Были привлечены, но «включение этого факта в систему знания о Все-
Ленной произошло независимо от разработки теории, в рамках которой Он был понят и объяснен, т. е. теории расширяющейся Вселенной, тем Более что она появилась много лет спустя после первых публикаций об Открытии красного смещения в спектрах спиральных туманностей. Тео- рия А. А. Фридмана __________помогла правильно оценить этот факт, который во- шел в эмпирические знания о Вселенной до и независимо от нее» [40; с. 98]. Это говорит об относительной самостоятельности и ценности эмпириче- Ского базиса научно-познавательной деятельности, «на равных» взаимо- Действующего с теоретическим уровнем познания. Обработка и систематизация знаний Эмпирического уровня научного исследования До сих пор речь шла об эмпирических методах, которые направ- Лены на вычленение и исследование реальных объектов. Далее рассмот- Рим вторую группу методов этого уровня, предполагающих работу С полученной эмпирической информацией – научными фактами, кото- Рые необходимо обработать, систематизировать, осуществить первич- Ное обобщение и т. д. Эти методы необходимы, когда исследователь работает в «слое» Имеющегося, полученного знания, уже не обращаясь непосредственно К событиям действительности, упорядочивая полученные данные, стре- Мясь обнаружить закономерные отношения – эмпирические законы, вы- Сказать предположения об их существовании. По своей природе это во многом «чисто __________логические» методы, разворачивающиеся по законам, Принятым, прежде всего, в логике, но вместе с тем включенные в кон- Текст эмпирического уровня научного исследования с задачей упорядо- Чивания фактуального знания. На уровне обыденных упрощенных пред- Ставлений этот этап первоначального преимущественно индуктивного Обобщения знания часто интерпретируется как сам механизм получения Теории, в чем просматривается влияние широко распространенной В прошлых веках «всеиндуктивистской» концепции познания. Чтобы Понять, в чем действительная роль этого этапа, остановимся на методах и формах знания, представленных в табл. 2 [58; с. 291]. Изучение научных фактов начинается с их анализа. Под анализом Имеется в виду метод исследования, состоящий в мысленном расчлене- Нии (разложении) целого или вообще сложного явления на его состав- Ные, более простые элементарные части и выделении отдельных сторон, Свойств, связей. Но анализ не является конечной целью научного иссле- 90 Дования, которое стремится воспроизвести целое, понять его внутрен- Нюю структуру, характер его функционирования, законы его развития. Эта цель достигается последующим теоретическим и практическим Синтезом. Синтез – это метод исследования, состоящий в соединении, Воспроизведении связей проанализированных частей, элементов, сто- Рон, компонентов сложного явления и постижении целого в его единст- Ве. Анализ и синтез имеют свои объективные основы в строении и зако- Номерностях самого материального мира. В объективной действитель- Ности существуют целое и его части, единство и различия, непрерыв- Ность и дискретность, постоянно происходящие процессы распада и со- Единения, разрушения и создания. Во всех науках осуществляется ана- Литико-синтетическая деятельность, при этом в естествознании она мо- Жет осуществляться не только мысленно, но и практически. Таблица 2 Методы обработки и систематизации знаний Формы знания Анализ и синтез Эмпирический закон, Эмпирическая (описательная) Гипотеза Индукция и дедукция Аналогия Систематизация Классификация Др. Сам переход от анализа фактов к теоретическому синтезу осуще- ствляется с помощью методов, которые, дополняя __________друг друга и сочета- ясь, составляют содержание этого сложного процесса. Одним из таких Методов является индукция, которая в узком смысле традиционно по- Нимается как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию об- Щего, к эмпирическому обобщению и установлению общего положения, Переходящего в закон или другую существенную связь. Слабость ин- Дукции – в недостаточной обоснованности такого перехода. Перечисле- Ние фактов не может быть никогда практически завершено, и мы не Уверены в том, что следующий факт не будет противоречащим. Поэто- му, как отмечал Энгельс, «индуктивное умозаключение по существу яв- ляется проблематическим!», т. е. знание, полученное с помощью индук- Ции, всегда вероятностное. Кроме того, в посылках индуктивного за- Ключения не содержится знания о том, насколько обобщаемые призна- Ки, свойства являются существенными. С помощью индукции перечис- Ления можно получить знание не достоверное, а только вероятное. Су- Ществует также ряд других методов обобщения эмпирического мате- Риала, с помощью которых, как и в популярной индукции, получаемое Знание носит вероятный характер. К числу таких методов относятся ме- 91 Тод аналогий, статистические методы, уже рассматривавшийся метод Модельной экстраполяции. Они различаются между собой степенью Обоснованности перехода от фактов к обобщениям. Все эти методы
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |