Функции, методы служат основой и условием всей познавательной дея-
Тельности, в том числе собственно творческой. Во-вторых, «противни- Ки» метода ошибочно исходят из некоторого стереотипа, по которому Метод – это жесткие, неизменные и абсолютно обязательные принципы И правила научной деятельности. Однако возрастающее значение веро- Ятностных принципов в реальной практике современной науки, а также Признание не только объективной определенности, но и объективно су- Ществующей неопределенности привели к новым представлениям о ме- Тоде (что в дальнейшем будет показано на примере эксперимента). От- Сутствие жесткой детерминации означает, что пользующийся методом Исследователь четко осознает его познавательные возможности, не яв- ляется «механическим» исполнителем__________, готов в любой момент совер- Шенствовать и менять приемы и методы исследования. Существуют различные классификации методов. Основные из них Могут быть представлены следующим образом: деление по степени Общности (общенаучные и специальные), по уровням научного позна- Ния (эмпирические и теоретические), по этапам исследования (наблю- Дение, обобщение, доказательство и др.). В дальнейшем изложении бу- Дут использованы и соответственно проиллюстрированы все три клас- Сификации. Методологические функции философии В научно-исследовательской деятельности Применение тех или иных методов в научном исследовании носит Не случайный характер, но всегда обоснован как с точки зрения предме- Та исследования, так и в контексте философско-мировоззренческих И теоретико-методологических оснований, т. е. определённых принци- Пов, установок, норм познавательной деятельности. Последние задают Системный характер научного метода. Гегель отмечал, что объективное Обоснование принципов и правил метода находит своё отражение, в ча- Стности, в процессе, при котором «метод расширяется в систему». Ме- Тод реализует свои функции построения, проверки и приращения зна- Ния только в том случае, если он не просто базируется на некотором аб- Страктном принципе, но имеет в своей основе теоретическое знание как Предпосылку правил и норм деятельности субъекта. Разновидностью Такого теоретического, а также мировоззренческого знания выступает Философия. Поэтому следует особо остановиться на выявлении её Функций в процессе развития научного познания. Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном Познании, следует указать на две крайние модели, которые сложились В решении этого очень сложного вопроса. 72 Умозрительно-философский подход (натурфилософия, филосо- Фия истории и т. п.), суть которого – прямое выведение исходных прин- Ципов научных теорий непосредственно из философских принципов, Помимо анализа специального материала данной науки. Такой подход Был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля. Позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». Роль философии в частнонаучном познании либо абсолютизируется, либо __________принижается или даже вовсе отвергается. И хотя в обоих случаях были достигнуты определенные позитив- Ные результаты, однако указанная проблема не была решена. История познания и самой философии показывает, что ее воздей- Ствие на процесс развития науки и ее результаты выражаются в сле- дующих основных моментах: Интегративная (синтетическая) функция философии – систем- Ное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм Познания, практики, культуры – всего опыта человечества в целом. Фи- Лософское обобщение – это не просто механическое, эклектическое со- Единение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеоб- Щее и универсальное знание. Критическая функция философии, которая в этой своей функ- Ции нацелена на все сферы человеческой деятельности. При этом кри- Тика должна быть конструктивной, «с удержанием в старом положи- Тельного», предлагающая новые решения, а не тотально отрицающая Все и вся. При этом критика мысли должна быть тесно связана и пере- Растать в критику социальной действительности. Отсутствие конструк- тивно-критического подхода неизбежно оборачивается апологетикой – Предвзятой защитой, безудержным восхвалением чего-либо вместо объ- Ективного анализа. Философия разрабатывает определенные модели реальности, Сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования. Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально- Объективных характеристиках, представляет материальную действи- Тельность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундамен- Тальных законов. Философия вооружает исследователя знанием общих законо- Мерностей самого познавательного процесса в его целостности и разви- Тии, в единстве всех его уровней, моментов, сторон, форм и т. п., чем Специально и непосредственно не занимается ни одна частная наука или Научная дисциплина. Кроме того, философия поставляет ученому кон- Кретную историческую сетку логических категорий и т. п., с помощью Которых он строит концептуальные модели реальности или самого по- Знания. 73
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |