопросов), «Экзогенные процессы» (50 вопросов). Компьютерную технику используют студенты и в проведении научно-исследовательской работы по моделированию физических процессов, кристаллизации и структуре твердых и жидких кристаллов. В рамках курса «Экспериментальная физика» студенты-физики проходят вычислительный практикум с использованием программ, которые моделируют реальные молекулярные процессы. Компьютеры астрокомплекса используются для автоматизации измерений с помощью денситомера, это позволяет интенсифицировать анализ астрономических и астрофизических данных. На математическом факультете имеются пакеты программ по разделам элементарной и высшей математики: линейная алгебра, аналитическая геометрия, кривые, матрицы, дифференциальное и интегральное исчисление, дифференциальные уравнения, графики элементарных функций. Эти программы могут использоваться для самостоятельного изучения некоторых тем. В учебном процессе используются также программы «Репетитор» по биологии, химии, физике, русскому языку. Тематика многих учебно-исследовательских работ студентов связана с компьютерным исследованием математических объектов и моделей, а также с созданием новых программных средств для решения методических задач преподавания. На математическом факультете имеются компьютерные программы тестов по некоторым разделам математики, применяемые для проверки знаний студентов, качества усвоения ими учебного материала. С целью обеспечения систематического объективного контроля знаний студентов на факультете информатики введена рейтинговая система, которая включает в себя следующие компоненты: • модульную программу учебной дисциплины; • многопараметрическую модель диагностирования обученности студентов по каждому модулю; • педагогические контрольные материалы; • математическую модель расчета рейтинговых показателей; • рейтинговые шкалы по оценке обученности студентов. Количественные и качественные характеристики всех используемых педагогических контрольных материалов рассчитываются преподавателями кафедры информатики и вычислительной техники. Рейтинговая система контроля знаний активизирует познавательную и творческую работу студентов, стимулирует более глубокое освоение студентами теоретического материала и приобретение практических навыков при изучении дисциплин информатики, обеспечивает ритмичное усвоение знаний. Центр «Новые информационные технологии в образовании» при факультете информатики создал и внедряет проект «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга», включающий в себя: 1) машинный вариант – набор электронных моделей федеральных учебников по основным предметам средней школы; каждая модель содержит: структурированное содержание учебника, полную систему контроля, многоуровневый мониторинг, обучающую, иллюстрирующую и контролирующую систему, основные методические линии учебника; 2) автоматизированный педагогический консилиум – системная электронная модель ученика по его основным психолого-педагогическим параметрам; динамика развития личности и интеллекта в процессе обучения; 3) безмашинный вариант – набор рабочих тетрадей с полной системой контроля по основным федеральным учебникам средней школы и структурой этих учебников; 4) методику построения системы управления качеством образования на основе педагогического мониторинга и новых информационных технологий. Проект успешно внедряется в школах городов Челябинска, Уфы, Екатеринбурга, Тюмени. Этот проект обновил содержание методики преподавания информатики, математики, физики, химии, биологии в школе. Преподаватели вуза З.Н. Ямаддинова, Н.Н. Тулькибаева, Е.А. Перевалова, М.Ж. Симонова, Г.А. Уфимцева на лекциях, практических и лабораторных занятиях учат студентов использовать электронные учебники в образовательных учреждениях, вводят элементы научно-информационных технологий в школьный учебный процесс. На педагогической практике студенты используют разработанные в ЧГПУ электронные учебники. Электронные модели федеральных учебников позволят перейти к дистанционному обучению. Качество знаний студентов в университете рассматривается как основной критерий эффективности работы профессорско-преподавательского состава. Ученый совет, ректорат, учебно-методическая комиссия университета, советы факультетов, деканаты и коллективы кафедр уделяют большое внимание разработке и внедрению различных форм и методов контроля за эффективностью учебного процесса, качеством усвоения учебного материала, способностью выпускников проявлять знания, умения и навыки в практической деятельности. Традиционными уровнями контроля за качеством знаний студентов в ЧГПУ стали: • предметный контроль (со стороны преподавателя – проведение контрольных работ по проверке качества усвоения пройденного материала); • периодический контроль (со стороны коллег по кафедре и заведующего во время взаимопосещений и открытых занятий); • кафедральный контроль (со стороны заведующего кафедрой); • факультетский контроль (со стороны сотрудников деканата); • внутриуниверситетский (со стороны учебного отдела). Основными видами контроля за качеством подготовки студентов являются: • предварительный (стартовый) – выявление объема опорных знаний, которыми студенты обладают перед началом изучения новой темы или дисциплины; • текущий – выявление уровня владения материалом в процессе его изучения; • контроль за подготовкой докладов для спецсеминаров, написанием курсовых и дипломных работ; • тематический – осуществляется периодически, после прохождения темы; это отсроченный вид контроля, который помогает раскрыть внутренние взаимосвязи усвоенного материала; • аттестационный контроль за общим уровнем знаний студентов проводится в ходе семестровых аттестаций; • сессионный контроль на экзаменах. Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер.3. Управление качеством профессионального образования. – 2001. – Вып.6.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |