Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Современное мировое хозяйство (МХ): понятие, структура, субъекты.



2019-12-29 223 Обсуждений (0)
Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Современное мировое хозяйство (МХ): понятие, структура, субъекты. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Цель дисциплины – дать слушателям знания о мировой экономике (МЭ) как о целостной системе, включающей экономики всех стран мира, связанные между собой международными экономическими отношениями (МЭО) в соответствии с государственным стандартом тематического содержания дисциплины «мировая экономика» для обучающихся по специальности «мировая экономика».

 

Задачи дисциплины – научить понимать и выявлять закономерности и тенденции развития мировой экономики, основные факторы, под влиянием которых они формируются; четко определять место и роль конкретной национальной экономики и групп стран в мировом хозяйстве и возможности их воздействия на глобальные экономические и политические процессы.                                    

Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Современное мировое хозяйство (МХ): понятие, структура, субъекты.

 

Предмет и структура дисциплины и ее задачи, место в системе экономических дисциплин. Основные подходы к определению понятий мировая экономика (МЭ), мировое хозяйство (МХ) и международные экономические отношения (МЭО), содержание понятий. Формирование МХ на основе сложных, противоречивых отношений и процессов, взаимодействия различных стран. Процесс вхождения национальных хозяйств в мировое хозяйство обусловлен взаимной заинтересованностью субъектов МХ в развитии мирового хозяйства и объективной необходимостью для стран развития межстрановых экономических связей. Функционирование мирового хозяйства основывается на универсальных экономических законах: стоимости, экономии времени (производительности труда), закон углубления разделения труда, а также закон соответствия спроса и предложения. Объектом в мировой экономике и международных экономических отношениях являются непосредственно товары, услуги, капитал, рабочая сила на мировых рынках, а также другие факторы производства, мирохозяйственные связи и их формы. Основные тенденциями формирования мирового хозяйства как экономической целостности – интернационализацию мировых производительных сил и глобализацию мировой экономики.

Структура мирового хозяйства: функциональная, отраслевая, социально-экономическая. Важнейшие элементы мирового воспроизводственного процесса – производство, обмен и торговля, денежное обращение и движение капитала, потребление.

Субъекты МХ: государство, международные экономические организации, частные предприятия и фирмы – крупные (МНК, ТНК, ТНБ и т.д.), мелкие и средние. Взаимосвязь субъектов и их место в системе МЭ.

Тема 2.Международное разделение труда и процессы глобализации МХ.  

 

Международное разделение труда (МРТ) – объективная основа развития МЭ: понятие, виды, тенденции к расширению и углублению. Международное разделение труда как движущая сила развития производственных, инвестиционных, кредитно-финансовых, научно-технических, торговых и других мирохозяйственных связей. Основные направления и сферы мирохозяйственной деятельности, в рамках которых происходит хозяйственная специализация и кооперация стран: международная торговля; международная специализация производства и научно-технических работ; научно-техническое сотрудничество; информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами; международное перемещение капитала и рабочей силы; деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем. Формы и стадии МРТ. Место и роль отдельных стран и групп стран в МРТ.

Основной тенденцией современной мировой экономики – глобализация, под которой понимаются возрастание объемов и разнообразия мирохозяйственных связей, сопровождающиеся нарастанием экономической взаимозависимости стран мира. Являясь логическим продолжением интернационализации, определяет уровень международных экономических отношений.

Ведущие движущие силы и основные направления процесса глобализации. Место и роль отдельных стран и групп стран в процессе глобализации.

Формы и методы наднационального и межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей. Роль международных и межстрановых организаций в регулировании экономических процессов в МХ. Международное экономическое право и его роль в развитии МХ и МЭО.

 

Тема 3.Классификация стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития

 

Основные критерии и показатели, характеризующие состояние и динамику развития МХ. Основные макроэкономические показатели международного сопоставления развития стран (ВВП, ВНП, Национальный доход, Национальное богатство, Индекс развития человека). Национальное богатство – совокупность ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.

 Использование других страновых показателей сопоставления – объем (стоимостной и физический) выпуска продукции и услуг базовых отраслей, инвестиции в основной капитал, инфляция и реальные располагаемые денежные доходы, социальное положение населения, внешнеторговый оборот и платежный баланс, золото-валютные резервы, внешняя задолженность, и др. Политические и социальные критерии развития.

Применяемые в мировой практике классификационные системы: Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК); Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК); Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС); Классификатор основных продуктов (КОП).

Общая классификационная схема деления мировой экономики: экономические системы – страны и группы стран, выделяемые на основе использования международными организациями различных показателей, критериев и рейтингов..

Экономическая система как сочетание надстроечных и базовых элементов, взаимодействие которых определяется экономической политикой государства и внешними факторами развития мировой экономики и международных отношений. Типология экономических систем : капиталистическая экономическая система ( рыночная, социально – ориентированная, корпоративная и др. ), социалистическая, экономическая система переходного периода, экономические системы развивающихся стран – новые индустриальные страны (НИС), наименее развитые страны (НРС) и другие типы стран .

Классификация стран по концепции ООН: развитые страны с рыночной экономикой, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой (пост-социалистические) страны. Деление ЮНКТАД развивающихся стран по : объему ВВП на душу населения, показателям экспорта, экономическому положению, уровню внешней задолженности, географической принадлежности. Классификация стран по МВФ: развитые экономики (включают некоторые новые индустриальные страны), возникающие (формирующиеся) рынки и другие развивающиеся страны. Рейтинги стран по конкурентоспособности их экономик, проводимые Всемирным экономическим форумом.

           Центры и Периферия в МХ. Современные геоэкономические мирохозяйственные связи: «Север-Юг», «Восток-Запад», «Юг-Юг»; их состояние и тенденции развития.

 



2019-12-29 223 Обсуждений (0)
Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Современное мировое хозяйство (МХ): понятие, структура, субъекты. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Современное мировое хозяйство (МХ): понятие, структура, субъекты.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)