Тем подчеркивается, что оно не может абсолютизироваться и должно
Уточняться по отношению к каждой конкретной научной дисциплине. Концепции, отрицающие специфику наук о культуре и обществе, А соответственно – объекта, методов и форм их познания, характерны, В частности, для позитивистской социологии. Они исходят из трактовки Общества как явления, независимого от человеческой деятельности И сознательных представлений людей. Сам человек рассматривается как Случайное, несущественное, неспецифическое явление в мире социаль- Ных объектов, которые рассматриваются по аналогии с явлениями при- Роды, а знание строится согласно критериям естественно-научной мето- Дологии – это культ эмпирического наблюдения, количественных мате- Матических методов, отрицание любой ценностной проблематики как Вненаучной. Иными словами, игнорируются творческие аспекты чело- Веческой деятельности, ее конкретно-исторический характер, социо- Культурная обусловленность. Все это в конечном счете ведет к чрезмер- Ной абстрактности и неисторичности в трактовке социальных и куль- Турных явлений. В последние десятилетия наибольшее признание получило другое Понимание проблемы сходства и различия естествознания и обществен- Ных наук, формируется новая традиция. Она исходит из безусловного Признания возможности объективного познания культурно- историче- Ских и социальных явлений и процессов, являющегося частным видом Научного познания вообще и подчиняющегося его общим критериям и Закономерностям. Вместе с тем очевидно, что достижение объективной Истины в познании социальной действительности и «мира человека» яв- Ляется сложным специфическим процессом, требующим соблюдения Целого ряда особых требований и условий. 115 Социальные и естественные науки различаются, прежде всего, по Объекту, и в таком случае встает вопрос о специфике общества как объ- Екта познания. Общество, его развитие и функционирование есть ре- Зультат деятельности людей, поэтому эмпирической базой открытия И изучения законов является непосредственное изучение поведения и Деятельности живых, конкретных людей. Реальная эмпирическая исто- Рия людей многообразна, абсолютной повторяемости нет, очень трудно Уловить закономерность, устойчивость, повторяемость, о чем говорит, В частности, применение разработанного К. Марксом понятия общест- Венно-экономической формации, которое значимо в пределах его кон- Цепции, но предельно абстрактно, не может отразить всего многообра- Зия истории общества и претендовать на безусловно точное его объяс- Нение. Конкретная история индивидуализирована, реальная история ка- Ждой страны уникальна и представляет собой бесконечное изменение, Развитие, смену поколений. Очевидно, что общественные процессы и Явления нельзя исследовать, так сказать, в «чистом виде» в лаборатор- Ных условиях, – возможности социального эксперимента ограничены. Важнейшей особенностью общества как объекта социально- гуманитарного познания является вхождение в его содержание и струк- Туру субъекта познания, наделенного сознанием и активно действующе- Го, как определяющего компонента исследуемой социальной реальности И «мира человека». Из этого следует, что исследователь имеет дело с особого рода реальностью – содержанием человеческого сознания, об- Ластью смыслов и значений, требующих специальных методологиче- Ских приемов, отсутствующих в арсенале естественных наук. Сущест- Венно и то, что исследование объекта в этом случае осуществляется все- Гда с определенных ценностных позиций, установок и интересов, кото- Рые являются определяющими в действиях субъекта. Отсюда следует, Что необходимо показать специфику не только объекта, но и субъекта Социально- гуманитарного познания. Собственно социальное познание Осуществляется социально сформированным и заинтересованным субъ- Ектом, оно определяется его мировоззрением. Если в естествознании воздействию мировоззренческих, идеоло- гических и иных установок подвергается не само содержание научных Открытий, но следующие из них теоретические философские выводы, А также применение самих знаний, то в общественных науках цель Субъекта – получить знание, с помощью которого можно не только объ- Яснить, но также оправдать, укрепить или осудить, изменить те или иные общественные структуры и отношения. Здесь само содержание Знания является составляющей социальной позиции познающего субъ- екта; следовательно, чтобы понять реальное содержание общественных Идей и теорий, их надо соотносить не только с объектом познания, но 116 И с реальными интересами общественных групп, т. е. ввести дополни- Тельное «измерение» – субъектно-субъектные (межсубъектные) отно- Шения, через призму которых исследуется объект. В естествознании специфика, а также относительная независи- Мость и самостоятельность познания могут быть объяснены, прежде Всего, тем, что субъект в этом случае ориентирован на непосредствен-
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |