ПРИРОДА НАУЧНОГО МЕТОДА ,
ЕГО ВИДЫ И ФУНКЦИИ 5.1. Понятие метода научного исследования и его классификации 5.2. Методологические функции философии в научно- исследовательской деятельности 5.3. Общенаучные (общелогические) методы Понятие метода научного исследования И его классификации Метод в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», спо- Соб социальной деятельности субъекта в любой её форме, а не только Познавательной. Специфика научной деятельности в значительной мере Определяется общенаучными и специальными методами. Метод позна- Ния – это искусственная, не существующая в природе система правил И операций, которые, однако, обусловлены объективными свойствами Познавательной системы «субъект – объект». Метод не есть нечто Внешнее по отношению к субъекту или нечто, стоящее между субъек- том и объектом, он включен в содержание понятия «субъект познания», Выступает как его свойство, возникает и развивается в результате твор- Ческой, активной деятельности субъекта по преобразованию и позна- Нию мира. Являясь открытой системой, метод постоянно развивается Вслед за развитием производственной и информационной техники, в за- Висимости от постановки новых проблем и задач. Формы и методы познавательной деятельности, вырабатываемые Субъектом познания, не только не исключают возможность получения Достоверного знания об объекте, но являются единственно возможным Способом воспроизведения в познании реальных характеристик объекта. Метод познания, по Гегелю, «поставлен как орудие, как некоторое Стоящее на субъективной стороне средство, через которое оно соотносится с объектом» [20; с. 299]. В том случае, когда мы переходим к анализу Внутренних отношений в методе, в частности его содержания, структуры, То обнаруживаем элементы, определяемые свойствами не только субъекта, Но и объекта познания. Именно на этом уровне анализа обнаруживается Внутренняя связь методов познания с объектом, тот факт, что метод, по Гегелю, «не есть нечто отличное от своего предмета и содержания», но Возникает на основе этого содержания и свойств, законов самого объекта. Сам метод не содержится в объекте познания, методом становятся Выработанные субъектом приемы и операции для получения нового 70 Знания, но деятельность субъекта по созданию этих приемов с необхо- Димостью обусловлена закономерностями и свойствами объекта. Субъ- Ект, следуя своим целям, может достичь их, лишь разработав операции и процедуры, адекватные __________свойствам объекта, его содержанию. Таким Образом, в самом общем виде метод может быть определен как система Регулятивных принципов и правил познавательной, практической или Теоретической, деятельности, выработанных субъектом на основе изу- Чаемого объекта. Определение метода научного исследования должно отражать как Роль метода в системе субъектно-объектных отношений, адекватность Его объекту исследования, так и механизмы достижения соответствия Метода объективным законам, а также предусматриваемые им операции. В этом случае метод понимается либо как совокупность логических И предметно-орудийных операций, зависящих от объекта исследования И используемых для решения определенного класса задач, либо как раз- Работанная учеными целеполагающая схема определенных последова- Тельных операций. В конце ХХ в. в зарубежной философии науки появилась тенден- Ция, получившая название «философское обесценивание научного ме- Тода». Обращение к истории науки, выявление исторических форм ра- Циональности привело, например, известного американского философа С. Тулмина к выводу о том, что развитие науки не отражает «внешний Вечный диктат логики», что позиция ученого определяется в гораздо Большей степени его способностью откликаться на проблемы, чем сле- Довать общепринятому научному методу. Еще более радикально эту Точку зрения сформулировал П. Фейерабенд, разрабатывавший «анар- Хистскую методологию» и отрицавший эвристическую роль метода, ра- Циональности в целом. Основание для этого он видел в том, что всякое Новое знание, открытие, достижение в науке, например: коперниканская Революция, квантовая теория, волновая теория света и др., предполага- Ют именно отклонение от метода, от методологических правил и норм В целом, происходят вопреки им. Очевидно, что такая позиция направлена против абсолютизации Роли метода и методологии в познании, она заставляет вновь задуматься Над соотношением нормативного и творческого в научно- познаватель- Ной деятельности. В то же время ясно, что такой подход, во-первых, ос- Нован на некотором абстрактном представлении о научном методе, ус- Ловиях его применения и, по существу, не учитывает, что в реальной Науке нет общего «метода открытия», но есть множество частных мето- Дов, дифференцированных по функциям, предметным областям и по- Знавательным возможностям. Выполняя свои репродуктивные, система- Тизирующие, конструктивно-организующие, обосновывающие и другие 71
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (499)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |