Ские смыслы текста, его открытость и многозначность, авторский, чита-
Тельский и «объективные» смыслы, а значит, – герменевтические про- Блемы понимания и интерпретации. Раскрытие этих моментов составля- Ет логико-гносеологическую основу комментариев к текстам, предла- Гаемых специалистами. Выявление скрытого содержания текстов не имеет характера ло- Гического следования, опирается на догадки и гипотезы, требует пря- Мых и косвенных доказательств правомерности выявленных предпосы- Лок. Интересный опыт дают сегодня исторические исследования, стре- Мящиеся, по выражению А. Я. Гуревича, «к реконструкции духовного 124 Универсума людей иных эпох и культур», особенно те работы, где их Авторы стремятся выявить неявные (неосознанные, невербализованные) Мыслительные структуры, в целом ментальность эпохи. Историки И культурологи широко применяют сегодня объективный метод косвен- Ных свидетельств о тех или иных ментальностях. В существующих тек- Стах, посвященных каким-либо хозяйственным, производственным или Торговым проблемам, они стремятся вскрыть различные аспекты миро- понимания, стиля мышления, самосознания [24]. Еще одна особенность выявления скрытого содержания культур- Но-исторического текста состоит в том, что исследователь, принадле- Жащий другой культуре, может выявить скрытые смыслы, объективно Существовавшие, но недоступные людям, выросшим в данной культуре. Ценность и правомерность таких вопросов, идущих из другой культуры И эпохи, состоит в том, что объективно ответ на них действительно при- Сутствует. В этом случае мы встречаемся с особенностями реального Существования неявного знания в художественных творениях прошло- Го. Эти особенности текстов объективны, они не порождаются произ- Вольно читателями-интерпретаторами, но осознанно или неосознанно Закладываются в той или иной культуре. Таким образом, текст обладает объективными свойствами, обес- Печивающими ему реальное существование и передачу в культуре, при- Чем не только в своей прямой функции – носителя информации, но И как явления своей культуры, ее гуманистических параметров, сущест- Вующих, как правило, в неявных формах и выступающих предпосылка- Ми разнообразных реконструкций и интерпретаций. Если текст принад- Лежит иной культуре, то задачи его понимания и комментирования су- Щественно усложняются, так как исходные предпосылки автора и ин- Терпретатора могут существенно не совпадать. Возникают так называе- Мые межкультурные лакуны, т. е. пробелы, несовпадения, например В языках, картинах мира, традициях, обрядах, нормах поведения, обы- Чаях, бытовой культуре. Они могут отражать несовпадения националь- Ных особенностей, способов деятельности, например в сфере мысли- тельных задач, либо различия этнографического характера [58; с. 403– 404]. Таким образом, философско-методологический анализ проблем И особенностей гуманистических текстов позволяет выявить приемы И способы решения принципиальной задачи гуманитарного знания, ко- Торая состоит в теоретической реконструкции субъекта, стоящего за Знанием, в социально-исторической интерпретации культуры, породив- Шей такого субъекта. 125 Специфические средства И методы социально-гуманитарных наук Прежде всего отметим следующее. Во-первых в сфере социально- Гуманитарного исследования могут и должны применяться все фило- Софские, общенаучные и общелогические методы и средства, которые Мы охарактеризовали в соответствующих разделах курса. Однако они Здесь должны быть конкретизированы, модифицированы с учётом спе- Цифики предмета исследования (общество, культура, личность), его Особенностей и целей познания. Во-вторых, мы уже рассмотрели некоторые специфические мето- Ды и принципы социально-гуманитарных наук – идиографический (ин- Дивидуализирующий) и номотетический (генерализирующий) методы, Объяснение (рациональное и интенциональное), ценностный подход, понимание__________, диалог, принципы работы с текстом. Теперь мы остановим- Ся на конкретизации общелогических (общенаучных) средств и рас- Смотрении ряда специфических методов и средств, применяемых в со- Циальных и гуманитарных науках. Так, согласно К. Попперу, в социально-гуманитарных науках, как и В естественных, должна применяться «общая» (формальная) логика. Од- Нако для первой группы наук характерна ситуационная логика – «специ- Альная логика познания социальных наук» («ситуационный анализ»). Необходимость применения в этих науках ситуационной логики Обусловлена, согласно Попперу, тем, что социально-гуманитарные нау- Ки стоят перед задачей объяснения невольных и часто нежелаемых со- Циальных человеческих действий, которые не могут быть объяснены Средствами рациональной, общей (формальной) логики. Ситуационная логика как «метод объективного понимания» «под- Вергает анализу ситуацию действующего человека, с тем, чтобы объяснить Действие из ситуации, не прибегая к помощи психологии. Объективное Понимание состоит в том, что мы видим, как поведение объективно соот-
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |