Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ские смыслы текста, его открытость и многозначность, авторский, чита-



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Ские смыслы текста, его открытость и многозначность, авторский, чита- 0.00 из 5.00 0 оценок




Тельский и «объективные» смыслы, а значит, – герменевтические про-

Блемы понимания и интерпретации. Раскрытие этих моментов составля-

Ет логико-гносеологическую основу комментариев к текстам, предла-

Гаемых специалистами.

Выявление скрытого содержания текстов не имеет характера ло-

Гического следования, опирается на догадки и гипотезы, требует пря-

Мых и косвенных доказательств правомерности выявленных предпосы-

Лок. Интересный опыт дают сегодня исторические исследования, стре-

Мящиеся, по выражению А. Я. Гуревича, «к реконструкции духовного

124

Универсума людей иных эпох и культур», особенно те работы, где их

Авторы стремятся выявить неявные (неосознанные, невербализованные)

Мыслительные структуры, в целом ментальность эпохи. Историки

И культурологи широко применяют сегодня объективный метод косвен-

Ных свидетельств о тех или иных ментальностях. В существующих тек-

Стах, посвященных каким-либо хозяйственным, производственным или

Торговым проблемам, они стремятся вскрыть различные аспекты миро-

понимания, стиля мышления, самосознания [24].

Еще одна особенность выявления скрытого содержания культур-

Но-исторического текста состоит в том, что исследователь, принадле-

Жащий другой культуре, может выявить скрытые смыслы, объективно

Существовавшие, но недоступные людям, выросшим в данной культуре.

Ценность и правомерность таких вопросов, идущих из другой культуры

И эпохи, состоит в том, что объективно ответ на них действительно при-

Сутствует. В этом случае мы встречаемся с особенностями реального

Существования неявного знания в художественных творениях прошло-

Го. Эти особенности текстов объективны, они не порождаются произ-

Вольно читателями-интерпретаторами, но осознанно или неосознанно

Закладываются в той или иной культуре.

Таким образом, текст обладает объективными свойствами, обес-

Печивающими ему реальное существование и передачу в культуре, при-

Чем не только в своей прямой функции – носителя информации, но

И как явления своей культуры, ее гуманистических параметров, сущест-

Вующих, как правило, в неявных формах и выступающих предпосылка-

Ми разнообразных реконструкций и интерпретаций. Если текст принад-

Лежит иной культуре, то задачи его понимания и комментирования су-

Щественно усложняются, так как исходные предпосылки автора и ин-

Терпретатора могут существенно не совпадать. Возникают так называе-

Мые межкультурные лакуны, т. е. пробелы, несовпадения, например

В языках, картинах мира, традициях, обрядах, нормах поведения, обы-

Чаях, бытовой культуре. Они могут отражать несовпадения националь-

Ных особенностей, способов деятельности, например в сфере мысли-

тельных задач, либо различия этнографического характера [58; с. 403–

404].

Таким образом, философско-методологический анализ проблем

И особенностей гуманистических текстов позволяет выявить приемы

И способы решения принципиальной задачи гуманитарного знания, ко-

Торая состоит в теоретической реконструкции субъекта, стоящего за

Знанием, в социально-исторической интерпретации культуры, породив-

Шей такого субъекта.

125

Специфические средства

И методы социально-гуманитарных наук

Прежде всего отметим следующее. Во-первых в сфере социально-

Гуманитарного исследования могут и должны применяться все фило-

Софские, общенаучные и общелогические методы и средства, которые

Мы охарактеризовали в соответствующих разделах курса. Однако они

Здесь должны быть конкретизированы, модифицированы с учётом спе-

Цифики предмета исследования (общество, культура, личность), его

Особенностей и целей познания.

Во-вторых, мы уже рассмотрели некоторые специфические мето-

Ды и принципы социально-гуманитарных наук – идиографический (ин-

Дивидуализирующий) и номотетический (генерализирующий) методы,

Объяснение (рациональное и интенциональное), ценностный подход,

понимание__________, диалог, принципы работы с текстом. Теперь мы остановим-

Ся на конкретизации общелогических (общенаучных) средств и рас-

Смотрении ряда специфических методов и средств, применяемых в со-

Циальных и гуманитарных науках.

Так, согласно К. Попперу, в социально-гуманитарных науках, как и

В естественных, должна применяться «общая» (формальная) логика. Од-

Нако для первой группы наук характерна ситуационная логика – «специ-

Альная логика познания социальных наук» («ситуационный анализ»).

Необходимость применения в этих науках ситуационной логики

Обусловлена, согласно Попперу, тем, что социально-гуманитарные нау-

Ки стоят перед задачей объяснения невольных и часто нежелаемых со-

Циальных человеческих действий, которые не могут быть объяснены

Средствами рациональной, общей (формальной) логики.

Ситуационная логика как «метод объективного понимания» «под-

Вергает анализу ситуацию действующего человека, с тем, чтобы объяснить

Действие из ситуации, не прибегая к помощи психологии. Объективное

Понимание состоит в том, что мы видим, как поведение объективно соот-



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Ские смыслы текста, его открытость и многозначность, авторский, чита- 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ские смыслы текста, его открытость и многозначность, авторский, чита-

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)