Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ния к приемам формализованного мышления. Показательно, что в развитой



2019-12-29 209 Обсуждений (0)
Ния к приемам формализованного мышления. Показательно, что в развитой 0.00 из 5.00 0 оценок




Научной теории эти два способа выведения знаний дополняют друг друга.

Во всяком случае, анализ процедур развертывания физической теории по-

Казывает, что пробег в сфере математики, которая задает приемы «фор-

Мальной работы» с физическими величинами, всегда сочетается с продви-

Жением в теоретических схемах, которые эксплицируются время от време-

ни в форме особых модельных представлений» [85; с. 132]. «Специфика

Сложных форм теоретического знания, таких как физическая теория, состо-

Ит в том, что операции построения частных теоретических схем на основе

Объектов фундаментальной теоретической схемы не описываются в явном

Виде в постулатах и определениях теории. Эти операции демонстрируются

На конкретных примерах редукции фундаментальной теоретической схемы

К частной. Такие примеры включаются в состав теории в качестве своего

Рода эталонных ситуаций, показывающих, как осуществляется вывод след-

Ствий из основных уравнений теории. В механике к эталонным примерам

Указанного типа можно отнести вывод из законов Ньютона закона малых

Колебаний, закона движения тела в поле центральных сил, законов движе-

ния твердого тела и т. д...» [85; с. 133].

Таким образом, в результате применения гипотетико- дедуктив-

Ного или конструктивно-генетического методов, а также их сочетания

Может быть построена теория как высшая и наиболее развитая форма

Знания. Под теорией как высшей формой организации научного знания

Понимают целостное структурированное в схемах представление о все-

Общих и необходимых закономерностях определенной области действи-

105

Тельности – объекте теории, существующее в форме системы логически

Взаимосвязанных и выводимых предложений. Как следует из предшест-

Вующего материала, в основании сложившейся теории лежит взаимосо-

Гласованная сеть абстрактных объектов, определяющая специфику дан-

Ной теории, получившая название фундаментальной теоретической схе-

Мы и связанных с ней частных схем. Опираясь на них и соответствую-

Щий математический аппарат, исследователь может получать новые ха-

Рактеристики реальности, не всегда обращаясь непосредственно к эм-

Пирическим исследованиям. Никакая теория не воспроизводит полно-

Стью изучаемое явление, а элементы теории – понятия, суждения, логи-

Ческие отношения и т. п. принципиально отличаются от реально суще-

Ствующих, например причинно-следственных отношений, хотя и вос-

Производят их. Теория – это языковая конструкция, требующая интер-

Претации при ее применении к реальным явлениям. Поскольку теория

Содержит модель изучаемой предметной области, то понятно, почему

Возможны альтернативные теории: они могут относиться к одному эм-

Пирическому базису, но по-разному представлять его в моделях.

Исследователи-методологи выявили ряд функций научной теории,

В частности информативную, систематизирующую, объяснительную,

Предсказательную и др. Объяснительная функция является ведущей,

Предполагает предсказательную функцию, реализуется в многообраз-

Ных формах, в частности как причинное объяснение; объяснение через

Закон (номологическое объяснение); структурно-системное, функцио-

Нальное и генетическое (или историческое) объяснение. В гуманитар-

Ном знании в качестве оснований для объяснения часто выступают ти-

Пологии (ссылки на типичность объектов), а процедуры объяснения

С необходимостью дополняются интерпретацией, в частности предпо-

Сылок и значений, смыслов текстов и явлений культуры.

Историческое объяснение является одним из значимых в сфере

Естественно-исторического знания. Следует отметить, что гипотетико-

Дедуктивный метод не фиксирует в явном виде особенности построения

Теории развивающегося, имеющего свою историю объекта, как, напри-

Мер, в геологии, палеонтологии, ботанике, а также в социально- истори-

Ческих науках. Конструктивно-генетический метод, включающий со-

Держательно-описательные компоненты, может осуществлять это лишь

Отчасти. В этих случаях возникает необходимость при создании теории

Сочетать исторический и логический методы в их взаимосвязи и взаи-

Модействии.

Исторический метод требует мысленного воспроизведения кон-

Кретного исторического процесса развития. Его специфика обусловли-

Вается особенностями самого исторического процесса: последователь-

Ностью событий во времени, проявлением исторической необходимости

106

Через множество случайных событий, учетом случайностей. Историче-

Ский способ построения знания опирается на генетический способ объ-

Яснения, который применяется в том случае, если объектами исследова-

Ния являются возникновение и развитие явлений, процессы и события,

Происходящие во времени. В свою очередь, логический способ построе-

Ния знания о развивающемся объекте, его истории есть отображение ис-

Торического процесса в абстрактной и теоретически последовательной

Форме. Этот процесс воспроизводится логическим методом как некото-



2019-12-29 209 Обсуждений (0)
Ния к приемам формализованного мышления. Показательно, что в развитой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ния к приемам формализованного мышления. Показательно, что в развитой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)