Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие знания и его типы



2019-12-29 322 Обсуждений (0)
Понятие знания и его типы 0.00 из 5.00 0 оценок




Знание лежит в основе многих областей человеческой деятельно-

сти и является специальным объектом исследования и анализа в теории

познания и многих науках. В европейской культуре это понятие ведёт

своё начало из древнегреческой философии, существует тысячелетия

и вместе с тем до сих пор не имеет однозначного, точного (единствен-

ного) определения, продолжает оставаться предметом обсуждения

и дискуссий. Ситуация такова, что мы приходим к пониманию, что не-

возможно дать понятию «знание» единственное определение, так как

оно принципиально многозначно и многогранно, а эту неопределен-

ность можно снять, только включив его в конкретный контекст, опреде-

лив аспект, грань рассмотрения, что мы и возьмём за основу рассмотре-

ния данного понятия.

Наиболее распространёнными смыслами понятия «знания» явля-

ются по меньшей мере три смысла – это способности, умения, навыки,

т. е. осведомлённость о том, как что-либо сделать; во-вторых, – это лю-

бая адекватная информация; в-третьих, – это особая познавательная

единица, гносеологическая форма отношения человека к действитель-

ности. Эта форма существует во взаимосвязи с практическим отноше-

нием человека к действительности. В приведённых выше определениях

раскрываются разные грани природы знания. В первом случае – это

функционально-практическая его природа, ибо именно знания ориенти-

руют, целенаправляют, технологически оснащают любую сферу челове-

ческой деятельности. Второй момент подчёркивает информационную

сущность знания, то, что знание – это своеобразная социальная и инди-

видуальная память, способ сохранения и использования наследуемого

и вновь создаваемого объёма информации (в переводе с латинского оз-

начает разъяснение, изложение, осведомлённость). Это слово обознача-

ет некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний.

В качестве носителя информации выступает сообщение, передаваемое

в различных формах коммуникации.

Всякое знание имеет информационную природу, но не всякая ин-

формация является знанием. Только адекватная информация может иметь

статус знания. Данный критерий считают важным отметить исследователи.

Так, в определении А. Л. Никифорова подчёркивается, что «знание – ре-

зультат познания, обычно выраженный в языке или в какой-либо знаковой

форме и допускающий истинную оценку» [61; с. 55]. В. П. Филатов пишет:

«знание – соответствующее реальному положению дел, оправданное фак-

тами и рациональными аргументами убеждение субъекта» [31; с. 154].

Третий смысл раскрывает гносеологическое, теоретико- познава-

тельное измерение знания, установленное ещё Аристотелем, который

16

в данном случае понимал его как равнозначное методу, как согласован-

ность элементов опыта между собой.

В «Новейшем философском словаре» В. Л. Абушенко делает по-

пытку системного определения понятия «знание», стремясь обозначить

существенные его признаки: «знание – селективная (1), упорядоченная (2),

определённым способом (методом) полученная (3), в соответствии

с какими-либо критериями (нормами) оформленная (4) информация,

имеющая социальное значение (5) и признаваемая в качестве именно

знания определёнными социальными субъектами и обществом в це-

лом.» [1; с. 392].

На основе выделенных критериев можно определить основные

типы или виды знания. По способу существования и уровню функцио-

нирования выделяют два типа знания: обыденное знание повседневной

жизни и специализированное знание (научное, религиозное, философ-

ское и т. д.).

Обыденное (или повседневное) знание – это преобладающая об-

ласть знания; это повседневные, дотеоретические, массовые знания –

всё то, что считается в обществе «знанием», независимо от обоснован-

ности и достоверности, это сфера, которую исследователи называют

«фабрикой значений» самой реальности, которую «знают» люди. Без

обыденного, повседневного знания невозможно выработать теоретиче-

ское знание, не может сложиться и сам «мир повседневной жизни», ко-

торый рассматривается и переживается нами в качестве непосредствен-

ной реальности. Л. А. Микешина, характеризуя данный тип знания, от-

мечает, что оно обладает рядом фундаментальных черт, позволяющих

строить представления о реальности, сохраняя преемственность тради-

ций и одновременно признавая многообразие «реальностей» в разных

обществах и в разное время. Личный опыт даёт нам малую часть знания

о мире, большая часть нашего знания имеет социальное происхождение,

передаётся нам в ходе обучения, в общении и совместной деятельности.

Прежде всего это нормативные системы – внутренний механизм сущест-

вования социальных традиций, в рамках которых живёт человек и являет-

ся их участником. Знание предстаёт здесь как своего рода путеводитель по

образцам жизненных явлений и инструкция по пользованию ими.

Другая черта повседневного знания состоит в том, что наследуе-

мое знание даётся нам преимущественно как типичное и мы разделяем

его с другими людьми. Перенимаемые схемы, типичные способы и мо-

тивы деятельности, типы поведения и установки позволяют нам пони-

мать других, осуществлять совместную деятельность. Нормативность,

рецептурность, типизация осуществляют своего рода интеграцию раз-

розненных элементов знания каждой личности, выстраивают своего ро-

да логику «того, что знает каждый». Пока это знание позволяет решать

17

повседневные проблемы, оно принимается как достоверное и по суще-

ству является для нас таковым [58; с. 59–60].

Третья особенность повседневного знания как социального фено-

мена – его социальное распределение: разные люди или типы людей об-

ладают запасом знания в разных объёмах и содержании. Различие опре-

деляется многообразием культур и языков, жизненным опытом, в част-

ности возрастным, профессиями, а также конкретными видами и родами

непосредственных действий и занятий. Знание об этом само является

важным элементом социального запаса знаний каждого из нас и позво-

ляет определять возможности не только свои, но и в определённой мере

других людей, с кем мы вступаем во взаимодействие.

Специализированное, профессиональное знание, в отличие от

обыденного, производится профессионалами – подготовленными и обу-

ченными специалистами, владеющими особыми средствами и методами

получения знания в конкретных областях (наука, искусство, религия,

философия и др.). Это знание носит специализированный, систематизи-

рованный, концептуализированный характер и выражено в теориях,

идеях, мировоззрении и т. п. При этом теоретическое знание – не самое

главное, что знает человек, и не самое большое по объёму.

Теоретическая интерпретация мира – это занятие немногих, и зна-

ние, которым обладает малая доля общества, – лишь часть того, что

считается знанием. Преобладающая область знания – это повседневные,

дотеоретические, массовые знания; они то и образуют базу и фундамент

специализированного, теоретического знания. Без обыденного, повсе-

дневного знания невозможно специализированное знание.

Следующая типологическая модель различает структуры явного

и неявного знания. Явное знание – это предъявленное, рационализиро-

ванное, оформленное рационально или иным образом знание.

Неявное знание – это латентное, подсознательное знание, локали-

зованное в структурах социокультурного опыта и подсознания субъек-

тов. Оно выявляется с помощью методологического анализа результа-

тов познания и обнаруживается в ментальных структурах коллективно-

го бессознательного в архетипических образах, религиозных предпоч-

тениях, в стиле мышления и т. п.

Возможно выделение других форм и видов знания в зависимости

от разных оснований. И. Т. Касавин (отечественный специалист по тео-

рии познания, методологии и философии науки) предлагает типологию

на основе различий в способе производства, существования и передачи,

а также функционирования знания [31; с. 18–27]. Данная типология

предполагает три большие группы знания:

1) практическое знание, которое создаётся и функционирует

в различных видах практики – производственной, социальной, полити-

18

ческой, педагогической и др. Это знание чаще всего носит рецептурный

характер и отвечает на вопрос «как сделать?» Например: как воспитать

ребёнка? как выпечь хлеб? как вырастить урожай каких-либо культур?

как сварить сталь? и т. п.

Во всех перечисленных видах практик требуется именно практи-

ческое знание, т. е. знание как делать – соответствующие навыки, уме-

ния, секреты, рецепты и тому подобные знания. Практическое знание

формируется в опыте различных практик и передаётся, транслируется

через непосредственное общение с наставником, учителем, с ближай-

шим окружением;

2) духовно-практическое знание – это знание, которое формирует-

ся и функционирует в духовных практиках и регулирует отношения

людей между собой. Этот вид знания существует в форме нравственных

норм, обычаев, в форме представлений людей о добре и зле, о мужестве,

совести, доблести и тому подобных представлений. Выражено такое

знание может быть в виде манифестов, кодексов, например кодекса чес-

ти рыцаря в средневековье; в клятвах, например в клятве Гиппократа

у медиков, и т. п.;

3) теоретическое знание – знание, которое вырастает из деятель-

ности, обозначаемой как исследование, подчиняющееся особым мето-

дам. Цель исследования – это производство знания на основе творческо-

го, критического освоения всего массива наличного знания. Реальность

воссоздаётся теоретиком в форме возможного мира, подлинность кото-

рого не всегда нуждается в доказательстве. Форма выражения теорети-

ческого знания дискурсивно-понятийная. Это – понятия, концепции,

теоретические модели, теории, аксиомы, учения и т. п.



2019-12-29 322 Обсуждений (0)
Понятие знания и его типы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие знания и его типы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)