Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Исторический контекст, восходящий к мировоззрению в целом – эстети-




ческому, богословскому, философскому значениям [59; с. 104–108].

В гуманитарном контексте значимы не только сами приемы абст-

Рагирования, их общеметодологический характер, но и то, как проявля-

97

Ется зависимость характера и уровня абстракций от мировоззренческих,

Ценностных целей и предпосылок.

Так, Д. С. Лихачев показал, как уже отмечалось, что предельное

«возвышение» стиля и языка осуществляется через абстрагирование,

Путем исключения бытовой, политической, военной, экономической

Терминологии, а также названий должностей, мест, исторических усло-

Вий, что в полной мере отражало стремление средневековой литературы

Найти общее, абсолютное и вечное в частном, конкретном и временном,

Невещественное в вещественном. Такие приемы позволяли разрушить

Конкретность и материальность мира, поднять события жизни дейст-

Вующих лиц над обыденностью, рассматривать их под знаком вечности

И тем самым перевести, по существу, на уровень идеального и всеобще-

Го. Эти же задачи, обязательные для любого гуманитарного исследова-



Ния, лежат в основе другого приема абстрагирования – повторяемости

Образов, сочетания сходных сравнений, метафор, эпитетов, использова-

Ния трафаретных, традиционных сочетаний, в которых отражаются

Сложившиеся представления. При использовании этих приемов к отвле-

Ченности мысли добавляется отвлеченность чувств, поскольку в резуль-

Тате повторов, трафаретов стираются все ощутимые признаки и сохра-

Няется лишь общее эмоционально-возвышенное описание.

Ни одно исследование не обходится без так называемой абстрак-

Ции отождествления, в ходе которой отвлекаются от свойств, индиви-

Дуализирующих объекты, что позволяет рассматривать их как неразли-

Чимые, тождественные и обобщать или объединять их в некоторые

Классы (множества), поскольку каждый из них может быть представи-

Телем этого класса. Это дает право, исследуя такой идеальный объект,

Ставший представителем класса, переносить полученные данные на весь

Класс. Воспользуемся известным примером: Сатин – герой пьесы

А. М. Горького «На дне» – восклицает: «Что такое человек?.. Это не ты,

не я, не они... нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в од-

ном!» Так иллюстрируется сочетание индивидуального и общего в по-

Нятии «человек», создание которого возможно лишь в ходе абстракции

Отождествления.

Однако нельзя забывать, что реальный объект обладает всеми –

Общими и индивидуальными – свойствами и деление на классы относи-

Тельно. Очевидно, что в зависимости от цели, предмета, а также исход-

Ной концепции (парадигмы, гипотезы) создаются различные абстракции

Одного и того же объекта. В этих случаях мы имеем дело с различными

Способами идеализации реальных объектов. Но существует и собствен-

Но метод идеализации, основанный на абстрагировании, но предпола-

Гающий также мысленное конструирование таких объектов, в которых

То или иное свойство, состояние представлены в предельном, наиболее

98

Выраженном виде. Речь идет об идеализированных объектах типа абсо-

Лютно черного тела, несжимаемой жидкости, абсолютно твердого тела,

Идеального зеркала и др.. Этот познавательный прием, предполагающий

как фантазию, воображение, так и расчет, строгую __________логическую последо-

Вательность, позволяет еще более, чем в обычной абстракции, обнажить

Значимые для исследования признаки, увидеть проявление объективной

Закономерности.

Почему необходим переход к объекту как теоретической модели?

Реальный объект всегда сложен, имеет иерархическую структуру, пере-

Плетение значимых для данного исследования и второстепенных

Свойств, затемненность необходимых, закономерных отношений слу-

Чайными явлениями, тогда как научные законы и теории в целом фор-

Мулируются по отношению именно к идеализированным объектам, их

Свойствам и состояниям, которые выступают в функции особого рода

Идеальной модели. Модель – это идеализированный объект, наделенный

Небольшим количеством специфических и существенных свойств,

Имеющий относительно простую структуру. Все понятия и утверждения

Теории относятся именно к такому объекту, его свойства и отношения

Описываются системой основных уравнений. Дальнейшее развитие тео-

Рии предполагает прежде всего изменение, уточнение лежащего в ее ос-

Нове идеализированного объекта. Правомерность такой идеализации, ее

Познавательная значимость доказываются не прямолинейным сопостав-

Лением идеального объекта с действительностью, но применимостью на

Практике той теории, которая создана на основе этой модели.

С такими же объектами имеет дело и мысленный эксперимент –

Специфический теоретический метод, конструирующий идеализирован-

Ные, неосуществимые ситуации и состояния, исследующий процессы

В «чистом виде». Особенность этого метода в том, что он, не будучи ма-

Териальным, но только мысленным представлением операций с пред-

Ставляемыми объектами, позволяет идеализированный объект и процесс

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (126)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7