Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Та, метода, целей, особенностей истины, т. е. того, что составляет задачу



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Та, метода, целей, особенностей истины, т. е. того, что составляет задачу 0.00 из 5.00 0 оценок




Обоснования их научного статуса, осуществлялось в течение длительно-

Го времени в развитии спорящих друг с другом двух философско-

Методологических традиций.

Представители первой, желая придать научный статус обществоз-

Нанию, ориентировались на идеалы и нормы естествознания (эксплици-

Рованные и обоснованные ранее, чем в обществознании), которые дли-

Тельное время рассматривались как всеобщая модель научного знания.

Как и естествознание, социально-гуманитарные науки должны были

Объяснять явления на основе универсальных законов (в более позднем

Позитивистском контексте это требование приобрело форму тезиса

О «единстве науки»). Эта первая традиция своё наиболее яркое выраже-

Ние нашла в философско-методологических платформах позитивизма на

Разных стадиях его развития. Наши отечественные философы науки

Обозначают её как механицистскую (В. С. Стёпин), натурцентристскую

(В. Г. Федотова). С нашей точки зрения, данная традиция может имено-

ваться как номологическая (nomos – закон), если иметь в виду главную

Цель естествознания – объяснение явлений на основе раскрытия законов

Природы.

Вторая, альтернативная, традиция, представленная такими фило-

Софскими направлениями, как философия жизни (В. Дильтей, Ф. Ниц-

Ше, О. Шпенглер и др.), неокантианство в лице В. Виндельбанда,

Г__________. Риккерта, феноменология (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), философская

Герменевтика (Г. Гадамер), характеризуется критическим отношением

113

К возможности прямого переноса установок, идеалов и норм естество-

Знания на социально-гуманитарные науки. Представители данной тра-

Диции протестовали против позитивистского тезиса о естественных

Науках как единственном образце научного знания и выдвигали идею

Обоснования научного статуса социально-гуманитарного познания как

Эпистемологически самостоятельного, самодостаточного и полноценно-

Го в соответствии с предметом познания, принципиально отличающим-

Ся от предмета естествознания условиями и целями познания. Эта тра-

Диция обозначается как культурцентристская (В. Г. Федотова).

Процесс развития науки и общества внёс коррективы в тот мето-

Дологический спор, длящийся более двух веков. В результате в совре-

Менной трактовке социально-гуманитарного знания отчётливо просле-

Живается отказ от ориентации на классическое естествознание как един-

Ственный и абсолютный идеал научности. Если для ХIX в. скорее был

Характерен культ естественных наук, а гуманитарные в известной мере

Рассматривались как неполноценные по причине присущей им «нестро-

Гости», «неточности», отсутствия математического аппарата и других

Особенностей, то в философии и методологии науки ХХ в. постепенно

Произошла переоценка ценностей. С одной стороны, само естествозна-

Ние обнаружило, что в целом оно не в состоянии достичь идеала безу-

Пречной однозначности, строгости и точности. С другой стороны, по-

Пытки построить социально-гуманитарное знание в полном соответст-

Вии со стандартом естествознания не привели к успеху. Они, в частно-

Сти, обнаружили такие черты социально-гуманитарной науки, которые

Невозможно исключить без риска утраты ею своего культурного, обще-

Ственного и познавательного значения.

Для современного методологического анализа характерно не

Взаимоисключение традиционных ориентиров, но их взаимодополне-

Ние, что позволяет глубже раскрыть природу и смысл научного позна-

Ния в целом, а также особенности отдельных его регионов. Поэтому от-

Личительные признаки социально-гуманитарного познания мы рассмот-

Рим на основе выяснения сходства и различия с естествознанием.

Сходство и различие естественных

И социально-гуманитарных наук

Теоретическое осмысление этой проблемы представлено в исто-

Рии философии двумя основными традициями. Первая проявилась

В концепциях, абсолютизирующих различие между этими типами зна-

Ния, вторая – в теориях, отрицающих специфику обществознания, гума-

Нитарных наук. Одна из влиятельных концепций, по-своему обосновав-

шая различие между «науками о природе» и «науками о культуре», –

114

Неокантианская, представленная в трудах В. Виндельбанда и Г. Риккер-

Та в конце ХIХ – начале ХХ в. С их точки зрения, естественные науки

Открывают присущие природе законы, причины, объясняют и предвидят

Ход природных процессов. Они выявляют повторяющиеся, сходные, ус-

Тойчивые свойства, связи и отношения, поэтому могут пользоваться ге-

Нерализирующим, т. е. обобщающим методом, а следовательно и мате-

Матическим аппаратом. Науки о культуре, истории общества имеют де-

Ло с уникальными, единичными, неповторимыми событиями. Здесь, ут-

Верждают философы, нет закономерностей, поэтому применяется иной

По типу метод – индивидуализирующий, описательный по своей сути, а

Сами науки могут быть названы идиографическими, или описательны-

Ми. В них широко представлены ценностные ориентации субъекта, его

Мотивы, интересы и цели. Это методологическое различие наук о при-

Роде и наук о культуре сегодня принимается во внимание, но вместе с



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Та, метода, целей, особенностей истины, т. е. того, что составляет задачу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Та, метода, целей, особенностей истины, т. е. того, что составляет задачу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)