Понятие знания и его типы
Знание лежит в основе многих областей человеческой деятельно- сти и является специальным объектом исследования и анализа в теории познания и многих науках. В европейской культуре это понятие ведёт своё начало из древнегреческой философии, существует тысячелетия и вместе с тем до сих пор не имеет однозначного, точного (единствен- ного) определения, продолжает оставаться предметом обсуждения и дискуссий. Ситуация такова, что мы приходим к пониманию, что не- возможно дать понятию «знание» единственное определение, так как оно принципиально многозначно и многогранно, а эту неопределен- ность можно снять, только включив его в конкретный контекст, опреде- лив аспект, грань рассмотрения, что мы и возьмём за основу рассмотре- ния данного понятия. Наиболее распространёнными смыслами понятия «знания» явля- ются по меньшей мере три смысла – это способности, умения, навыки, т. е. осведомлённость о том, как что-либо сделать; во-вторых, – это лю- бая адекватная информация; в-третьих, – это особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действитель- ности. Эта форма существует во взаимосвязи с практическим отноше- нием человека к действительности. В приведённых выше определениях раскрываются разные грани природы знания. В первом случае – это функционально-практическая его природа, ибо именно знания ориенти- руют, целенаправляют, технологически оснащают любую сферу челове- ческой деятельности. Второй момент подчёркивает информационную сущность знания, то, что знание – это своеобразная социальная и инди- видуальная память, способ сохранения и использования наследуемого и вновь создаваемого объёма информации (в переводе с латинского оз- начает разъяснение, изложение, осведомлённость). Это слово обознача- ет некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний. В качестве носителя информации выступает сообщение, передаваемое в различных формах коммуникации. Всякое знание имеет информационную природу, но не всякая ин- формация является знанием. Только адекватная информация может иметь статус знания. Данный критерий считают важным отметить исследователи. Так, в определении А. Л. Никифорова подчёркивается, что «знание – ре- зультат познания, обычно выраженный в языке или в какой-либо знаковой форме и допускающий истинную оценку» [61; с. 55]. В. П. Филатов пишет: «знание – соответствующее реальному положению дел, оправданное фак- тами и рациональными аргументами убеждение субъекта» [31; с. 154]. Третий смысл раскрывает гносеологическое, теоретико- познава- тельное измерение знания, установленное ещё Аристотелем, который 16 в данном случае понимал его как равнозначное методу, как согласован- ность элементов опыта между собой. В «Новейшем философском словаре» В. Л. Абушенко делает по- пытку системного определения понятия «знание», стремясь обозначить существенные его признаки: «знание – селективная (1), упорядоченная (2), определённым способом (методом) полученная (3), в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная (4) информация, имеющая социальное значение (5) и признаваемая в качестве именно знания определёнными социальными субъектами и обществом в це- лом.» [1; с. 392]. На основе выделенных критериев можно определить основные типы или виды знания. По способу существования и уровню функцио- нирования выделяют два типа знания: обыденное знание повседневной жизни и специализированное знание (научное, религиозное, философ- ское и т. д.). Обыденное (или повседневное) знание – это преобладающая об- ласть знания; это повседневные, дотеоретические, массовые знания – всё то, что считается в обществе «знанием», независимо от обоснован- ности и достоверности, это сфера, которую исследователи называют «фабрикой значений» самой реальности, которую «знают» люди. Без обыденного, повседневного знания невозможно выработать теоретиче- ское знание, не может сложиться и сам «мир повседневной жизни», ко- торый рассматривается и переживается нами в качестве непосредствен- ной реальности. Л. А. Микешина, характеризуя данный тип знания, от- мечает, что оно обладает рядом фундаментальных черт, позволяющих строить представления о реальности, сохраняя преемственность тради- ций и одновременно признавая многообразие «реальностей» в разных обществах и в разное время. Личный опыт даёт нам малую часть знания о мире, большая часть нашего знания имеет социальное происхождение, передаётся нам в ходе обучения, в общении и совместной деятельности. Прежде всего это нормативные системы – внутренний механизм сущест- вования социальных традиций, в рамках которых живёт человек и являет- ся их участником. Знание предстаёт здесь как своего рода путеводитель по образцам жизненных явлений и инструкция по пользованию ими. Другая черта повседневного знания состоит в том, что наследуе- мое знание даётся нам преимущественно как типичное и мы разделяем его с другими людьми. Перенимаемые схемы, типичные способы и мо- тивы деятельности, типы поведения и установки позволяют нам пони- мать других, осуществлять совместную деятельность. Нормативность, рецептурность, типизация осуществляют своего рода интеграцию раз- розненных элементов знания каждой личности, выстраивают своего ро- да логику «того, что знает каждый». Пока это знание позволяет решать 17 повседневные проблемы, оно принимается как достоверное и по суще- ству является для нас таковым [58; с. 59–60]. Третья особенность повседневного знания как социального фено- мена – его социальное распределение: разные люди или типы людей об- ладают запасом знания в разных объёмах и содержании. Различие опре- деляется многообразием культур и языков, жизненным опытом, в част- ности возрастным, профессиями, а также конкретными видами и родами непосредственных действий и занятий. Знание об этом само является важным элементом социального запаса знаний каждого из нас и позво- ляет определять возможности не только свои, но и в определённой мере других людей, с кем мы вступаем во взаимодействие. Специализированное, профессиональное знание, в отличие от обыденного, производится профессионалами – подготовленными и обу- ченными специалистами, владеющими особыми средствами и методами получения знания в конкретных областях (наука, искусство, религия, философия и др.). Это знание носит специализированный, систематизи- рованный, концептуализированный характер и выражено в теориях, идеях, мировоззрении и т. п. При этом теоретическое знание – не самое главное, что знает человек, и не самое большое по объёму. Теоретическая интерпретация мира – это занятие немногих, и зна- ние, которым обладает малая доля общества, – лишь часть того, что считается знанием. Преобладающая область знания – это повседневные, дотеоретические, массовые знания; они то и образуют базу и фундамент специализированного, теоретического знания. Без обыденного, повсе- дневного знания невозможно специализированное знание. Следующая типологическая модель различает структуры явного и неявного знания. Явное знание – это предъявленное, рационализиро- ванное, оформленное рационально или иным образом знание. Неявное знание – это латентное, подсознательное знание, локали- зованное в структурах социокультурного опыта и подсознания субъек- тов. Оно выявляется с помощью методологического анализа результа- тов познания и обнаруживается в ментальных структурах коллективно- го бессознательного в архетипических образах, религиозных предпоч- тениях, в стиле мышления и т. п. Возможно выделение других форм и видов знания в зависимости от разных оснований. И. Т. Касавин (отечественный специалист по тео- рии познания, методологии и философии науки) предлагает типологию на основе различий в способе производства, существования и передачи, а также функционирования знания [31; с. 18–27]. Данная типология предполагает три большие группы знания: 1) практическое знание, которое создаётся и функционирует в различных видах практики – производственной, социальной, полити- 18 ческой, педагогической и др. Это знание чаще всего носит рецептурный характер и отвечает на вопрос «как сделать?» Например: как воспитать ребёнка? как выпечь хлеб? как вырастить урожай каких-либо культур? как сварить сталь? и т. п. Во всех перечисленных видах практик требуется именно практи- ческое знание, т. е. знание как делать – соответствующие навыки, уме- ния, секреты, рецепты и тому подобные знания. Практическое знание формируется в опыте различных практик и передаётся, транслируется через непосредственное общение с наставником, учителем, с ближай- шим окружением; 2) духовно-практическое знание – это знание, которое формирует- ся и функционирует в духовных практиках и регулирует отношения людей между собой. Этот вид знания существует в форме нравственных норм, обычаев, в форме представлений людей о добре и зле, о мужестве, совести, доблести и тому подобных представлений. Выражено такое знание может быть в виде манифестов, кодексов, например кодекса чес- ти рыцаря в средневековье; в клятвах, например в клятве Гиппократа у медиков, и т. п.; 3) теоретическое знание – знание, которое вырастает из деятель- ности, обозначаемой как исследование, подчиняющееся особым мето- дам. Цель исследования – это производство знания на основе творческо- го, критического освоения всего массива наличного знания. Реальность воссоздаётся теоретиком в форме возможного мира, подлинность кото- рого не всегда нуждается в доказательстве. Форма выражения теорети- ческого знания дискурсивно-понятийная. Это – понятия, концепции, теоретические модели, теории, аксиомы, учения и т. п.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |