Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исходного познавательного материала; в основе теоретического уровня



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Исходного познавательного материала; в основе теоретического уровня 0.00 из 5.00 0 оценок




– абстрактно-теоретическая деятельность по созданию идеальных моде-

Лей и построению различных систем знания. Во-вторых, уровни научно-

Го знания различаются по характеру и формам знания. На эмпирическом

Уровне формируются фактуальное знание, эмпирические обобщения,

Непосредственно отражающие свойства и отношения явлений действи-

Тельности в единстве существенного и несущественного; на теоретиче-

Ском уровне в логически организованной форме теоретического знания

Отражаются существенные характеристики явлений их закономерности.

Данные уровни научного исследования находятся в тесной взаи-

Мосвязи и взаимозависимости.

Научные методы эмпирического исследования гносеологически

Можно разделить на две подгруппы: а) методы вычленения и исследова-

Ния эмпирического объекта – наблюдение, измерение, эксперимент, мо-

Дельный эксперимент; б) методы обработки и систематизации получен-

Ного знания – анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, система-

Тизация, классификация и др. Этим двум группам методов соответству-

ют определенные формы знания, которые получаются с их помощью:

В первом случае – это научный факт (фактуальное знание); во втором

Случае – это эмпирическая (описательная) гипотеза.

Методы и формы познания теоретического уровня в зависимо-

Сти от выполняемых ими функций можно также разбить на две группы.

С помощью методов первой группы строится и исследуется идеализи-

Рованный объект. Это методы – абстрагирование, идеализация, форма-

Лизация, мысленный эксперимент, математическое моделирование и др.

В результате их применения формируются понятия, принципы, идеаль-

Ные модели, законы, аксиомы и др.

140

Вторая группа – это методы построения и оправдания теоретиче-

Ского знания, такие как гипотетико-дедуктивный, исторический и логи-

Ческий, конструктивно-генетический и др. С их помощью создается ги-

Потеза, теория. В качестве методов аргументации (оправдания и провер-

Ки) теории применяются верификация, фальсификация, логическое, ма-

Тематическое доказательства.

Современная философия и методология науки критически от-

Носится к принципиальному разграничению естественных социально-

Гуманитарных наук на основе специфики их объектов: объект естество-

знания – природа, в законах которой субъект познания не участвует;

Объект гуманитарных наук – культура, человек, общество, в формиро-

Вании которых активно участвует субъект познания. Критика подобного

Подхода исходит из факта изменения объекта познания в современном

Естествознании, в качестве которого все больше становятся сложные

Системы, включающие рефлексивный момент (системы с рефлексией),

Когда субъект познания не остается только наблюдателем, но активно

Включается в познаваемые системы. Поэтому актуализируется проблема

Единства, интеграции, взаимопроникновения естественных и социально-

Гуманитарных наук и одновременно ставится вопрос об их гносеологи-

Ческих особенностях. К числу таковых относительно социально-

гуманитарных __________наук относится доминирование в них качественных ме-

Тодов, таких как кейс-стади, включенное наблюдение, идиографический

Метод, биографический метод, тестирование. Особое значение в соци-

Ально-гуманитарном познании имеет герменевтический метод, направ-

Ленный на раскрытие и понимание смысла изучаемых процессов, и фе-

Номены историко-культурной реальности.

141

СЛОВАРЬ

Аксиология (от греч. axia – ценность, logos – слово, учение) – фило-

Софское учение о природе ценностей.

Аксиоматический метод (от греч. axioma – принятое положение) – спо-

Соб построения научной теории, в качестве ее основы априорно принимающий

Положения, из которых все остальные утверждения теории выводятся логиче-

Ским путем. Полная аксиоматизация теорий невозможна (К. Гедель, 1931).

Алгоритм – конечный набор правил, позволяющих решать конкрет-

Ную задачу из данного класса однотипных задач.

Алетейа (от греч. aleteia – непотаенность, открытость) – истина

В философии Платона.

Аналитическая философия – направление, основанное на методах ло-

Гического и лингвистического анализа языка, применяемого для решения фи-

Лософских проблем.

Аналитические и синтетические суждения – разделение суждений

(утверждений, предложений) в зависимости от способа установления их ис-

Тинности. Истинность аналитических суждений выявляется путем чисто ло-

Гического анализа, синтетических – обращением к внешней информации,

Знанию о действительности.

Антропоморфизм (от греч. antropos – человек, morphe – форма, вид) –

Уподобление человеку, наделение его свойствами предметов и явлений нежи-

Вой природы. Деантропоморфизация – «освобождение» вещей от свойств,

Присущих человеческой психике.

Апель Карл-Отто (род. 1922) – известный немецкий философ, один из

Ведущих современных специалистов в области философии языка, типов ра-

Циональности и методологии научного знания.

Апперцепция (от лат. ad – к, perception – восприятие) – понятие фило-

Софии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психи-



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Исходного познавательного материала; в основе теоретического уровня 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исходного познавательного материала; в основе теоретического уровня

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)