Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подготовка педагогических кадров для Южного Урала



2019-12-29 265 Обсуждений (0)
Подготовка педагогических кадров для Южного Урала 0.00 из 5.00 0 оценок




Соавтор В.В. Латюшин

 

За 68 лет своего существования ЧГПУ превратился в один из крупнейших педагогических вузов России. В настоящее время университет – второй вуз в городе Челябинске по количеству студентов. В его структуре 6 институтов, 12 факультетов, 38 кафедр. В университете работают 520 преподавателей, из них 335 имеют ученую степень.

Вуз готовит кадры для образования Челябинской области по 29 специально­стям. Только за последние пять лет были открыты такие специальности, как ин­форматика, логопедия, олигофренопедагогика, специальная дошкольная педаго­гика и психология, тифлопедагогика, социальная работа, природопользование и др. За годы существования вуз подготовил более 50 тысяч учителей, около 1000 из них носят звание «Заслуженный учитель школы РФ», 5000 – отличники на­родного просвещения, более 1300 награждены различными правительственными наградами, 87 – лауреаты премии фонда Д. Сороса; 1800 выпускников – канди­даты наук, 310 – доктора наук.

Согласно принятой ЧГПУ программе развития университета, деятельность вуза тесно связана с такими основными направлениями образовательного процесса, как:

• удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования;

• фундаментализация образования;

• совершенствование единого комплекса естественнонаучной и гуманитарной подготовки обучающихся;

• формирование у студентов – будущих учителей – гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях демократии и рынка труда;

• развитие информационной среды университета путем совершенствования информационно-технических направлений – автоматизации, компьютеризации, информатизации образования;

• развитие дистанционного обучения в школьном, довузовском и послевузовском образовании;

• организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, в том числе по проблемам образования;

• подготовка научно-педагогических кадров на базе аспирантуры и докторантуры;

• переподготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов образования;

• удовлетворение потребностей области в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

• распространение научных знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня;

• проведение просветительской работы по научно-культурной и технической тематике, организация семинаров, конференций, творческих встреч и других мероприятий социального, образовательного и культурного характера;

• интеграция вузовской системы образования и мировое образовательное пространство.

Специфику настоящего периода развития университета определяет необхо­димость подготовки учителей и других специалистов, с одной стороны, сохра­няющих качества, традиционно присущие выпускникам высших педагогических заведений, – профессиональную ориентированность на интересы детей и работу в школе, хорошую методическую подготовку, широкий педагогический кругозор и профессионально-педагогическую готовность к работе; с другой стороны, под­готовка специалистов, отличающихся качествами выпускников классических университетов: фундаментальными знаниями, навыками в организации и про­ведении исследовательской работы, высоким уровнем мотивации, умениями и навыками в сфере самообразования.

Выполнение университетом указанных целей и задач обеспечивается совер­шенствованием содержания и методов педагогического образования, наличием дипломированных преподавательских кадров, комплексом научных исследований как обязательным элементом подготовки специалиста, сохранением традиций ка­чественной организации педагогической практики, развитием связей с органами образования.

Учебно-воспитательный процесс в университете предполагает разнообраз­ную деятельность по формированию профессиональных и нравственно-этических качеств будущего педагога, что предусматривает:

• организацию учебно-воспитательного процесса на основе выполнения требований ГОС высшего профессионального образования;

• разработку регионального компонента профессиональной подготовки специалистов;

• открытие новых специальностей в соответствии с запросами современного образовательного и воспитательного процесса;

• укрепление материальной базы для учебной и научно-исследовательской деятельности;

• качественное учебно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса;

• достижение современного высокопрофессионального уровня обучения;

• организацию НИРС и УИРС, способствующих формированию у студентов потребности к творчеству, самореализации и способности к самообразованию.

В университете уделяется большое внимание методике вузовского препода­вания. На кафедрах и факультетах проводятся методические и методологические семинары и конференции, на которых анализируются пути повышения эффектив­ности вузовского преподавания. Систематически проводятся открытые занятия, преследующие цель обобщения и распространения передового опыта. В результа­те в учебно-воспитательный процесс оперативно внедряются новые формы, мето­ды и технологии обучения. Ведется поиск и разработка новейших образователь­ных технологий, чему способствует и достаточная компьютерная оснащенность факультетов. Созданы компьютерные классы с мощными компьютерами, объеди­ненными в локальную сеть. Сейчас в университете 21 компьютерный класс, 7 из них оснащены новейшими компьютерами. Так, на факультете информатики 10 учебных лабораторий с 12 персональными компьютерами в каждой (два класса Pentium IV, четыре – Pentium V, три – Pentium Pro 200), две лекционные ауди­тории, оборудованные компьютерами, демонстрационным телевизором и «умной доской», локальная сеть, два выделенных канала для выхода в Internet. Около 500 компьютеров обеспечивают учебно-воспитательный процесс на кафедрах и фа­культетах университета. Эта техника позволяет решать любые учебные задачи.

На факультете иностранных языков в учебном процессе активно использу­ются телекоммуникационные сети. Работает факультатив по новым информаци­онным технологиям для изучения иностранного языка на базе класса открытого доступа в Internet. Студенты находят дополнительные материалы для занятий (новости, свежие статьи из электронных версий газет и журналов, материалы для курсовых и дипломных работ), общаются с носителями языка, участвуют в раз­личных телекоммуникационных проектах («Виртуальное путешествие по Фран­ции», «Поиски сокровищ», «Дом», «День бюрократа» и т.д.), получают консуль­тации по использованию телекоммуникационных сетей, созданию Web-страниц. Составлен список рассылки информации, объединяющий всех студентов и преподавателей. В нем студенты могут обсуждать интересующие их вопросы, полу­чать необходимые материалы и т.п. Создан Web-сайт для изучающих француз­ский язык, включающий записи 15 лекций из французских университетов, про­грамму «Hot patatos» для создания упражнений типа QSM (тесты множественного выбора, кроссворды и т.п.), электронные французско-русский и русско-французский словари, CD ROM «Vocabulaire francais», программу «Dire et ecrire» для развития речевых навыков.

Широко используется перевод содержания лекций, семинарских и лабораторно-практических занятий, заданий для самостоятельной работы на электрон­ные носители (факультеты естественно-технологический, математический, ин­форматики и др.). Студенты самостоятельно находят необходимый материал (теоретический и практический), изучают его, выполняют задания, используя са­моконтроль. Описанный цикл, вместе с возможностью получить консультацию у преподавателя, позволяет повысить инициативу и ответственность студентов, сделать их работу более целеустремленной.

Появление компьютеров разнообразило контроль усвоения содержания об­разования. На историческом факультете используется автоматизированная систе­ма контроля знаний студентов.

По курсу геологии с основами геоморфологии доцент Т.И. Таранина разработала компьютерный вариант тестов, включающий 120 контрольных вопросов и 420 ответов. Студенты 1 курса специальности «География-биология» проходят тестирование по разделам курса: «Строение и состав Земли» (30 вопросов), «Эн­догенные процессы» (40 вопросов), «Экзогенные процессы» (50 вопросов).

Компьютерную технику студенты используют и в процессе научно-исследо­вательской работы: компьютерном моделировании физических процессов, кри­сталлизации и структуре твердых и жидких кристаллов. В рамках курса «Экспе­риментальная физика» студенты-физики проходят вычислительный практикум с использованием программ, моделирующих реальные молекулярные процессы.

На математическом факультете есть пакеты программ по разделам элемен­тарной и высшей математики: линейная алгебра, аналитическая геометрия, кри­вые, матрицы, дифференциальное и интегральное исчисление, дифференциаль­ные уравнения, графики элементарных функций. Они ориентированы и на само­стоятельное изучение некоторых разделов. Имеются также компьютерные про­граммы тестов по некоторым разделам математики, применяемые для проверки знаний студентов, качества усвоения ими учебного материала. Тематика многих учебно-исследовательских работ студентов связана с компьютерным исследова­нием математических объектов и моделей, созданием новых программных средств для решения методических задач преподавания. В учебном процессе используются также программы «Репетитор» по биологии, химии, физике, рус­скому языку. С целью обеспечения систематического объективного контроля знаний сту­дентов на факультете информатики введена рейтинговая система, включающая модульную программу учебной дисциплины, многопараметрическую модель диагностирования обученности студентов по каждому модулю, педагогические кон­трольные материалы, математическую модель расчета рейтинговых показателей, рейтинговые квалиметрические шкалы по оценке обученности студентов. Рей­тинговая система контроля знаний активизирует познавательную и творческую работу студентов, стимулирует более глубокое усвоение студентами теоретиче­ского материала и приобретение практических навыков при изучении дисциплин информатики, обеспечивает ритмичное усвоение знаний.

Центр «Новые информационные технологии в образовании» при факультете информатики (декан Д.Ш. Матрос) создал и внедряет проект «Управление каче­ством образования на основе новых информационных технологий и образова­тельного мониторинга». Он включает в себя: 1) машинный вариант – набор электронных моделей федеральных учебников по основным предметам средней школы; каждая модель содержит структурированное содержание учебника, пол­ную систему контроля, многоуровневый мониторинг, обучающую, иллюстри­рующую и контролирующую систему, основные методические линии учебника; 2) автоматизированный педагогический консилиум – системная электронная модель ученика по его основным психолого-педагогическим параметрам; 3) безмашинный вариант – набор рабочих тетрадей с полной системой контроля по основным федеральным учебникам средней школы и структурой этих учебников; 4) методику построения системы управления качеством образования на основе педагогического мониторинга и новых информационных технологий.

Проект успешно внедряется в школах Челябинска, Уфы, Екатеринбурга, Тюмени. Он обновил содержание методики преподавания информатики, матема­тики, физики, химии, биологии в школе. Преподаватели вуза З.Н. Ямалдинова, Н.Н. Тулькибаева, Е.А. Суховиенко, М.Ж. Симонова, Г.А. Уфимцева, С.А. Кон­даков и др. на своих лекциях, практических и лабораторных занятиях учат сту­дентов использовать электронные учебники в образовательных учреждениях, вводят элементы научно-информационных технологий в школьный учебный про­цесс. На педагогической практике студенты также используют разработанные в ЧГПУ электронные учебники.

Широко распространены личностно-ориентированные технологии. Они пре­дусматривают раскрытие индивидуальных способностей студентов, особенностей их интеллекта, эмоционального развития, профессиональных наклонностей и устремлений, ценностного отношения к будущей педагогической деятельности. Преподаватели вуза (Г.Б. Поднебесова, А.Б. Кузнецов, О.Б. Адаева, Е.В. Понома­рева, Т.Ю. Винтиш, А.А. Попова, Е.А. Киселева, Г.А. Уфимцева, Г.П. Коняхина, Л.М. Свирская, Л.Ф. Малюшкина и др.) учат студентов самостоятельно добывать знания, помогают в выработке индивидуального стиля деятельности, сохраняя за студентом право на самостоятельное решение.

На кафедрах и факультетах университета широко используются различные средства активизации познавательной деятельности: дискуссии и диспуты на се­минарских занятиях (кафедры педагогики, психологии, экономики, литературы и др.): защита практических, творческих работ, педагогических проектов (факуль­теты исторический, УНК, естественно-технологический, физический и др.); кон­курсы ораторов, чтецов, творческих сочинений (факультеты филологический, ис­торический, УНК и др.); олимпиады по экономике, педагогике, психологии, ино­странным языкам и др.; музыкальные представления, спектакли учебных театров (факультеты иностранных языков, УПК, филологический, математический и др.).

Большая работа ведется по организации и проведению предметных студен­ческих олимпиад. С каждым годом их число увеличивается: в 1999–2001 гг. про­ведено 70, в 2001–2002 гг. более 80 олимпиад различного уровня: факультетские, межфакультетские, вузовские, межвузовские и региональные. Традиционно про­водятся региональные олимпиады на историческом, математическом, физическом факультетах. Дни славянской культуры и письменности стали традицией на филологическом факультете.

Регулярно в вузе проходят различные конференции, посвященные ученым, пи­сателям: ежегодные «Шмаковские чтения» на филологическом факультете, конфе­ренции, посвященные П.С. Лапласу, Л. Эйлеру, И.П. Павлову (математический, фи­зический, естественно-технологический факультеты). Состоялась межвузовская сту­денческая конференция «Пушкинские чтения», межвузовская конференция препода­вателей и студентов по итогам фольклорных экспедиций. Н.Г. Смирнова организует театрализованные праздники «Экскурс в мир науки», в мир языка.

Спектакли студенческою театра доцента Л.Л. Чернышевой – гордость фа­культета иностранных языков. Руководимая ею группа студентов иняза «Изучаем и играем классиков» ставит спектакли по произведениям английских и американ­ских авторов на языке оригинала. На филологическом факультете уже несколько лет работает учебный театр «Профиль» под руководством Н.Э. Сейбель – неод­нократный победитель и лауреат региональных и всероссийских конкурсов сту­денческих театров.

Успешное освоение учебного материала связано с организацией самостоя­тельной работы студентов. Это групповые и индивидуальные творческие домаш­ние задания, требующие нестандартных решений, доклады, рефераты, различные исследования, беседы и консультации. Положительный эффект имеют новые формы организации самостоятельной работы: изучение отдельных тем с помо­щью компьютера, использование системы программированного обучения, моде­лирование и прогноз ситуаций и др.

Большое внимание уделяется ознакомлению студентов с новым содержани­ем учебного процесса в школе, с новыми технологиями. Эффективно формиру­ются профессиональные умения студентов: работа над конспектом урока, освое­ние методов контроля знаний, организация самостоятельной работы.

Важнейшее звено в профессиональном формировании будущего учителя – педагогическая практика. Педагогическая практика в университете ведется не­прерывно и представлена следующими видами:

– пропедевтическая, ознакомительная (знакомство с различными типами образовательных учреждений, изучение основных направлений работы современной школы);

– психолого-педагогическая (1–2 курсы);

– летняя педагогическая (2–3 курсы);

– учебно-воспитательная (3 курс);

– по вторым специальностям (4–5 курсы);

– учебно-педагогическая на 4 курсе (овладение базовыми профессиональными умениями);

– стажерская на 5 курсе (выполнение основных профессиональных обязанностей педагога под руководством методистов-учителей, становление и развитие индивидуального стиля деятельности и поведения).

Деятельность студентов в процессе практики многофункциональна. Это аналитическая работа (изучение и анализ опыта школы, учителей, воспитате­лей), диагностическая (изучение учащихся, диагностика уровня их физического, умственного, нравственного развития), проектировочная (разработка планов, проектов педагогической деятельности), конструктивная (организация и прове­дение разнообразных видов учебно-воспитательной деятельности), контрольно-оценочная (анализ и оценка результатов тестирования по предмету, контроль­ных, самостоятельных и творческих работ учащихся), рефлексивная (анализ своей деятельности и поведения, достижений и трудностей, личностных ка­честв), учебно-исследовательская и научно-исследовательская (организация опытно-экспериментальной работы, сбор эмпирического материала для курсо­вых и квалификационных работ).

Университет сохранил летнюю педагогическую практику на 2–3-х курсах, которая ежегодно проходит в 27 детских оздоровительных центрах города и об­ласти на договорных условиях, во всероссийском детском центре «Орленок», детских оздоровительных лагерях г. Анапы, а также в детских оздоровительных центрах Болгарии. Чехии, США, Франции, Словакии. Практике предшествует большая подготовительная работа: проводятся спецкурсы и спецсеминары, инст­руктивно-методические сборы.

Подведение итогов летней педагогической практики стало одной из самых ярких традиций университета: это праздник-конкурс «ЛИМПОПО» (аббревиату­ра означает: летняя институтская (а теперь уже университетская) методическая практика одержимых педагогических отрядов). На конкурс студенты представ­ляют отрядную газету и отрядный уголок, методические разработки, программу, по которой работали в лагере, а также фото- и видеоматериалы для выставки. В ходе праздника проводятся конкурсы на лучшего вожатого, лучшего физрука. Отправляясь в летние оздоровительные лагеря, каждый педотряд получает поло­жение об этом празднике и в течение лета готовится к нему. Он включает шоу-выступления педагогических отрядов, где на суд педагогической общественности университета выносятся новые приемы и обновленные формы работы с детьми, освоенные будущими специалистами на практике.

Традиционными являются и экспедиции студентов-филологов в горно­заводские районы Челябинской области. В ходе фольклорной практики студенты записывают и анализируют бытующие произведения традиционного и нового фольклора. Научной задачей практики является подготовка Свода произведений устного народного творчества Челябинской области, а также составление карты собирательской работы фольклористов в XIX–XX веках. В ходе диалектологиче­ской практики студенты самостоятельно собирают и анализируют материал, ис­пользуемый на лекциях и семинарских занятиях, готовят доклады на научно-практические конференции, творческие отчеты, пишут курсовые и дипломные ра­боты, некоторые студенты работают по программе сбора сведений для лексическо­го атласа русских народных говоров, разработанной РАН.

Студенты-историки выезжают на археологическую практику, в ходе которой участвуют в раскопках древних памятников культуры на территории Южного Урала. Они овладевают методикой полевых археологических исследований: опи­сывают найденные образцы, систематизируют их, используют в УИРС и ПИРС, создают учебные видеофильмы. В период музейной и архивной практики студен­ты учатся работать с документами, фондами музеев, оформлять экспозиции, со­бирать материалы к тематическим и обзорным выставкам.

Более 20 видов учебной практики проходят студенты естественно-техноло­гического факультета. Выполняя индивидуальные задания, работая в группах на агробиостанции, участвуя в экспедициях по Челябинской области и за ее преде­лами, студенты расширяют и углубляют знания, полученные в процессе изучения теоретических курсов, приобретают навыки самостоятельной исследовательской работы: проводят наблюдения, описания, измерения, сравнения, несложный экс­перимент. Итогом этой работы является обобщение полученных данных, оформ­ление результатов в виде коллекций редких растений, минералов и горных пород, зоологических коллекций, гербариев.

Научно-исследовательская работа студентов занимает особое место в общей системе подготовки будущих специалистов. Основной задачей студентов в учеб­ном заведении является приобретение профессиональных знаний. Но в современ­ных условиях молодому специалисту необходимо не только обладать профессио­нальными навыками и умениями, но и творчески подходить к решению различных проблем. Наука по своей сути предполагает поиск, а значит, творчество. В связи с этим все большее значение приобретает участие студентов в системе НИРС. Совет НСО университета осуществляет контроль и принимает непосредственное участие во всех мероприятиях системы НИРС, проводимых в вузе. Численность студентов, входящих в научное студенческое общество ЧГПУ, составляет 400 человек. Это студенты 1–5 курсов всех факультетов, которые занимаются в 125 научных круж­ках, проблемных группах, экспериментальных лабораториях.

Научно-исследовательская работа студентов ЧГПУ, выполняемая во вне­урочное время, имеет следующие формы:

• работа в студенческих и общественных кружках, проблемных исследовательских и творческих лабораториях, студенческом научно-педагогическом отряде «Луч»;

• участие студентов в руководстве кружками и секциями научного общества учащихся (НОУ);

• проведение встреч с учеными, круглых столов, организация выставок по итогам ПИРС;

• участие студентов в археологических, диалектологических, фольклорных экспедициях под руководством преподавателей кафедр;

• выступления с докладами и сообщениями по материалам собственных исследований.

В апреле в ЧГПУ проводится ставшая уже традиционной ежегодная студен­ческая научная конференция, посвященная итогам НИРС. Это значительное ме­роприятие, ранее проводимое в рамках дня науки, переросло в неделю науки, де­каду науки, а в последующие годы – в ассамблею студенческой науки. Десять дней жизни вуза пронизаны атмосферой студенческого научного творчества.

Ежегодно проводится конкурс на лучшую студенческую научную работу по различным направлениям: психолого-педагогическим, гуманитарным, естествен­ным, физико-математическим наукам, а в течение двух последних лет – и по ис­тории народного образования Челябинской области.

С декабря 1995 года в ЧГПУ работает клуб молодого ученого. Это союз еди­номышленников – СОТ (содружество одержимых и творческих) молодых уче­ных, кандидатов наук, аспирантов и студентов с президентом, символикой, тра­дициями. На заседаниях клуба проводились встречи с ведущими учеными нашего и других вузов, с академиками РАО В.И. Загвязинским, В.А. Поляковым, А.В. Усовой, Н.Д. Никандровым, В.Е. Шукшуновым и др.

Гибкая система подготовки научных кадров, разработанная в вузе (аспиранты – научные руководители – кафедра – отдел аспирантуры), позволяет в комплексе решать задачи подготовки научно-педагогических кадров в русле современных требований к высшему педагогическому образованию. В настоящее время в аспирантуре обучается около 200 человек, подготовка идет по 20 специаль­ностям: «Математическая кибернетика» – научный руководитель доктор физи­ко-математических наук, профессор М.М. Кипнис; «Энтомология» – научный руководитель доктор педагогических наук, профессор З.И. Тюмасева, «Теория и методика обучения информатике» – научный руководитель доктор педагогиче­ских наук, профессор Д.Ш. Матрос; «Экономика» – научный руководитель док­тор экономических наук, профессор B.C. Антонюк; «Физическая химия» – научный руководитель доктор химических наук, профессор В.В. Викторов; «Педагогическая психология» – научный руководитель доктор психологических наук, профессор В.И. Долгова и др.

Аспирантура не только решает задачу подготовки научных кадров, но и способ­ствует созданию мощной управленческой базы университета. На сегодняшний день выпускники аспирантуры – кандидаты и доктора наук – являются руководителями кафедр, факультетов и других подразделений. Это Л.П. Гашена – доктор филологи­ческих наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка; Н.П. Рябинина – доктор педагогических паук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, психоло­гии и предметных методик; Н.Н. Тулькибаева – доктор педагогических наук, про­фессор, заведующий кафедрой педагогики; В.М. Мошкович – кандидат филологи­ческих наук, доцент, декан факультета иностранных языков; А.П. Чередниченко – кандидат филологических наук, профессор, декан филологического факультета; Н.В. Овчинникова – кандидат исторических наук, доцент, декан факультета подго­товки учителей начальных классов; В.Г. Швеммер – кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной работе; В.И. Долгова – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии. Этот список можно продолжить.

Аспирантура ЧГПУ решает задачи как узкоспециализированной профессио­нальной подготовки молодых ученых, так и общеобразовательные, предлагая ас­пирантам авторские академические курсы: «Современное состояние экономики России: тенденции и перспективы» (доктор экономических наук, профессор B.C. Антонюк), «Психология научного поиска» (доктор психологических наук, профессор В.И. Долгова).

Аккумулирующая роль в решении ведущих задач аспирантуры отводится ежемесячному дню аспиранта, выполняющему организационную, управленческую и контролирующую функцию. В содержание программы дня аспиранта входят: вы­ступления ведущих ученых университета и других вузов, обзоры новой литерату­ры, выступления председателей и ученых секретарей советов по защите диссерта­ций, знакомство с нормативными актами, регулирующими работу аспирантуры.

Молодые ученые, аспиранты вуза, имеют уникальную возможность публи­ковать результаты своих исследований. Ежегодно в университете выходит сбор­ник научных трудов аспирантов.

Специфика научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе определяется следующими ее сторонами. Во-первых, это полипрофильность на­учных исследований (большая, чем в классических университетах). Во-вторых, в научных исследованиях преобладает психолого-педагогическая тематика. В-третьих, сильна связь со школой (разными уровнями системы образования). В-четвертых, экспериментальная материально-техническая база находится на не­достаточном уровне, за исключением отдельных «прорывных» направлений. В-пятых, в основном это «инициативная» наука (вторая половина рабочего дня преподавателя), так как нет бюджетного финансирования.

Исследования в ЧГПУ ведутся в рамках следующих основных направлений: психология, педагогика, частные методики, социальные науки, естественно-математические науки, филология (языкознание). Наиболее значимые исследова­ния проводятся совместно с крупными научными учреждениями РАН, РАО и других академий, университетами и институтами РФ, зарубежными научными и учебными центрами,

Фундаментальные и прикладные исследования, проводимые в университете, способствуют формированию целого ряда научных школ. В России и за ее преде­лами хорошо известны научные школы заслуженного деятеля науки РФ доктора педагогических наук, профессора, академика РАО А.В. Усовой; доктора биологи­ческих наук, профессора, академика РАЕН и МАИ Н.А. Фомина; доктора фило­логических наук, профессора, академика МАЛПО A.M. Чепасовой; доктора гео­графических наук, профессора, академика PAF. М.А. Андреевой; доктора педаго­гических наук, профессора, действительного члена Международной академии информатизации Д.Ш. Матроса; Заслуженного работника высшей шкоды России доктора филологических наук, профессора Л.А. Глинкиной; доктора психологи­ческих наук, профессора, председателя Урало-Сибирского отделения Академии акмеологических наук В.И. Долговой; доктора педагогических наук, профессора, академика Международной академии педагогического образования Н.Н. Тулькибаевой. На сегодняшний день в ЧГПУ сложились и активно действуют 23 научные школы, работающие под руководством докторов наук, профессоров.

Научные коллективы ученых вуза под руководством Заслуженных деятелей науки РФ докторов наук, профессоров М.А. Андреевой, Н.А. Фомина принимали активное участие в решении важнейших региональных проблем, в частности, в изучении водных ресурсов, создании кадастра растений Южного Урала, адаптации человека и животных к экстремальным факторам среды. Значителен вклад наших ученых в разработку законов «Об особо охраняемых территориях Челябинской области», «О государственной поддержке молодежи и детских общественных объединений в Челябинской области». Под руковод-ством заслуженного деятеля науки РФ доктора педагогических наук, профессора, академика РАО А.В. Усовой была разработана новая концепция естественнонаучного образования, представленная на премию правительства России. Д.Ш. Матрос в содружестве с Российской академией образования проводит научные исследования по следующим проблемам: информационные и коммуникационные технологии в образовании, управление качеством образования на основе информационных и коммуникационных технологий, конструирование содержания образования средней школы на основе технологии искусственного интеллекта. Л.А. Глинкина работает в тесном сотрудничестве с Институтом русского языка имени академика В.В. Виноградова РАН и за последние годы подготовила и издала «Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений художественной лите­ратуры XVIII–XIX вв.» (1998 г.), «Словарь-справочник; этимологические тайны русской орфографии» (2001 г.). В.И. Долгова работает по таким направлениям, как психологическое программно-целевое моделирование профессиональной дея­тельности будущего специалиста, экспертный мониторинг психологической готовности к профессиональной деятельности будущего учителя, психотехнологическое обеспечение профессиональной деятельности и подготовки управленче­ских кадров образования. Н.Н. Тулькибаева и Л.В. Трубайчук проводят большую работу в Челябинске и области по пропаганде и внедрению инноваций в совре­менный учебный процесс, оказывают практическую и теоретическую помощь работникам образования: проводят семинары, консультации, конференции, выпускают сборники научных трудов ученых Уральского региона по проблемам модернизации отечественного образования.

Университет имеет около ста опытно-экспериментальных площадок. Наши педагоги (20 докторов и 95 кандидатов педагогических наук) оказывают заметное воздействие на разработку и внедрение в практику работы высшей и средней школы инновационных процессов (гуманизация знаний, индивидуализация обу­чения с использованием новых информационных технологий, стимуляция разви­тия личности, экономическое воспитание молодежи и др.).

Ежегодно преподаватели университета принимают участие более чем в 40 международных, всероссийских и межвузовских конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Екатеринбурге, Волго­граде и др. В ЧГПУ проводились крупные всероссийские форумы: «Наука, куль­тура, образование накануне третьего тысячелетия», «Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее» и др. В них приняли участие ученые, работники образования, культуры, руководители государства и области. Среди них предсе­датель Государственной думы Г.Н. Селезнев, губернатор Челябинской области П.И. Сумин, главный федеральный инспектор В.М. Третьяков, прокурор Челя­бинской области А.И. Брагин, президент РАО Н.Д. Никандров, президент МАН ВШ B.Г. Шукшунов, академики РАН, РАО В.А. Поляков, Э.А. Манушин, Ш.А. Амонашвили. Б.М. Бим-Бад, В.И. Загвязинский, И.В. Бестужев-Лада, А.П. Беляева, В.А. Караковский, В.Н. Большаков, Б.В. Литвинов, В.В. Алексеев, заведующий кафедрой русской литературы, председатель Чеховской комиссии РАН доктор филологических наук, профессор МГУ М.Б. Катаев; директор ин­ститута коррекционной педагогики РАО Л.И. Плаксина; директор института хи­мии твердого тела РАН В.Г. Бамбуров: эксперт ООН госпожа Опенгеймер и др. Выступая с докладами на научных конференциях, проводя актовые лекции для студентов и аспирантов, встречаясь с ними в неформальной обстановке во время дискуссий и круглых столов, эти ученые оживляли сухие страницы учебников, несли в аудиторию сведения с переднего края науки, личным примером доказы­вая, что нет недоступных высот в научном поиске.

Воспитательная работа является приоритетным направлением в работе ЧГПУ. Высокие результаты воспитательной работы в университете достигаются благодаря целенаправленной, планомерной деятельности по сохранению тради­ций, развитию и приданию нового звучания традиционным творческим делам.

Формирование общечеловеческих ценностей находится в центре всей учеб­но-воспитательной работы университета. На это направлены традиционные об­щеуниверситетские дела: это праздники, посвященные Дню защитника Отечест­ва, Дню весны и труда, Дню Победы, Дню защиты детей, которые не только при­няли современные формы, но и наполнились новым содержанием.
В последние годы в университете родилась новая традиция – праздник «Трудом красив и сла­вен человек», на котором подводятся итоги года, чествуются и награждаются По­четным знаком ЧГПУ преподаватели, студенты и сотрудники вуза, внесшие су­щественный вклад в развитие университета в уходящем году. В их честь высту­пают лучшие творческие коллективы университета.

Формированию потребности в знаниях как общечеловеческой ценности спо­собствуют предметные олимпиады (по экономике, психологии, иностранным языкам и др.), работа студентов в НСО. Популярны среди студентов праздники и мероприятия: день знаний, слет отличников, день факультета, дни театра. Сту­денты, желающие расширить знания по информатике, психологии, экономике, педагогике, иностранным языкам, имеют возможность обучаться по этим специ­альностям в институте дополнительных творческих педагогических профессий.

Важную роль в подготовке будущего учителя играет музейный комплекс, состоящий из музея истории университета, музея истории образования Челябин­ской области, археологического музея-лаборатории, геологического музея, зооло­гического музея, музея эволюции органического мира, научного гербария имени профессора В.П. Самарина, энтомологического музея, музея истории ряда фа­культетов (УНК, естественно-технологический), вновь открытого зала боевой славы (музей поискового отряда «Этерна»).

Музеи используют самые разнообразные формы работы. Важным направлением является экскурсионная деятельность: со всеми группами первокурсников традиционно проводятся обзорные экскурсии, посвященные истории вуза, его традициям, известным выпускникам. На базе музеев студенты исторического факультета проходят музейную и архивную практику. Совет музейного комплекса регулярно проводит конкурс научно-исследовательских работ, посвященных истории образования и истории университета. Во внеаудиторно-творческой деятельности музей использует разнообразные формы работы: это музейные четверти, встречи с выпускниками «Моя судьба в судьбе родного вуза», заседания клуба интересных встреч. Так, были организованы встречи студентов с известными выпускниками олимпийскими чемпионками Л.П. Скобликовой, Е.Б. Елесиной, за­служенными учителями школы РФ Л.С. Злотник, Л.И. Журавлевой, Л.И. Дудиной, учительскими династиями Ивановых, Матерухиных, Козиных и др. Интересно прошла встреча поколений выпускников разных лет «Учителями славится Россия<



2019-12-29 265 Обсуждений (0)
Подготовка педагогических кадров для Южного Урала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подготовка педагогических кадров для Южного Урала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)