Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тем подчеркивается, что оно не может абсолютизироваться и должно



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Тем подчеркивается, что оно не может абсолютизироваться и должно 0.00 из 5.00 0 оценок




Уточняться по отношению к каждой конкретной научной дисциплине.

Концепции, отрицающие специфику наук о культуре и обществе,

А соответственно – объекта, методов и форм их познания, характерны,

В частности, для позитивистской социологии. Они исходят из трактовки

Общества как явления, независимого от человеческой деятельности

И сознательных представлений людей. Сам человек рассматривается как

Случайное, несущественное, неспецифическое явление в мире социаль-

Ных объектов, которые рассматриваются по аналогии с явлениями при-

Роды, а знание строится согласно критериям естественно-научной мето-

Дологии – это культ эмпирического наблюдения, количественных мате-

Матических методов, отрицание любой ценностной проблематики как

Вненаучной. Иными словами, игнорируются творческие аспекты чело-

Веческой деятельности, ее конкретно-исторический характер, социо-

Культурная обусловленность. Все это в конечном счете ведет к чрезмер-

Ной абстрактности и неисторичности в трактовке социальных и куль-

Турных явлений.

В последние десятилетия наибольшее признание получило другое

Понимание проблемы сходства и различия естествознания и обществен-

Ных наук, формируется новая традиция. Она исходит из безусловного

Признания возможности объективного познания культурно- историче-

Ских и социальных явлений и процессов, являющегося частным видом

Научного познания вообще и подчиняющегося его общим критериям и

Закономерностям. Вместе с тем очевидно, что достижение объективной

Истины в познании социальной действительности и «мира человека» яв-

Ляется сложным специфическим процессом, требующим соблюдения

Целого ряда особых требований и условий.

115

Социальные и естественные науки различаются, прежде всего, по

Объекту, и в таком случае встает вопрос о специфике общества как объ-

Екта познания. Общество, его развитие и функционирование есть ре-

Зультат деятельности людей, поэтому эмпирической базой открытия

И изучения законов является непосредственное изучение поведения и

Деятельности живых, конкретных людей. Реальная эмпирическая исто-

Рия людей многообразна, абсолютной повторяемости нет, очень трудно

Уловить закономерность, устойчивость, повторяемость, о чем говорит,

В частности, применение разработанного К. Марксом понятия общест-

Венно-экономической формации, которое значимо в пределах его кон-

Цепции, но предельно абстрактно, не может отразить всего многообра-

Зия истории общества и претендовать на безусловно точное его объяс-

Нение. Конкретная история индивидуализирована, реальная история ка-

Ждой страны уникальна и представляет собой бесконечное изменение,

Развитие, смену поколений. Очевидно, что общественные процессы и

Явления нельзя исследовать, так сказать, в «чистом виде» в лаборатор-

Ных условиях, – возможности социального эксперимента ограничены.

Важнейшей особенностью общества как объекта социально-

гуманитарного познания является вхождение в его содержание и струк-

Туру субъекта познания, наделенного сознанием и активно действующе-

Го, как определяющего компонента исследуемой социальной реальности

И «мира человека». Из этого следует, что исследователь имеет дело

с особого рода реальностью – содержанием человеческого сознания, об-

Ластью смыслов и значений, требующих специальных методологиче-

Ских приемов, отсутствующих в арсенале естественных наук. Сущест-

Венно и то, что исследование объекта в этом случае осуществляется все-

Гда с определенных ценностных позиций, установок и интересов, кото-

Рые являются определяющими в действиях субъекта. Отсюда следует,

Что необходимо показать специфику не только объекта, но и субъекта

Социально- гуманитарного познания. Собственно социальное познание

Осуществляется социально сформированным и заинтересованным субъ-

Ектом, оно определяется его мировоззрением.

Если в естествознании воздействию мировоззренческих, идеоло-

гических и иных установок подвергается не само содержание научных

Открытий, но следующие из них теоретические философские выводы,

А также применение самих знаний, то в общественных науках цель

Субъекта – получить знание, с помощью которого можно не только объ-

Яснить, но также оправдать, укрепить или осудить, изменить те или

иные общественные структуры и отношения. Здесь само содержание

Знания является составляющей социальной позиции познающего субъ-

екта; следовательно, чтобы понять реальное содержание общественных

Идей и теорий, их надо соотносить не только с объектом познания, но

116

И с реальными интересами общественных групп, т. е. ввести дополни-

Тельное «измерение» – субъектно-субъектные (межсубъектные) отно-

Шения, через призму которых исследуется объект.

В естествознании специфика, а также относительная независи-

Мость и самостоятельность познания могут быть объяснены, прежде

Всего, тем, что субъект в этом случае ориентирован на непосредствен-



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Тем подчеркивается, что оно не может абсолютизироваться и должно 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тем подчеркивается, что оно не может абсолютизироваться и должно

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)