На себя ответственность за решение собственных проблем. Эмпатия как
Способ такого общения предполагает временную жизнь как бы другой Жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание В личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняю- Щимся переживаниям. Своеобразные методы и приемы наблюдения формируются с Х гг. ХХ в. в рамках трансперсональной психологии в работах амери- канских __________психологов А. Маслоу, Л. Уотса, С. Грофа и др. В трансперсо- Нальной психологии «сделана продуктивная попытка заново взглянуть На человека в тех областях, где он выходит за прежние границы созна- Ния – в экстатическом, религиозном, мистическом опыте, в опыте око- Лосмертных переживаний умирания и рождения». В этой связи С. Гроф, в частности, предлагает «новую картогра- Фию человеческой психики», по-иному толкует духовный кризис чело- Века – не как психиатрические заболевания (неврозы и психозы), а как 128 Кризисы роста. К. Уилбергером осуществлена интеграция психотера- Певтических и психологических подходов на основе теории «спектра Сознания». Происходит широкое введение в научный оборот восточных Эзотерических традиций, более глубоко изучается медитация и т. п. С. Гроф разработал метод, который он назвал «целостной инте- Грацией», или «холотропной терапией», которая использует средства Активации психики и индуцирования необычных состояний сознания. «Главное кредо холотропной терапии состоит в признании потенциала необычных состояний сознания, способных __________к трансформации и эволю- Ции и обладающих оздоровительным действием». Картография психики, согласно Грофу, включает уровень биогра- Фических воспоминаний, элементы процесса смерти-рождения и спектр Трансперсональных переживаний. Среди них Гроф выделяет четыре ти- Па: а) абстрактные (эстетические); б) психодинамические, биографиче- Ские (вспоминательные); в) перинатальные (связанные с рождением И смертью); г) трансперсональные, которые он интерпретирует как «регрессию в историческое время и исследование биологического, Культурного или духовного прошлого (например, испытание человеком Реальных эпизодов жизни плода и эмбриона). Общим знаменателем Этой четвертой – наиболее богатой и разветвленной – группы необыч- Ных переживаний является, по Грофу, ощущение индивида, что его соз- Нание расширилось за пределы эго и трансцендировало за границы вре- Мени и пространства. На основании своих многолетних исследований С. Гроф приходит К выводу о том, что данные трансперсональной психологии «представ- Ляются чрезвычайно важными, они указывают на настоятельную необ- Ходимость основательно пересмотреть наши фундаментальные понятия о природе человека и природе реальности» [23]. Активно развивается экзистенциальная психология (с ее «лично- Стно-центрированным подходом»), которая, по оценке ряда авторов (В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом и др.), – сегодняшний день психологии, ее «живой нерв». Дело в том, что «экзистенциальная психология представля- Ет собой оригинальное направление в теоретической и прикладной психо- Логии, обладающее четко очерченной спецификой, своей теорией и мето- Дологией и отличающееся философской глубиной и ориентированностью На анализ ключевых проблем и ситуаций человеческой жизни». Мир человеческих чувств, переживаний все более становится Центром интереса психологов. Показательно в этом отношении то об- Стоятельство, что в современной российской психологии начинают Формироваться такие ее направления (и соответствующие методы и Подходы), как гуманитарная, нравственная и христианская психология. 129 Разновидностью включенного наблюдения является этнометодо- Логия, суть которой состоит в том, чтобы результаты описания и на- Блюдения социальных явлений и событий дополнить идеей их понима- Ния. Такой подход изложил впервые в своей работе «Исследования по Этнометодологии» (1917) американский ученый Х. Гарфинкель. И с тех Пор данный метод находит все более широкое применение в этногра- Фии, социальной антропологии, социологии и культурологии. Все шире развиваются социальные эксперименты, которые спо- Собствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации И оптимизации управления обществом. Объект социального экспери- Мента, в роли которого выступает определенная группа людей, является Одним из участников эксперимента, с интересами которого приходится Считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую Им ситуацию. В психологии для выявления того, как формируется та или иная Психическая деятельность, испытуемого ставят в различные экспери- Ментальные условия, предлагая решать определенные задачи. При этом Оказывается возможным экспериментально сформировать сложные Психические процессы и глубже исследовать их структуру. Такой под- Ход получил в педагогической психологии название формирующего Эксперимента. Это метод активного воздействия на испытуемого, спо- Собствующий его психическому развитию и личностному росту. Актив- Ное воздействие экспериментатора заключается главным образом в соз-
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |