Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Предмет и задачи методологии науки




Методология является ядром философии науки. Она может быть

определена как философское учение о системе апробированных прин-

ципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах,

структуре и функциях научного знания. Её назначение – выявить и ос-

мыслить движущие силы, предпосылки, основания и закономерности

роста и функционирования научного знания и познавательной деятель-

ности, организовать проектно-конструктивную деятельность, её анализ

и критику. Методология науки, основываясь на общефилософских

принципах и законах, исторически возникла и развивается на основе

гносеологии и эпистемологии, логики, а в последние годы также исто-

рии, социологии науки, социальной психологии и культурологии, тесно

смыкается с философскими учениями о языке.

Можно указать на ряд причин, породивших методологию как не-

обходимую принадлежность науки: это – сложность структуры научно-

го знания, способы его обоснования и проверки; сопряжение результа-

тов предметно-орудийного эксперимента с выводами и следствиями

31

«мысленного эксперимента», тесное переплетение описания свойств



материальных объектов с искусственно вводимыми абстракциями, иде-

альными моделями, знаковыми объектами. Эти и многие другие осо-

бенности современного познания требуют зрелого методологического

сознания учёного и познания самой науки. Исследователи испытывают

постоянную потребность анализировать свою деятельность, соотносить

её приёмы и методы с применяемыми в других науках.

Само понимание методологии и её функций претерпело сущест-

венные изменения: узкий формально – логический подход сменился со-

держательным обогащением проблематики, включающей социокуль-

турное, гуманистическое измерение знания и познавательной деятель-

ности. Методологический анализ, являясь формой самосознания науки,

проясняет способы совмещения знания и деятельности, строение, орга-

низацию, способы получения и обоснования знаний. Выявляя условия

и предпосылки познавательной деятельности, в том числе философско-

мировоззренческие, методологический анализ превращает их в средства

осознанного выбора и научного поиска.

Существуют различные уровни методологии: конкретно-научная

методология со своими методиками имеет дело с техническими приё-

мами, предписаниями, нормативами, формирует принципы, методы

конкретно-научной деятельности, описывает и обосновывает их. На-

пример, методы меченых атомов в биохимии, условных рефлексов в фи-

зиологии, анкетирования в социологии и т. п.

Другой уровень – общенаучная методология как учение о прин-

ципах, методах и формах знания, функционирующих во многих науках,

соответствующих их предмету и объекту исследования. Это, например,

методы эмпирического исследования, такие, как наблюдение, измере-

ние, эксперимент; общелогические методы – анализ, синтез, индукция,

аналогия, дедукция и др., а также такие общенаучные методы, как мо-

делирование, идеализация, типологизация, сравнительный анализ, гер-

меневтический метод и др. Возникнув как приёмы и формы в творчест-

ве конкретных исследователей, они затем применяются другими учё-

ными в различных областях знания, т. е. получают научную и культур-

но-историческую апробацию, что даёт им право или статус выступать

в качестве всеобщих, или общенаучных, методов. Это приближает об-

щенаучную методологию к уровню философского анализа знания,

и тогда в качестве регулятивных принципов, методов и форм познания

выступают философские идеи, положения, способы умозрения и реф-

лексии, которые при определённых условиях могут быть применены

к изучению научно-познавательной деятельности. Единство общенауч-

ного и философского уровней является основой развития методологии

научного познания.

32

В своём развитии методология прошла две основные ступени

с соответствующими формами её выражения: на первой стадии (мето-

дология Нового времени – XVII–XVII в., основоположники: Декарт, Бэ-

кон, Локк, Лейбниц) для неё характерна была конструктивная, предпи-

сательная форма с поиском единого абсолютного метода, с идеей мето-

дологизма, которая несла в себе признание приоритетности признанно-

го универсальным метода перед теорией. Эта форма методологии про-

существовала почти до половины XX в. На смену ей пришла новая

форма, которую исследователи определяют как «дескриптивную», т. е.

описательную методологию, призванную анализировать и описывать

научную практику, выявляя устойчивые констелляции методологиче-

ских норм, возникающих в тех или иных познавательных ситуациях

(Б. И. Пружинин). Для нового типа методологии характерны следующие

признаки: отказ от универсального методологического нормирования,

предписания и набора абсолютных ключевых идей; идея историко-

культурной релятивности познания; идея эпистемологических разры-

вов; идея теоретической нагруженности опыта, факта; идея методологи-

ческого плюрализма; идея экстернализма в противоположность интер-

нализму, господствовавшему в установках прежней, предписательной

методологии. (Интернализм от лат. internus – внутри и экстернализм от

лат. externus – внешний – это оппозиционные течения в философии нау-

ки, сложившиеся в 30-х гг. ХХ в. и по-разному объясняющие роль и со-

отношение внутренних и внешних науке факторов). Интернализм ори-

ентировал на элиминацию (т. е. исключение) в научном процессе соци-

ально-политических и субъективных факторов и исключительное зна-

чение придавал преемственности научных идей, внутренней логике раз-

вития научных понятий и теорий, он создавал иллюзию, что наука раз-

вивается автономно, независимо от внешнего мира, развивается чисто

логически за счет своих внутренних собственных ресурсов.

Экстернализм, напротив, преимущественное внимание обращает

на роль социокультурных, экономических, политических факторов

и условий развития науки. Таким образом, и экстерналистский, и интер-

налистский взгляд односторонне преувеличивает роль и значение дей-

ствительно __________важных факторов развития науки, вместо того чтобы рас-

сматривать их во взаимодействии и диалектической взаимосвязи.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7