Исходного познавательного материала; в основе теоретического уровня
– абстрактно-теоретическая деятельность по созданию идеальных моде- Лей и построению различных систем знания. Во-вторых, уровни научно- Го знания различаются по характеру и формам знания. На эмпирическом Уровне формируются фактуальное знание, эмпирические обобщения, Непосредственно отражающие свойства и отношения явлений действи- Тельности в единстве существенного и несущественного; на теоретиче- Ском уровне в логически организованной форме теоретического знания Отражаются существенные характеристики явлений их закономерности. Данные уровни научного исследования находятся в тесной взаи- Мосвязи и взаимозависимости. Научные методы эмпирического исследования гносеологически Можно разделить на две подгруппы: а) методы вычленения и исследова- Ния эмпирического объекта – наблюдение, измерение, эксперимент, мо- Дельный эксперимент; б) методы обработки и систематизации получен- Ного знания – анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, система- Тизация, классификация и др. Этим двум группам методов соответству- ют определенные формы знания, которые получаются с их помощью: В первом случае – это научный факт (фактуальное знание); во втором Случае – это эмпирическая (описательная) гипотеза. Методы и формы познания теоретического уровня в зависимо- Сти от выполняемых ими функций можно также разбить на две группы. С помощью методов первой группы строится и исследуется идеализи- Рованный объект. Это методы – абстрагирование, идеализация, форма- Лизация, мысленный эксперимент, математическое моделирование и др. В результате их применения формируются понятия, принципы, идеаль- Ные модели, законы, аксиомы и др. 140 Вторая группа – это методы построения и оправдания теоретиче- Ского знания, такие как гипотетико-дедуктивный, исторический и логи- Ческий, конструктивно-генетический и др. С их помощью создается ги- Потеза, теория. В качестве методов аргументации (оправдания и провер- Ки) теории применяются верификация, фальсификация, логическое, ма- Тематическое доказательства. Современная философия и методология науки критически от- Носится к принципиальному разграничению естественных социально- Гуманитарных наук на основе специфики их объектов: объект естество- знания – природа, в законах которой субъект познания не участвует; Объект гуманитарных наук – культура, человек, общество, в формиро- Вании которых активно участвует субъект познания. Критика подобного Подхода исходит из факта изменения объекта познания в современном Естествознании, в качестве которого все больше становятся сложные Системы, включающие рефлексивный момент (системы с рефлексией), Когда субъект познания не остается только наблюдателем, но активно Включается в познаваемые системы. Поэтому актуализируется проблема Единства, интеграции, взаимопроникновения естественных и социально- Гуманитарных наук и одновременно ставится вопрос об их гносеологи- Ческих особенностях. К числу таковых относительно социально- гуманитарных __________наук относится доминирование в них качественных ме- Тодов, таких как кейс-стади, включенное наблюдение, идиографический Метод, биографический метод, тестирование. Особое значение в соци- Ально-гуманитарном познании имеет герменевтический метод, направ- Ленный на раскрытие и понимание смысла изучаемых процессов, и фе- Номены историко-культурной реальности. 141 СЛОВАРЬ Аксиология (от греч. axia – ценность, logos – слово, учение) – фило- Софское учение о природе ценностей. Аксиоматический метод (от греч. axioma – принятое положение) – спо- Соб построения научной теории, в качестве ее основы априорно принимающий Положения, из которых все остальные утверждения теории выводятся логиче- Ским путем. Полная аксиоматизация теорий невозможна (К. Гедель, 1931). Алгоритм – конечный набор правил, позволяющих решать конкрет- Ную задачу из данного класса однотипных задач. Алетейа (от греч. aleteia – непотаенность, открытость) – истина В философии Платона. Аналитическая философия – направление, основанное на методах ло- Гического и лингвистического анализа языка, применяемого для решения фи- Лософских проблем. Аналитические и синтетические суждения – разделение суждений (утверждений, предложений) в зависимости от способа установления их ис- Тинности. Истинность аналитических суждений выявляется путем чисто ло- Гического анализа, синтетических – обращением к внешней информации, Знанию о действительности. Антропоморфизм (от греч. antropos – человек, morphe – форма, вид) – Уподобление человеку, наделение его свойствами предметов и явлений нежи- Вой природы. Деантропоморфизация – «освобождение» вещей от свойств, Присущих человеческой психике. Апель Карл-Отто (род. 1922) – известный немецкий философ, один из Ведущих современных специалистов в области философии языка, типов ра- Циональности и методологии научного знания. Апперцепция (от лат. ad – к, perception – восприятие) – понятие фило- Софии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психи-
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |