Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Объединяются часто под общим названием индуктивных, и тогда тер-




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мин «индукция» употребляется в широком смысле.

Это, во-первых, свидетельствует о многообразии путей обобще-

Ния, движения к теоретическому синтезу и, во-вторых, обнаруживает

Необходимость дополнения индуктивных методов дедуктивными. Под

Дедукцией сегодня понимают не только метод перехода от общих суж-

Дений к частным, но всякое необходимое следование из одних высказы-

Ваний, рассматриваемых в качестве посылок, других высказываний (за-

Ключений) с помощью законов и правил логики. Необходимый характер

Следования делает получаемое знание не вероятным, а достоверным, что

Резко повышает его ценность для науки. В дедуктивном выводе разли-

Чаются два аспекта логического следования: содержательный, или се-

Мантический, и формальный, или синтаксический. В первом случае ло-

Гическое следование зависит от смысла (содержания) высказываний,

Входящих в дедуктивные рассуждения, и от смысла логических кон-

Стант («и», «или», «если ... то» и др.), используемых при этом; во вто-

Ром случае логическое следование определяется запасом средств, отно-



Сящихся к некоторой логической системе, т. е. аксиомами, теоремами,

Дедуктивными правилами и т. п. Это так называемая формальная выво-

Димость. В целом же лежащее в основе дедуктивного вывода отношение

Логического следования является единством этих двух аспектов.

В общем процессе научного познания индуктивные и дедуктив-

Ные методы тесно переплетены. Оба метода основываются на объектив-

Ной диалектике единичного и общего, явления и сущности, случайного

И необходимого. Индуктивные методы имеют большее значение в нау-

Ках, непосредственно опирающихся на опыт, в то время как дедуктив-

Ные методы имеют первостепенное значение в теоретических науках

Как орудие их логического упорядочения и построения, как методы объ-

Яснения и предсказания.

Для обработки и обобщения фактов в научном исследовании ши-

Роко применяются систематизация как приведение в единую систему

И классификация как разбиение на классы, группы, типы и т. п.

Разрабатывая методологические аспекты теории классификации,

отечественные методологи предлагают различать следующие понятия:

Классификация – это разбиение любого множества на подмножества по

Любым признакам; систематика – упорядоченность объектов, имеющая

Статус привилегированной системы классификации, выделенной самой

Природой (естественная классификация); таксономия – учение о любых

Классификациях с точки зрения структуры таксонов (соподчиненных

групп объектов) и признаков [57; с. 68–69].

92

Классификационные методы позволяют решать целый ряд познава-

Тельных задач: свести многообразие материала к сравнительно небольшо-

Му числу образований (классов, типов, форм, видов, групп и т. д.); вы-

Явить исходные единицы анализа и разработать систему соответствую-

Щих понятий и терминов; обнаружить регулярности, устойчивые при-

знаки и отношения, в конечном счете – эмпирические закономерности;

Подвести итоги предшествующих исследований и предсказать сущест-

Вование ранее неизвестных объектов или их свойств, вскрыть новые

Связи и зависимости между уже известными объектами. Составление

Классификаций должно подчиняться следующим логическим требова-

Ниям: в одной и той же классификации необходимо применять одно и то

Же основание; объем членов классификации должен равняться объему

Классифицируемого класса (соразмерность деления); члены классифи-

Кации должны взаимно исключать друг друга и др..

В естественных науках представлены как описательные класси-

Фикации, позволяющие просто привести к удобному виду накопленные

Результаты, так и структурные классификации, позволяющие выявить

И зафиксировать соотношения объектов. Так, в физике описательные

Классификации – это деление фундаментальных частиц по заряду, спи-

Ну, массе, странности, по участию в разных типах взаимодействий. Ка-

Кие-то группы частиц удается классифицировать по типам симметрий

(кварковые структуры частиц), что отражает более глубокий, сущност-

Ный уровень отношений.

Исследования __________последних десятилетий выявили собственно мето-

Дологические проблемы классификаций, знание которых необходимо

Современному исследователю и систематизатору. Это прежде всего не-

Совпадение формальных условий и правил построения классификаций

И реальной научной практики. Требование дискретности признаков по-

Рождает в ряде случаев искусственные приемы разбиения целого на

Дискретные значения признаков; не всегда возможно вынести категори-

Ческое суждение о принадлежности объекту признака, при многострук-

Турности признаков ограничиваются указанием на частоту встречаемо-

сти и т. д. Широко распространенная методологическая проблема –

Трудность сочетания в одной классификации двух разных целей: распо-

Ложения материала, удобного для учета и разыскания; выявления в ма-

Териале внутренних системных отношений – функциональных, генети-

ческих и других (исследовательская группировка) [78; с. 139–143].




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7