Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цессов исследованием абстрактного объекта. Кратко охарактеризуем



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Цессов исследованием абстрактного объекта. Кратко охарактеризуем 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные методы построения и исследования теоретического объекта,

представленные в табл. 3 [58; с. 300].

95

Таблица 3

Методы построения и исследования

Идеализированного объекта Формы знания

Абстрагирование

Понятия, идеи, принципы,

Идеальные (знаковые) модели,

Законы, аксиомы, постулаты,

Другие

Идеализация

Формализация

Мысленный эксперимент

Математическое моделирование,

Другие

Напомним, что гносеологическим основанием этих методов явля-

Ется корректное понимание движения познания от чувствено-

Конкретного к абстрактному. Обсуждая эту проблему, Гегель пояснял,

Что «на абстрагирующее мышление следует смотреть не просто как на

Оставление в стороне чувственной материи ... но оно есть скорее снятие

Последней и сведение ее как простого явления к существенному, прояв-

Ляющемуся только в понятии». Приведя эту мысль Гегеля, В.И. Ленин

Продолжает: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не

Отходит, – если оно правильное... от истины, а подходит к ней. Абст-

Ракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним

Словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции

отражают природу глубже, вернее, полнее» [54; с. 152].

Абстракция, или абстрагирование, – прием, широко представлен-

Ный в человеческом познании вообще, приобретает статус метода толь-

Ко в научно-познавательной деятельности. Он включает такие мыслен-

Ные операции, как отвлечение от свойств и отношений, незначащих для

Данного исследования. Соответственно, «оставшиеся», т. е. мысленно

выделенные свойства и отношения, оказываются на переднем плане,

Предстают как необходимые для решения задач исследования, высту-

Пают в качестве предмета изучения. Отвлекаясь от эмпирических дан-

Ных, получают абстракции первого порядка, каждый последующий шаг

Порождает абстракции более высокого порядка, при этом складывается

Своего рода шкала абстракций – понятий, принципов, научных обобще-

Ний, законов, выполняемых на абстрактных объектах (моделях). Она не

Носит абсолютного характера и всегда при смене задач исследования

Может быть заменена другой. Так, в небесной механике абстрагируются

от химического состава, строения и происхождения солнца и планет,

которые выступают в этом случае как носители главного свойства –

Гравитационных масс. Очень часто отвлекаются от развития, изменения,

Движения объекта, принимая его покоящимся, неизменным; могут от-

Влекаться от взаимодействия на молекулярном уровне, учитывая только

Механические соударения и т. д.

96

Очевидно, что построение идеального объекта и последующее его

Исследование предполагает в ходе исследования, по выражению

К. Маркса, «восхождение от конкретного к абстрактному». Дальнейшее

Развитие теоретического знания, учитывая значимость конкретного,

предполагает __________также процесс восхождения от абстрактного к конкретно-

Му, которое осуществляется специфически для каждой науки и разных

Типов знания. Маркс, разрабатывавший и применявший этот метод

В «Капитале» как правильный в научном отношении, писал: «Конкрет-

Ное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следо-

Вательно, единство многообразно. В мышлении оно выступает как про-

Цесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно пред-

Ставляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого,

Также исходный пункт созерцания и представления. На первом пути

Полное представление подверглось испарению путем превращения его

В абстрактные определения, на втором пути абстрактные определения

Ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления»

[55; т. 46, ч. 1, с. 37]. Первый путь – это восхождение от конкретного к

Абстрактному, второй – от абстрактного к конкретному, т. е. синтез, на-

Полнение конкретными определениями абстрактных понятий на новом

Уровне знания.

В гуманитарном и социальном знании абстракции также служат

Основой научного познания. Здесь также создаются понятия, формули-

Руются идеи и принципы, однако это абстракции невысокой степени от-

Влечения от эмпирического материала, близкие к реальности и индиви-

Дуальным явлениям. Анализ историко-литературных исследований по-

Зволяет увидеть различные способы абстрагирования, уровень которых

Не стремится к предельной степени общности, что обусловлено самим

Характером гуманитарного познания, отражает его специфику.

При этом заслуживает внимания вопрос о сохранении содержа-

Тельной стороны абстракций и даже возвращении от чрезмерной абст-

Ракции к более конкретным и детализирующим моментам понятия. На-

Пример, такую базовую абстракцию, как поэтика, понимали ранее

(Б. В. Томашевский) как «способ построения» литературных произведе-

Ний, т. е. близких к лингвистике, своего рода «рабочих принципов» ав-

Тора или литературной школы. В дальнейшем это понятие было допол-

Нено более конкретными философско-эстетическими принципами

(Р. Якобсон, М. Бахтин). Наконец, в исследованиях Д. С. Лихачева

И С. С. Аверинцева понятие «поэтика» было включено в культурно-



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Цессов исследованием абстрактного объекта. Кратко охарактеризуем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цессов исследованием абстрактного объекта. Кратко охарактеризуем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)