Предмет и задачи методологии науки
Методология является ядром философии науки. Она может быть определена как философское учение о системе апробированных прин- ципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного знания. Её назначение – выявить и ос- мыслить движущие силы, предпосылки, основания и закономерности роста и функционирования научного знания и познавательной деятель- ности, организовать проектно-конструктивную деятельность, её анализ и критику. Методология науки, основываясь на общефилософских принципах и законах, исторически возникла и развивается на основе гносеологии и эпистемологии, логики, а в последние годы также исто- рии, социологии науки, социальной психологии и культурологии, тесно смыкается с философскими учениями о языке. Можно указать на ряд причин, породивших методологию как не- обходимую принадлежность науки: это – сложность структуры научно- го знания, способы его обоснования и проверки; сопряжение результа- тов предметно-орудийного эксперимента с выводами и следствиями 31 «мысленного эксперимента», тесное переплетение описания свойств материальных объектов с искусственно вводимыми абстракциями, иде- альными моделями, знаковыми объектами. Эти и многие другие осо- бенности современного познания требуют зрелого методологического сознания учёного и познания самой науки. Исследователи испытывают постоянную потребность анализировать свою деятельность, соотносить её приёмы и методы с применяемыми в других науках. Само понимание методологии и её функций претерпело сущест- венные изменения: узкий формально – логический подход сменился со- держательным обогащением проблематики, включающей социокуль- турное, гуманистическое измерение знания и познавательной деятель- ности. Методологический анализ, являясь формой самосознания науки, проясняет способы совмещения знания и деятельности, строение, орга- низацию, способы получения и обоснования знаний. Выявляя условия и предпосылки познавательной деятельности, в том числе философско- мировоззренческие, методологический анализ превращает их в средства осознанного выбора и научного поиска. Существуют различные уровни методологии: конкретно-научная методология со своими методиками имеет дело с техническими приё- мами, предписаниями, нормативами, формирует принципы, методы конкретно-научной деятельности, описывает и обосновывает их. На- пример, методы меченых атомов в биохимии, условных рефлексов в фи- зиологии, анкетирования в социологии и т. п. Другой уровень – общенаучная методология как учение о прин- ципах, методах и формах знания, функционирующих во многих науках, соответствующих их предмету и объекту исследования. Это, например, методы эмпирического исследования, такие, как наблюдение, измере- ние, эксперимент; общелогические методы – анализ, синтез, индукция, аналогия, дедукция и др., а также такие общенаучные методы, как мо- делирование, идеализация, типологизация, сравнительный анализ, гер- меневтический метод и др. Возникнув как приёмы и формы в творчест- ве конкретных исследователей, они затем применяются другими учё- ными в различных областях знания, т. е. получают научную и культур- но-историческую апробацию, что даёт им право или статус выступать в качестве всеобщих, или общенаучных, методов. Это приближает об- щенаучную методологию к уровню философского анализа знания, и тогда в качестве регулятивных принципов, методов и форм познания выступают философские идеи, положения, способы умозрения и реф- лексии, которые при определённых условиях могут быть применены к изучению научно-познавательной деятельности. Единство общенауч- ного и философского уровней является основой развития методологии научного познания. 32 В своём развитии методология прошла две основные ступени с соответствующими формами её выражения: на первой стадии (мето- дология Нового времени – XVII–XVII в., основоположники: Декарт, Бэ- кон, Локк, Лейбниц) для неё характерна была конструктивная, предпи- сательная форма с поиском единого абсолютного метода, с идеей мето- дологизма, которая несла в себе признание приоритетности признанно- го универсальным метода перед теорией. Эта форма методологии про- существовала почти до половины XX в. На смену ей пришла новая форма, которую исследователи определяют как «дескриптивную», т. е. описательную методологию, призванную анализировать и описывать научную практику, выявляя устойчивые констелляции методологиче- ских норм, возникающих в тех или иных познавательных ситуациях (Б. И. Пружинин). Для нового типа методологии характерны следующие признаки: отказ от универсального методологического нормирования, предписания и набора абсолютных ключевых идей; идея историко- культурной релятивности познания; идея эпистемологических разры- вов; идея теоретической нагруженности опыта, факта; идея методологи- ческого плюрализма; идея экстернализма в противоположность интер- нализму, господствовавшему в установках прежней, предписательной методологии. (Интернализм от лат. internus – внутри и экстернализм от лат. externus – внешний – это оппозиционные течения в философии нау- ки, сложившиеся в 30-х гг. ХХ в. и по-разному объясняющие роль и со- отношение внутренних и внешних науке факторов). Интернализм ори- ентировал на элиминацию (т. е. исключение) в научном процессе соци- ально-политических и субъективных факторов и исключительное зна- чение придавал преемственности научных идей, внутренней логике раз- вития научных понятий и теорий, он создавал иллюзию, что наука раз- вивается автономно, независимо от внешнего мира, развивается чисто логически за счет своих внутренних собственных ресурсов. Экстернализм, напротив, преимущественное внимание обращает на роль социокультурных, экономических, политических факторов и условий развития науки. Таким образом, и экстерналистский, и интер- налистский взгляд односторонне преувеличивает роль и значение дей- ствительно __________важных факторов развития науки, вместо того чтобы рас- сматривать их во взаимодействии и диалектической взаимосвязи.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |