Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Характеризуется вмешательством исследователя в положение изучае-




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мых объектов, активным воздействием на предмет исследования раз-

Личных приборов и экспериментальных средств. Эксперимент пред-

Ставляет собой одну из форм практики, где сочетается взаимодействие

Объектов по естественным законам и искусственно организованное че-

Ловеком действие. Как метод эмпирического исследования этот метод

Предполагает и позволяет осуществлять в соответствии с решаемой

проблемой следующие операции:

· конструктивизацию объекта: вычленение объекта или предме-

Та исследования, его изоляцию от влияния побочных и затемняющих

сущность явлений, изучение в относительно чистом виде;

· эмпирическую интерпретацию исходных теоретических поня-

тий и положений, выбор или создание экспериментальных средств;

· целенаправленное воздействие на объект: планомерное изме-

Нение, варьирование, комбинирование различных условий в целях по-

лучения искомого результата;

· многократное воспроизведение хода процесса, фиксацию дан-

Ных в протоколах наблюдений, их обработку и перенос на другие объ-

Екты класса, не подвергнутые исследованию.



Эксперимент проводится не стихийно, не наудачу, а для решения

Определенных научных проблем и познавательных задач, продиктован-

84

Ных состоянием теории. Он необходим как основное средство накопле-

Ния в изучении фактов, составляющих эмпирический базис всякой тео-

Рии, является, как и вся практика в целом, объективным критерием от-

Носительной истинности теоретических положений и гипотез.

Предметная структура эксперимента позволяет вычленить сле-

Дующие три элемента: познающий субъект (экспериментатор), средства

Эксперимента, объект экспериментального исследования. На этой осно-

Ве можно дать разветвленную классификацию экспериментов. В зави-

Симости от качественного различия объектов исследования можно раз-

Личать физический, технический, биологический, психологический, со-

Циологический и др. Характер и разнообразие средств и условий экспе-

Римента позволяют вычленить прямой (натуральный) и модельный, по-

Левой и лабораторный эксперименты. Если принять во внимание цели

Экспериментатора, то различаются поисковые, измерительные и прове-

Рочные виды экспериментов. Наконец, в зависимости от характера стра-

Тегии можно различать эксперименты, осуществляемые методом проб

И ошибок, эксперименты на основе замкнутого алгоритма (например,

Исследование Галилеем падения тел), эксперимент с помощью метода

«черного ящика», «шаговой стратегии» и др. [105; с. 82–91].

Поясним некоторые моменты в различии классического и совре-

Менного экспериментов. Классический эксперимент строился на таких

Методологических предпосылках, которые в той или иной степени от-

Ражали представления Лапласа о детерминизме как однозначной при-

Чинно-следственной связи. Предполагалось, что, зная начальное состоя-

Ние системы в некоторых постоянных условиях, можно предвидеть по-

Ведение этой системы в будущем; можно четко выделить изучаемое яв-

Ление, реализовать его в желаемом направлении, строго упорядочить

Все мешающие факторы либо отвлечься от них как несущественных

(например, исключить субъект из результатов познания). Возрастающее

Значение вероятностно-статистических представлений и принципов

В реальной практике современной науки, а также признание не только

Объективной определенности, но и объективной неопределенности

И понимание в связи с этим детерминации как относительной неопреде-

Ленности (или как ограничения неопределенности) привело к новому

Представлению о структуре и принципах эксперимента. Выработка но-

Вой стратегии эксперимента непосредственно вызвана переходом от

Изучения хорошо организованных систем, в которых можно было выде-

Лить явления, зависящие от небольшого числа переменных, к изучению

Так называемых диффузных или «плохо организованных» систем.

В этих системах нельзя четко выделить отдельные явления и разграни-

Чить действие переменных различной физической природы. Это и по-

Требовало более широко применять методы статистики, по сути дела,

85

Внесло «концепцию случая» в эксперимент. Программу эксперимента

Стали создавать так, чтобы предельно разнообразить многочисленные

Факторы и учесть их статистически.

Таким образом, эксперимент из однофакторного, жестко детерми-

Нированного, воспроизводящего однозначные связи и отношения, пре-

Вратился в метод, учитывающий многие факторы сложной (диффузной)

Системы и воспроизводящий одно- и многозначные отношения, т. е.

Эксперимент приобрел вероятностно-детерминированный характер.

Кроме того, как уже указывалось, сама стратегия эксперимента также

Часто не является жестко детерминированной и может меняться в зави-

Симости от результатов на каждом этапе.

В тех случаях, когда прямое экспериментальное исследование само-

Го объекта невозможно или затруднено, экономически нецелесообразно

Или почему-либо нежелательно, прибегают к так называемому модельно-




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (138)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7