Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные особенности научного знания



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Основные особенности научного знания 0.00 из 5.00 0 оценок




(критерии научности )

Для выяснения специфики научного знания исследователи

(В. С. Стёпин, Л. А. Микешина и др.) сравнивают его с обыденным, по-

вседневным знанием. Поскольку мы уже рассматривали характеристики

обыденного знания как особого типа знания, напомним самое сущест-

венное: обыденное знание и его конкретная форма – здравый смысл –

это непрофессиональное, вообще неспециализированное жизненно-

практическое, повседневное знание. Традиционно оно оценивалось как

примитивное, обывательское, бытовое, «кухонное» мышление и т. п.

Однако в последние десятилетия возникла необходимость определённой

переоценки познавательной роли обыденного знания и здравого смысла.

Осознается, что именно они являются первоначальными и основными

регуляторами человеческого поведения и общения, лежат в основе фор-

мирующейся у человека картины реальности, с помощью которой он

ориентируется в окружающем мире [71].

Итак, в отличие от обыденного знания научное знание – это про-

дукт специализированной, профессиональной формы человеческой дея-

тельности, направленной на выработку объективных, системнооргани-

зованных и обоснованных знаний о мире с помощью применения науч-

ных методов, которыми не располагает обыденное познание. Методоло-

гические требования к научному знанию (и, следовательно, социальные

ожидания) – быть объективным, доказательным, точным, принципиаль-

но критичным, ориентированным на адекватное постижение реально-

сти. Научное знание носит теоретический, концептуальный характер

как знание общезначимое и необходимое. Если обыденное знание – это,

как правило, констатация явлений, внешних связей и отношений, то на-

учное ориентировано на исследование закономерностей, на поиск ново-

го, отсюда его высокая объяснительная и предсказательная сила.

Остановимся на более конкретном рассмотрении специфических

признаков научного знания. Они связаны с целями и ролью науки в об-

ществе. Наука ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобра-

зования предметов практической деятельности в соответствующие про-

дукты. Это преобразование всегда определено сущностными связями,

законами изменения и развития объектов, и сама деятельность может

быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами.

Поэтому основная задача науки – выявить законы, в соответствии с ко-

торыми изменяются и развиваются объекты.

Применительно к процессам преобразования природы эту функ-

цию выполняют естественные и технические науки. Процессы измене-

49

ния социальных объектов исследуются общественными науками. По-

скольку в деятельности могут преобразовываться самые различные объ-

екты – предметы природы, человек (и состояния его сознания), подсис-

темы общества, знаковые объекты, функционирующие в качестве фено-

менов культуры и т. д., постольку все они могут стать предметами на-

учного исследования.

Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть

включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально как воз-

можные объекты её будущего преобразования), и их исследование как

подчиняющихся объективным законам функционирования и развития

составляет, по мнению В. С. Стёпина, первейшую особенность научного

познания. Следовательно, объективность и предметность – важнейший

отличительный признак научного знания.

Однако он ещё недостаточен для определения научного знания,

поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать

и обыденное познание. Но в отличие от него наука не ограничивается

отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые,

в принципе, могут быть освоены в практике соответствующей истори-

ческой эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически

определённого типа практики и открывать для человечества новые

предметные миры, которые могут стать объектами практического ос-

воения лишь на будущих этапах развития цивилизации. В своё время

Лейбниц характеризовал математику как науку о возможных мирах.

В принципе, эту характеристику можно отнести к любой фундамен-

тальной науке. Электромагнитные волны, ядерные реакции, когерент-

ные излучения атомов были вначале открыты в физике, и в этих откры-

тиях потенциально был заложен принципиально новый уровень техно-

логического развития цивилизации, который реализовался значительно

позднее: техника электродвигателей, электрогенераторов, радио- и теле-

аппаратура, лазеры и атомные электростанции и т. д.

Постоянное стремление науки к расширению поля изучаемых

объектов безотносительно к сегодняшним возможностям их массового

практического освоения выступает тем системообразующим признаком,

который обосновывает другие характеристики науки, отличающие её от

обыденного познания.

Прежде всего это отличие по их продуктам или результатам.

Обыденное познание создаёт конгломерат знаний, сведений, предписа-

ний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между

собой. Истинность знаний здесь проверяется непосредственно в налич-

ной практике, так как знания строятся относительно объектов, которые

включены в процессы производства и наличного социального опыта. Но

поскольку наука постоянно выходит за эти рамки, она лишь частично

50

может опереться на наличные формы массового практического освое-

ния объектов. Ей нужна особая практика, с помощью которой проверя-

ется истинность ее знаний. Такой практикой становится научный экспе-

римент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте. Ос-

тальные знания связываются между собой логическими связями, что

обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое.

В итоге возникают присущие науке характеристики: системная органи-

зация, обоснованность и доказанность знания.

Кроме того, в отличие от обыденного познания, наука предпола-

гает применение особых средств и методов познания. Она не может ог-

раничиться использованием только обыденного языка и тех орудий, ко-

торые применяются в производстве и повседневной практике. Кроме

них ей необходимы особые средства деятельности – специальный язык

(эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы.

Именно эти средства обеспечивают исследование всё новых объектов,

в том числе и тех, которые выходят за рамки возможностей наличной

производственной и социальной практики. С этим же связаны потреб-

ности науки в постоянной разработке специальных методов, обеспечи-

вающих освоение новых объектов безотносительно к возможностям их

сегодняшнего практического освоения. Метод в науке часто служит ус-

ловием фиксации и воспроизводства объектов исследования: наряду со

знанием об объектах наука систематически развивает знание о методах.

Следует отметить специфические особенности субъекта научной

деятельности. Субъект обыденного познания формируется в самом про-

цессе социализации. Для науки же этого недостаточно – требуется осо-

бое обучение познающего субъекта (учёного), которое обеспечивает его

умение применять свойственные науке средства и методы при решении

её задач и проблем. Кроме того, систематические занятия наукой пред-

полагают усвоение особой системы ценностей. Фундаментом выступа-

ют ценностные установки на поиск истины и на постоянное наращива-

ние объективного знания. На базе этих установок исторически развива-

ется система идеалов и норм научного исследования. Эти ценностные

установки составляют основание этики науки, запрещающей умышлен-

ное искажение истины в угоду тем или иным социальным целям и тре-

бующей постоянной инновационной деятельности, вводя запреты на

плагиат.

Фундаментальные ценностные установки соответствуют двум

фундаментальным и определяющим признакам науки: предметности

и объективности научного познания и её интенции на изучение всё но-

вых объектов, что позволяет ей опережать и программировать развитие

практики.

51

Этика науки

В науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаи-

моотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них

подчиняются определенной системе этических норм, определяющих,

что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным

и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы воз-

никают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результа-

том своего рода «исторического отбора», который сохраняет только то,

что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории.

В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых,

общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например,

как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенно-

стям научной деятельности. Скажем, плагиат в науке оценивается как

нечто, подобное краже, когда человек выдает научные идеи, результаты,

полученные кем-либо другим, за свои; ложью считается преднамерен-

ное искажение (фальсификация) данных эксперимента.

Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и за-

щиты специфических, характерных именно дня науки ценностей. Пер-

вой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины.

Широко известно, например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг,

но истина дороже», смысл которого в том, что в стремлении к истине

ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями,

ни с какими бы то ни было иными привходящими обстоятельствами.

История науки, да и история человечества с благодарностью чтят имена

подвижников (таких, как Дж. Бруно), которые не отрекались от своих

убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже самой смерти.

За примерами, впрочем, не обязательно углубляться в далекую историю.

Достаточно вспомнить слова русского биолога Н. И. Вавилова: «Мы на

крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся», оправдавшего эти

слова собственной трагической судьбой...

В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто

сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение.

И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, кото-

рые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно

был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был

новым знанием и так или иначе – логически, экспериментально и про-

чее – обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода тре-

бований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-

нибудь другому. Для того чтобы удовлетворить этим требованиям, он

должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его области нау-

ки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на какие

52

исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на

этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим.

Кроме того, в публикации ученый должен привести те доказательства

и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им ре-

зультаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, по-

зволяющую провести независимую проверку его результатов.

Нормы научной этики редко формулируются в виде специальных

перечней и кодексов; как правило, они передаются молодым исследова-

телям от их учителей и предшественников. Однако известны попытки

выявления, описания и анализа этих норм, предпринимаемых главным

образом в философии и социологии науки.

В качестве примера можно привести исследование американского

социолога Р. К. Мертона [Merton P. K. The sociology of scince. Chi.,

1973]. С его точки зрения, нормы науки строятся вокруг четырех осно-

вополагающих ценностей. Первая из них – универсализм – убеждение

в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают

одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться

независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех,

кто их формулирует. Требование универсализма предполагает, в част-

ности, что результаты маститого ученого должны подвергаться не менее

строгой проверке и критике, чем результаты его молодого коллеги. Вто-

рая ценность – общность, смысл которой в том, что научное знание

должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые

получил, не вправе монопольно владеть им. Публикуя результаты ис-

следования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит

полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для

дальнейшего использования всеми коллегами. Третья ценность – беско-

рыстность, когда первичным стимулом деятельности ученого является

поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (обретения

славы, получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграж-

дение должны рассматриваться как возможное следствие научных дос-

тижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования. Чет-

вертая ценность – организованный скептицизм: каждый ученый несет

ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его

коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. При

этом ученый, опиравшийся в своей работе на неверные данные, заимст-

вованные из работ его коллег, не освобождается от ответственности,

коль скоро он сам не проверил точность используемых данных. Из этого

требования следует, что в науке нельзя слепо доверяться авторитету

предшественников, сколь бы высоким он ни был. В научной деятельно-

сти равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшествен-

ники (Ньютон говорил, что достигнутое им стало возможно лишь по-

53

стольку, поскольку он стоял «на плечах гигантов»), так и критическое

отношение к их результатам. Более того, ученый должен не только му-

жественно и настойчиво отстаивать свои научные убеждения, используя

все доступные ему средства логической и эмпирической аргументации,

но и обладать мужеством отказаться от этих убеждений, коль скоро бу-

дет обнаружена их ошибочность.

Предпринятый Р. Мертоном анализ ценностей и норм науки не-

однократно подвергался уточнениям, исправлениям и даже резкой кри-

тике в специальной литературе. При этом выяснилось, что наличие та-

кого рода норм, пусть не именно этих, но в чем-то сходных с ними,

очень важно для существования и развития науки, для самоорганизации

научной деятельности. Безусловно, нередки случаи нарушения этих

норм. Однако тот, кто их нарушает, рискует рано или поздно потерять

уважение и доверие своих коллег. А между тем признание коллег явля-

ется для ученого высшей наградой, более значимой, как правило, чем

материальное вознаграждение. Особенность научной деятельности

в том и заключается, что результативной она по-настоящему оказывает-

ся лишь тогда, когда признана и результаты ее используются коллегами

для получения новых знаний.

Отдельные нарушения этических норм науки, хотя и могут вызы-

вать серьезные трудности в развитии той или иной области знания,

в общем все же чреваты большими неприятностями для самого наруши-

теля, чем для науки в целом. Однако, когда такие нарушения приобре-

тают массовый характер, под угрозой оказывается уже сама наука. Со-

общество ученых прямо заинтересовано в сохранении климата доверия,

поскольку без этого было бы невозможно дальнейшее развитие научных

знаний, т. е. прогресс науки. Этические нормы охватывают самые раз-

ные стороны деятельности ученых: процессы подготовки и проведения

исследований, публикацию научных результатов, проведение научных

дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения. В современной

науке особую остроту обрели вопросы, касающиеся не столько норм

взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотноше-

ний науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают

как проблему социальной ответственности ученого.



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Основные особенности научного знания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные особенности научного знания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)