Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Функции, методы служат основой и условием всей познавательной дея-




Тельности, в том числе собственно творческой. Во-вторых, «противни-

Ки» метода ошибочно исходят из некоторого стереотипа, по которому

Метод – это жесткие, неизменные и абсолютно обязательные принципы

И правила научной деятельности. Однако возрастающее значение веро-

Ятностных принципов в реальной практике современной науки, а также

Признание не только объективной определенности, но и объективно су-

Ществующей неопределенности привели к новым представлениям о ме-

Тоде (что в дальнейшем будет показано на примере эксперимента). От-

Сутствие жесткой детерминации означает, что пользующийся методом

Исследователь четко осознает его познавательные возможности, не яв-

ляется «механическим» исполнителем__________, готов в любой момент совер-

Шенствовать и менять приемы и методы исследования.

Существуют различные классификации методов. Основные из них

Могут быть представлены следующим образом: деление по степени

Общности (общенаучные и специальные), по уровням научного позна-

Ния (эмпирические и теоретические), по этапам исследования (наблю-



Дение, обобщение, доказательство и др.). В дальнейшем изложении бу-

Дут использованы и соответственно проиллюстрированы все три клас-

Сификации.

Методологические функции философии

В научно-исследовательской деятельности

Применение тех или иных методов в научном исследовании носит

Не случайный характер, но всегда обоснован как с точки зрения предме-

Та исследования, так и в контексте философско-мировоззренческих

И теоретико-методологических оснований, т. е. определённых принци-

Пов, установок, норм познавательной деятельности. Последние задают

Системный характер научного метода. Гегель отмечал, что объективное

Обоснование принципов и правил метода находит своё отражение, в ча-

Стности, в процессе, при котором «метод расширяется в систему». Ме-

Тод реализует свои функции построения, проверки и приращения зна-

Ния только в том случае, если он не просто базируется на некотором аб-

Страктном принципе, но имеет в своей основе теоретическое знание как

Предпосылку правил и норм деятельности субъекта. Разновидностью

Такого теоретического, а также мировоззренческого знания выступает

Философия. Поэтому следует особо остановиться на выявлении её

Функций в процессе развития научного познания.

Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном

Познании, следует указать на две крайние модели, которые сложились

В решении этого очень сложного вопроса.

72

Умозрительно-философский подход (натурфилософия, филосо-

Фия истории и т. п.), суть которого – прямое выведение исходных прин-

Ципов научных теорий непосредственно из философских принципов,

Помимо анализа специального материала данной науки. Такой подход

Был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля.

Позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия».

Роль философии в частнонаучном познании либо абсолютизируется,

либо __________принижается или даже вовсе отвергается.

И хотя в обоих случаях были достигнуты определенные позитив-

Ные результаты, однако указанная проблема не была решена.

История познания и самой философии показывает, что ее воздей-

Ствие на процесс развития науки и ее результаты выражаются в сле-

дующих основных моментах:

Интегративная (синтетическая) функция философии – систем-

Ное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм

Познания, практики, культуры – всего опыта человечества в целом. Фи-

Лософское обобщение – это не просто механическое, эклектическое со-

Единение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеоб-

Щее и универсальное знание.

Критическая функция философии, которая в этой своей функ-

Ции нацелена на все сферы человеческой деятельности. При этом кри-

Тика должна быть конструктивной, «с удержанием в старом положи-

Тельного», предлагающая новые решения, а не тотально отрицающая

Все и вся. При этом критика мысли должна быть тесно связана и пере-

Растать в критику социальной действительности. Отсутствие конструк-

тивно-критического подхода неизбежно оборачивается апологетикой –

Предвзятой защитой, безудержным восхвалением чего-либо вместо объ-

Ективного анализа.

Философия разрабатывает определенные модели реальности,

Сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования.

Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-

Объективных характеристиках, представляет материальную действи-

Тельность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундамен-

Тальных законов.

Философия вооружает исследователя знанием общих законо-

Мерностей самого познавательного процесса в его целостности и разви-

Тии, в единстве всех его уровней, моментов, сторон, форм и т. п., чем

Специально и непосредственно не занимается ни одна частная наука или

Научная дисциплина. Кроме того, философия поставляет ученому кон-

Кретную историческую сетку логических категорий и т. п., с помощью

Которых он строит концептуальные модели реальности или самого по-

Знания.

73

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7