Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы, используемые при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
Методы, используемые при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Метод АФХД как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых действий (стадий, этапов):

· наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид и т.д.;

· систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта;

· обобщение - построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений [5, стр.19]

При АФХД наиболее часто используют следующие методы.

1.Метод сравнения

Сравнение – научный метод познания, когда неизвестное (изучаемое) явление, показатель сопоставляются с уже известными (изученными ранее) для выявления общих черт или отличий между ними.

В анализе используются следующие виды сравнений:

- фактических показателей с плановыми;

- фактических показателей с нормативными;

- фактических показателей с показателями прошлых лет;

- фактических показателей с лучшими по отрасли;

- фактических показателей со средними;

- сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей;

- сопоставление различных вариантов управленческих решений;

- сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора.

Различают следующие виды сравнительного анализа:

- горизонтальный – для определения отклонений от базового уровня (план, прошлый год, средний и т.д.);

- вертикальный – для изучения структуры экономических явлений или процессов;

- трендовый – для изучения относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базового года, т.е. при исследовании рядов динамики;

- одномерный – для сопоставления одного или нескольких показателей одного объекта или нескольких объектов по одному показателю;

- многомерный – для сопоставления результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей[18, стр. 68].

2.Метод относительных и средних величин

В АХД используются следующие виды относительных величин:

- планового задания – отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за 3-5 предыдущих лет;

- выполнения плана – отношение между фактическим и плановым уровнем показателя;

- динамики – деление величин показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (темпы роста или прироста), которые бывают базисными и цепными;

- структуры – относительная доля (удельный вес) части в общем;

- координации – соотношение частей целого между собой;

- интенсивности– характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде;

- эффективности – соотношение эффекта с ресурсами или затратами.

Средние величины исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Средние величины бывают: среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и т.д.

В анализе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми или индивидуальными показателями.

3.Балансовый метод

Балансовый метод служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными [5, стр. 104].

Данный способ состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить

в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Используется при анализе обеспеченности предприятия различными видами ресурсов и полноты их использования (баланс рабочего времени, платежный баланс) и т.д. Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Товарно-сырьевой баланс:

Nн.г. + Nп. = Nр + Nвыб + Nк.г.

Каждую составляющую данного баланса можно выразить через алгебраическую сумму других. При анализе необходимо учитывать экономический смысл показателей. Так, прочее выбытие товаров отрицательно

влияет на объем реализации.

Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна

его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены

правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учете факторов

или о допущенных ошибках:

где у – результативный показатель; x– факторы; ∆у(хi) – отклонение

результативного показателя за счет фактора хi.

Балансовый метод применяют также для определения размера влияния

отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно

влияние остальных факторов.

4.Графический метод

Основные формы графиков – это диаграммы. Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений. Для наглядного представления рекомендуется отображать в

5.Метод группировки

Метод группировки - деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.

Группировки используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

В анализе используются следующие виды:

1) типологические;

2) структурные – для изучения внутреннего строения показателей,

соотношения в нем отдельных частей;

3) аналитические (причинно-следственные) – для определения наличия,

направления и формы связи между изучаемыми показателями.

По сложности построения группировки бывают простые и комбинированные.

Нельзя строить групповые таблицы по случайному или второстепенному признакам.

6.Способы приведения показателей в сопоставимый вид.

 Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

единство периодов времени, за которые производится сравнение;

сопоставимость условий производства;

сопоставимость методики исчисления показателей.

Способами приведения показателей в сопоставимый вид являются:

нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т.д.

Например: для реализации влияния объемного фактора при анализе суммы

затрат на производство S = Σ (V ∗ S), необходимо плановую сумму затрат

пересчитать на фактический объем производства продукции Σ (V1 ∗ S1) и затем сравнить с фактической суммой затрат S1 = Σ (V1 ∗ S1).

 



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
Методы, используемые при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы, используемые при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)