Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
И воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ 0.00 из 5.00 0 оценок




Соавтор Н.П. Шитякова

 

Институт развития образования и воспитания подрастающего поколения создан в сентябре 2000 г. В его составе работает восемь центров: Центр управления качеством профессионального образования, Центр новых информационных технологий, Центр непрерывного экономического образования детей и учащейся молодежи, Центр развивающего и личностно ориентированного обучения, Центр воспитания культуры природолюбия, Центр трудового воспитания и профессионального самоопределения школьников, Центр подготовки резерва руководящих кадров образовательных учреждений, Центр мониторинга физического развития и здоровья школьников. Руководят ими известные в своей области науки ученые, в работе принимают участие преподаватели высших учебных заведений, аспиранты, соискатели, учителя, руководители образовательных учреждений.

Под руководством сотрудников Института действует сеть экспериментальных площадок на базе 14 общеобразовательных школ, 3 профессиональных образовательных учреждений и одного дошкольного образовательного учреждения, продолжается работа на федеральной экспериментальной площадке по теме «Управление качеством образования в муниципальном образовательном пространстве на основе новых информационных технологий».

Одним из главных направлений деятельности Института является исследовательская работа. Творческая группа Центра «Мониторинг физического развития и здоровья школьников» (руководитель доктор биологических наук, профессор Д.З. Шибкова) работала согласно заключенным с управлением по делам образования Челябинска, муниципальными образовательными учреждениями № 10 Центрального района, № 136 Тракторозаводского района договорам. Ею были проведены следующие динамические исследования:

· по соответствию учебной нагрузки гено-фенотипическим особенностям детей младшего школьного возраста;

· суточного и недельного бюджета времени школьников;

· функционального состояния детей (сердечно-сосудистой и дыхательной систем);

· физического развития детей (антропометрические, соматоскопические, соматометрические);

· уровня физической подготовленности школьников (выносливость, гибкость, координационные способности, скоростно-силовые качества).

В результате проведенных исследований сформирована база данных для разработки оценочных таблиц по морфофункциональному статусу и физической подготовленности детей младшего школьного возраста Челябинска.

Учеными под руководством доктора педагогических наук профессора Д.Ш. Матроса осуществляется работа по проекту «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга», который в прошедшем учебном году был одобрен Министерством образования РФ. Как показал эксперимент, реализация проекта дает оперативную и прогнозирующую информацию о качестве усвоения каждым учеником необходимого учебного материала; психолого-педагогические характеристики и динамику их изменения, что является надежной основой для принятия адекватных управленческих решений; возможность самообразования и самоконтроля в интерактивном режиме с компьютером.

Сотрудниками Центра подготовки резерва руководящих кадров образовательных учреждений (руководитель кандидат педагогических наук доцент Л.И. Дудина) в ноябре – декабре 2001 г. было проведено научное исследование по определению продуктивности и эффективности управленческой деятельности руководителей разного уровня образовательных учреждений Советского и Тракторозаводсткого районов по методикам Т.И. Шамовой, В.И. Зверевой, экспертной оценке Экселенкс (США). По итогам исследовательской работы составлена аналитическая справка о состоянии управленческой культуры руководителей образовательных учреждений.

В 2002 г. Центр развивающего и личностно ориентированного обучения (руководители доктора педагогических наук профессора Н.Н. Тулькибаева и Л.В. Трубайчук) получил грант на разработку темы «Совершенствование дидактической системы», оформил два внешних гранта по темам, свя­зан­ным с модернизацией современного образовательного процесса.

Результаты научно-исследовательской работы нашли свое отражение в курсовых, квалификационных и диссертационных исследованиях. В настоящее время по развивающему и личностно ориентированному обучению защищают квалификационные работы студенты факультета подготовки учителей начальных классов, факультета иностранных языков, физического, математического и исторического факультетов.

Сотрудники Центра трудового воспитания и профессионального самоопределения учащихся (руководитель кандидат педагогических наук доцент Н.К. Окунева) проводят экспериментальную работу по двум проектам: «Организация центра профориентации для школьников МОУ СОШ № 120»; «Развитие технологической культуры» в школах Челябинска. Кроме того, они приняли участие в разработке областной программы по профориентации школьников и незанятого населения. Результаты проведенной научно-иссле­до­вательской работы сотрудниками Института были обсуждены на различного уровня научно-практических конференциях, научных форумах и семинарах.

Под руководством Центра новых информационных технологий проведены два региональных семинара: «Единый государственный экзамен» и «Совершенствование содержания и структуры общего среднего образования».
В них приняли участие представители Министерства образования Российской Федерации и всех регионов Уральского федерального округа. Центр представил свою программу действий, которая связывает три главных направления реформирования средней школы:

· информатизация школы;

· единый государственный экзамен;

· совершенствование содержания и структуры общего среднего образования.

Совместно с издательством «Просвещение» был проведен семинар по электронным учебникам. В нем также приняли участие представители всех регионов Урала.

При Центре функционировал семинар «Новые информационные технологии», на котором выступали работники Центра, учителя школ, представители Екатеринбурга, Шадринска, Ижевска, Перми, Кургана, Нижнего Тагила и др.

Проведено совместное расширенное VI открытое заседание лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам окружающей среды» и Центра «Мониторинг физического развития и состояния здоровья школьников» (ноябрь, 2001 г.).

Сотрудниками Центра воспитания культуры природолюбия (руководитель доктор педагогических наук профессор З.И. Тюмасева) сделаны пленарные доклады на VII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект» в Калуге; VI Международной конференции «Белые ночи–2002»; VIII Международной конференции по экологическому образованию «Экологическое образование: на пороге «РИО+10».

В рамках Международной социально-педагогической акции «Образование и здоровье детей – залог безопасности будущих поколений» в Санкт-Петербурге прошла презентация монографии З.И. Тюмасевой «Валеология и образование», написанная в соавторстве с Б.Ф. Квашой.

Исследования Центра вызвали глубокий интерес и получили широкое признание у ученых разных регионов России. Это нашло свое выражение в том, что Центр пригласили к совместным исследования в Международный институт независимых педагогических исследований.

По инициативе Центра подготовки резерва руководящих кадров образовательных учреждений была проведена научно-практическая конференция «Менеджмент в образовательных учреждениях», секции данной конференции прошли на базе трех образовательных учреждений. Так, например, на базе МДОУ № 339 Советского района были обсуждены следующие вопросы: организация маркетинга в ДОУ; проблемные зоны маркетингового исследования в дошкольном образовании; проектирование маркетинговых решений по реализации дополнительных образовательных услуг в ДОУ; представление рекламных проектов дошкольных образовательных учреждений Советского района; модель управления системой по здоровьесбережению детей дошкольного возраста; психологические аспекты системы воспитания здорового ребенка.

12 апреля 2002 г. была проведена VI региональная научно-практическая конференция «Теория и практика развивающего обучения: модернизация современного образовательного процесса». В конференции приняли участие 250 человек: ученые вузов, учителя школ области, преподаватели педагогических колледжей, а также представители управленческого аппарата районных и городских отделов образования. В ней были задействованы школы разного типа обучения (от гимназии до массовой общеобразовательной школы) и классы разного уровня развития (от класса для детей с ЗПР до класса одаренных детей). Были продемонстрированы различные технологии развивающего обучения.

В ходе конференции было проанализировано состояние современного образовательного процесса с позиций его модернизации, уточнены основные направления модернизации образования: переход на 4-летнее начальное и 12-летнее среднее обучение, совершенствование дидактической системы, обеспечивающей саморазвитие, самоопределение, самореализацию школьников и их готовность к дальнейшей жизнедеятельности, создающей здоровьетворящие и духовно-нравственные условия для развития каждого ребенка.

Центр управления качеством профессионального образования (руководитель доктор педагогических наук профессор Е.В. Яковлев) принимал непосредственное участие в проведении межвузовской научно-методической конференции «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 2001), межрегиональной научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2002). Результаты своих исследований сотрудники Центра представляли на международной научно-практической конференции «Управление организационным развитием социально-экономических систем» (Челябинск, 2002), всероссийских научно-практических конференциях «Россия и регионы: новая парадигма развития» (Челябинск, 2001), «Модернизация образования. Проблемы и перспективы» (Оренбург, 2002).

Результаты проведенных исследований и экспериментальной работы нашли свое отражение в опубликованных сотрудниками Института научных и учебно-методических трудах: 2 монографиях, 10 сборниках научных статей и тезисов, 4 учебных пособиях, 8 программах и методических рекомендациях, статьях в журналах «Педагогика», «Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской академии образования». Так, например, сотрудниками Центра непрерывного экономического образования (руководитель кандидат педагогических наук доцент М.Л. Алферова) были изданы вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения. Сер. 3. Экономическое образование. – 2002, «Маленький математический задачник» (методические рекомендации для учителей начальных классов), коллективная монография «Теория и практика экономического образования» и учебно-методический комплекс к спецкурсу «Основы научной организации труда студента педвуза», проведена Региональная научно-практи­ческая конференция «Теория и практика непрерывного экономического образования учащейся молодежи».

Сотрудниками Центра в течение года было подготовлено около 30 научных публикаций, которые нашли свое отражение в научных изданиях различного уровня; продолжена работа над монографией «Научная организация труда студентов» и учебным пособием «Экономическая культура младших школьников» и созданием «Библиотеки педагога по экономическому образованию детей и учащейся молодежи», а также над проектом «Экономическая школа для родителей и детей».

Важным направлением деятельности Института является повышение квалификации педагогических работников и подготовка резерва руководящих кадров образовательных учреждений.

В течение года сотрудниками Центра развивающего и личностно ориентированного обучения проведено 13 семинаров для учителей города и области, работников вузов и аспирантов. Все они отражают современные подходы к организации учебного занятия с учетом имеющихся инноваций в российском образовании. С этой целью были разработаны основные положения по модернизации образования, которые предложены городским и районным отделам образования, проведена серия открытых уроков, отражающих следующие положения: ученик – субъект учения, включение учащихся в исследовательскую деятельность, организация сотрудничества в процессе обучения, включение детей в решение творческих задач и осуществление таких компонентов учебного процесса, как целеполагание, рефлексивная деятельность.

На базе Центра управления качеством профессионального образования проводились консультации для работников образовательных учреждений, студентов и аспирантов ЧГПУ по теоретическим и прикладным аспектам проблемы качества образования: организация и проведение педагогического эксперимента, разработка критериальных механизмов научно-педагогических исследований, осуществление мониторинга качества образования, оценка современных подходов к разрешению проблемы управления качеством образования и т.д.

Регулярно проходили заседания семинаров «Управление качеством образования» и «Управление дифференциацией образования». Результаты научных исследований находят практическое отражение в образовательном процессе ЧГПУ и других образовательных учреждений: студенты осуществляют научно-исследовательскую деятельность в рамках квалификационных работ по актуальным проблемам управления качеством образования, в образовательный процесс внедрена рейтинговая система оценивания готовности студентов, проектируются нормативные курсы с ориентацией на фундаментализацию содержательно-смысловой системы знаний, разрабатываются спецкурсы по проблеме управления качеством образования.

Руководителем и сотрудниками Центра мониторинга физического развития и здоровья школьников проведены научно-практические семинары для работников системы образования в рамках общей проблемы «Здоровье и образование».

На протяжении всего учебного года работал ежемесячный проблемно-методологический семинар профессора З.И. Тюмасевой, в котором участвовали не только ученые челябинских вузов, но и учителя-исследователи.

В выставочном зале Государственной Думы в Москве прошла презентация проекта по экологическому образованию одной из базовых школ Центра. Он принял также активное участие в работе семинара по полевой экологии, который прошел в Англии.

Второй год сотрудниками Института ведется подготовка резерва руководящих кадров образовательных учреждений по специальности «Менеджмент образования». Среди слушателей курсов 80 студентов педагогического университета (из них 35 закончили в этом году обучение и получили сертификат с присвоением квалификации «Менеджер образования») и 53 практических работника.

В учебном плане курсов такие учебные дисциплины, как «Основные тенденции социального и культурного развития России», «Основы менеджмента», «Риторика», «Логика», «Социально-психологические основы управления», «Стратегический менеджмент», «Правовые основы управления», «Управление системой воспитания», «Исследование систем управления», «Теория организации», «Управление персоналом», «Управление качеством образования», «Основы маркетинга», «Аттестация, аккредитация и лицензирование», «Организационное поведение», «Инновационный менеджмент», «Финансово-хозяйствен­ная деятельность» и др.

Практические занятия проходили на базе университета и учреждений образования в различных формах: лекции, семинары, лабораторные занятия, диспуты, дискуссии, защита творческих работ и т.д.

Коллектив Института видит такие перспективные направления своей де­я­тельности, как:

· анализ, обобщение и творческое внедрение эффективного отечественного и зарубежного опыта в аспекте проблемы управления качеством профессионального образования;

· разработка и корректировка содержания профессионального образования в условиях реформирования системы образования;

· организация опытно-экспериментальной работы, ориентированной на повышение качества образования;

· разработка и внедрение гибких технологий обучения и воспитания на основе полученного теоретико-экспериментального материала;

· разработка научно-методических рекомендаций по использованию результатов научных исследований;

· выявление и поддержка талантливых исследователей, содействие их творческому росту;

· исследование непрерывной экономической подготовки детей и молодежи в Уральском регионе;

· издание «Библиотеки педагога по экономическому образованию детей и учащейся молодежи»;

· разработка учебника по экономическому образованию школьников;

· создание на базе Центра и образовательного учреждения экономической школы для родителей и детей;

· установление научно-методических и учебно-воспитательных связей с высшими учебными заведениями городов России и ближнего зарубежья.

Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер.3. Актуальные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения. – 2003. – Вып.14.

 



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
И воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)