Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Его достоверности и истинности, существования в системе культуры




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И коммуникации (общения). Современная теория познания включает

В себя различные тесно взаимосвязанные разделы, в том числе традици-

Онную (классическую) гносеологию, современное учение о познании,

Или эпистемологию, а также философию и методологию науки как важ-

Нейшие части философского знания о сущности познания в целом.

В своем развитии методология науки прошла две основные

Ступени с соответствующими формами ее выражения: на первой стадии

(методология Нового времени XVII–XVIII вв. – Декарт, Бэкон, Локк,

Лейбниц и др.) для нее характерна была конструктивно- инструмен-

Тальная, предписательная форма с поиском единого абсолютно верного

Метода, с идеей методологизма, которая несла в себе признание приори-

Тетности признанного универсальным метода перед теорией. Эта форма

Методологии, определяемая как классическая, в принципе, просущест-

Вовала почти до XX в. Ее основные черты: одномерность, предписа-

Тельность, универсальность, приоритетность перед теорией, интерна-

Лизм.

На смену ей пришла новая форма, которую исследователи опре-



Деляют как «дескриптивную», т. е. описательную методологию, при-

Званную анализировать и описывать научную практику, выявляя кон-

Стелляции методологических норм, возникающих в тех или иных позна-

Вательных ситуациях. Для нового типа (неклассической, постнекласси-

138

Ческой) методологии характерны следующие признаки: отказ от уни-

Версального методологического нормирования, предписания и набора

ключевых идей; идея историко-культурной релятивности познания;

Идея эпистемологических разрывов (научных революций); идея теоре-

Тической нагруженности опыта, факта; идея методологического плюра-

Лизма в противоположность методологическому монизму; идея экстер-

Нализма в протиположность интернализму, доминирующему в класси-

Ческой методологии.

Современная философия науки рассматривает ее как социо-

Культурный феномен в трех основных измерениях: как специфическую

Форму духовного производства, как социальный институт и как специ-

Фическую форму познавательной деятельности, направленную на полу-

Чение знания, которое существенно отличается от других видов знания.

С точки зрения современной эпистемологии, невозможно дать

Понятию «знание» однозначное определение, так как оно принципиаль-

Но многозначно и многогранно, а эту неопределенность можно снять,

Только включив его в конкретный контекст, определив аспект, грань

Рассмотрения, что и берется в качестве основания для различных типо-

Логий знания. Известны следующие типы знания – обыденное (повсе-

Дневное) и специализированное (профессиональное); явное и неявное,

Практическое, духовно-практическое, теоретическое и др.

Научное знание является разновидностью теоретического, спе-

Циализированного знания, существенными признаками которого явля-

Ются: предметность, объективность, системность, селективность, вос-

Производимость, наличие особых средств (методов) его производства

И проверки, аргументации.

Научный метод – это система когнитивных установок, принци-

Пов, правил и норм исследовательской деятельности ученого по произ-

Водству нового знания. Система методов является необходимым усло-

Вием существования науки, так как именно с их помощью она реализует

Свою сущность как специфической формы познавательной деятельно-

Сти. Именно методы, с помощью которых ученый добывает знание,

Обеспечивают эвристический, производительный потенциал научных

Исследований. Эффективность применения научного метода зависит от

Его адекватности, т. е. при условии его соответствия объекту и предмету

Науки (научного исследования), от ряда объективных и субъективных

Факторов его использования.

Научное исследование является способом научной деятельно-

Сти, обеспечивающим получение новых знаний. Исследовательская ра-

Бота – это главная движущая сила научных знаний, поэтому важно

Иметь представление о тех статических и динамических структурных

Компонентах, из которых оно состоит.

139

В структуре научного исследования гносеологическая система

«субъект–объект» конкретизируется как «исследователь-средства ис-

Следования». В самом обобщенном виде можно выделить следующие

Этапы исследования: постановка проблемы, вычленение объекта

И предмета исследования, эксперимент, описание и объяснение фактов,

Полученных в эксперименте, – создание гипотезы (теории); предсказа-

Ние и проверка полученного знания. Этапы исследования варьируются

В зависимости от специфики естествознания, математики или социогу-

Манитарных дисциплин.

Для структурного разграничения целостной системы научного

Знания и познавательной деятельности в методологии существуют по-

Нятия эмпирического и теоретических уровней. Они различаются, во-

Первых, по способам и методам деятельности; в основе эмпирического

Уровня лежит предметно-орудийная, научно-практическая деятельность,

Благодаря которой обеспечивается накопление и первичное обобщение




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (126)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7