Объединяются часто под общим названием индуктивных, и тогда тер-
Мин «индукция» употребляется в широком смысле. Это, во-первых, свидетельствует о многообразии путей обобще- Ния, движения к теоретическому синтезу и, во-вторых, обнаруживает Необходимость дополнения индуктивных методов дедуктивными. Под Дедукцией сегодня понимают не только метод перехода от общих суж- Дений к частным, но всякое необходимое следование из одних высказы- Ваний, рассматриваемых в качестве посылок, других высказываний (за- Ключений) с помощью законов и правил логики. Необходимый характер Следования делает получаемое знание не вероятным, а достоверным, что Резко повышает его ценность для науки. В дедуктивном выводе разли- Чаются два аспекта логического следования: содержательный, или се- Мантический, и формальный, или синтаксический. В первом случае ло- Гическое следование зависит от смысла (содержания) высказываний, Входящих в дедуктивные рассуждения, и от смысла логических кон- Стант («и», «или», «если ... то» и др.), используемых при этом; во вто- Ром случае логическое следование определяется запасом средств, отно- Сящихся к некоторой логической системе, т. е. аксиомами, теоремами, Дедуктивными правилами и т. п. Это так называемая формальная выво- Димость. В целом же лежащее в основе дедуктивного вывода отношение Логического следования является единством этих двух аспектов. В общем процессе научного познания индуктивные и дедуктив- Ные методы тесно переплетены. Оба метода основываются на объектив- Ной диалектике единичного и общего, явления и сущности, случайного И необходимого. Индуктивные методы имеют большее значение в нау- Ках, непосредственно опирающихся на опыт, в то время как дедуктив- Ные методы имеют первостепенное значение в теоретических науках Как орудие их логического упорядочения и построения, как методы объ- Яснения и предсказания. Для обработки и обобщения фактов в научном исследовании ши- Роко применяются систематизация как приведение в единую систему И классификация как разбиение на классы, группы, типы и т. п. Разрабатывая методологические аспекты теории классификации, отечественные методологи предлагают различать следующие понятия: Классификация – это разбиение любого множества на подмножества по Любым признакам; систематика – упорядоченность объектов, имеющая Статус привилегированной системы классификации, выделенной самой Природой (естественная классификация); таксономия – учение о любых Классификациях с точки зрения структуры таксонов (соподчиненных групп объектов) и признаков [57; с. 68–69]. 92 Классификационные методы позволяют решать целый ряд познава- Тельных задач: свести многообразие материала к сравнительно небольшо- Му числу образований (классов, типов, форм, видов, групп и т. д.); вы- Явить исходные единицы анализа и разработать систему соответствую- Щих понятий и терминов; обнаружить регулярности, устойчивые при- знаки и отношения, в конечном счете – эмпирические закономерности; Подвести итоги предшествующих исследований и предсказать сущест- Вование ранее неизвестных объектов или их свойств, вскрыть новые Связи и зависимости между уже известными объектами. Составление Классификаций должно подчиняться следующим логическим требова- Ниям: в одной и той же классификации необходимо применять одно и то Же основание; объем членов классификации должен равняться объему Классифицируемого класса (соразмерность деления); члены классифи- Кации должны взаимно исключать друг друга и др.. В естественных науках представлены как описательные класси- Фикации, позволяющие просто привести к удобному виду накопленные Результаты, так и структурные классификации, позволяющие выявить И зафиксировать соотношения объектов. Так, в физике описательные Классификации – это деление фундаментальных частиц по заряду, спи- Ну, массе, странности, по участию в разных типах взаимодействий. Ка- Кие-то группы частиц удается классифицировать по типам симметрий (кварковые структуры частиц), что отражает более глубокий, сущност- Ный уровень отношений. Исследования __________последних десятилетий выявили собственно мето- Дологические проблемы классификаций, знание которых необходимо Современному исследователю и систематизатору. Это прежде всего не- Совпадение формальных условий и правил построения классификаций И реальной научной практики. Требование дискретности признаков по- Рождает в ряде случаев искусственные приемы разбиения целого на Дискретные значения признаков; не всегда возможно вынести категори- Ческое суждение о принадлежности объекту признака, при многострук- Турности признаков ограничиваются указанием на частоту встречаемо- сти и т. д. Широко распространенная методологическая проблема – Трудность сочетания в одной классификации двух разных целей: распо- Ложения материала, удобного для учета и разыскания; выявления в ма- Териале внутренних системных отношений – функциональных, генети- ческих и других (исследовательская группировка) [78; с. 139–143].
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |