Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 3. Бюджетная классификация



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Вопрос 3. Бюджетная классификация 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации состоят из двух частей - доходной и расходной. Помимо этого в составе бюджетов могут образовываться целевые и резервные фонды, которые имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они используются на цели в соответствии со своим предназначением. При этом их доходы и расходы включаются в общий состав доходов и расходов бюджета.[23] Все доходы и расходы бюджетной системы разграничиваются между бюджетами в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Разграничение доходов и расходов бюджетов — это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.[24] Законодательство устанавливает единую для всех уровней бюджетов классификацию доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.[25]

Бюджетная классификация утверждена законодательным актом — Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации».[26]


Бюджетная классификация РФ (рис. 2) состоит из:[27]

1. Классификации доходов бюджетов РФ;

2. Функциональной классификации расходов бюджетов РФ;

3. Экономической классификации расходов бюджетов РФ;

4. Классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

5. Классификации источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

6. Классификации видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований;

7. Классификации видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации;

8. Ведомственной классификации расходов федерального бюджета.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления относится дальнейшая детализация объектов бюджетной классификации, в части, относящейся к их бюджетам.


 

 

 

Рис. 2. Виды бюджетной классификации

Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и утверждается федеральным законом.[28]

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.[29]

Рассмотрим виды бюджетной классификации.

Доходы бюджетов

Классификация доходов бюджетов Российской Федерацииявляется группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.[30]

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений (рис.3).[31]К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.


Рис. 3. Виды доходов бюджетов

К неналоговым доходам относятся:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

· иные неналоговые доходы.

Данный список является рамочным и не раскрывает всего многообразия неналоговых доходов бюджетов. Более подробно неналоговые доходы бюджетов разных уровней будут рассмотрены в следующих параграфах данной главы. Анализируя состав неналоговых доходов необходимо отметить, что они имеют как обязательный, так и добровольный характер. На добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение части средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др. Неналоговые платежи обязательного характера имеют возмездный характер. При их взимании плательщику предоставляется право на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

· финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

· субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

· субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

· иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

· безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Кроме того, в доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий. В составе доходов бюджетов обособлено учитываются доходы целевых бюджетных фондов.[32] На федеральном уровне в последние два года создается только один централизованный бюджетный фонд - Фонд Министерства РФ по атомной энергии, источником доходов которого является выручка, приходящаяся на стоимость работ разделения за поставляемый в США низкообогащенный уран.[33] Структура доходов бюджетов определяется не только на стадии их формирования, она также зависит от фактического поступления доходов, и, прежде всего налогов. В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие.

Безвозмездная и безвозвратная помощь бюджету нижестоящего уровня может быть оказана в виде дотаций, субсидий и субвенций.

Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.[34]

В соответствии с механизмом межбюджетных отношений дотации выделяются на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности через Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации из федерального бюджета[35] и являются доходами региональных бюджетов. Дотации муниципальным образованиям в свою очередь выделяются через Фонды финансовой поддержки муниципальных образований[36] и являются доходами местных бюджетов. Возможно выделение дотаций через другие фонды федерального и региональных бюджетов.

Субвенции выделяются через Фонд финансовой поддержки субъектов РФ на поддержку северного завоза и компенсацию тарифов на электроэнергию северным регионам.[37] Кроме того, субвенции выделяются через Фонд компенсаций, Фонд регионального развития и т.д. Более подробно все бюджетные фонды будут рассмотрены в 8 главе.

В зависимости от условий и порядка предоставления субвенции бывают текущие, к которым относятся субвенции, направленные на финансирование текущих расходов[38] и инвестиционные — направляемые на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством.

Дотации и субвенции, закрытым административно-территориальным образованьям предоставляются в особом порядке: им выделяются средства непосредственно из федерального бюджета для финансирования различных программ.[39]


Расходы бюджетов

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.[40]Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.[41] В Бюджетном кодексе РФ выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и другие классификации расходов бюджетов.

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. В том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.[42] В функциональной классификации содержатся группы расходов на государственное управление и местное самоуправление, на судебную власть, национальную оборону, образование, здравоохранение и т.д. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации — это группировка бюджетных расходов по их экономическому содержанию.[43] В ней выделяются два крупных подразделения: текущие расходы и капитальные расходы.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.[44]

Капитальные расходы бюджетов- часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.[45] В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.[46] Однако в 2004 году действие данного закона приостановлено законом о федеральном бюджете и, соответственно, бюджет развития сформирован не был.[47]

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.[48] Ведомственной классификацией федерального бюджета утверждаются:

· перечень главных распорядителей средств федерального бюджета;

· расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ;

· расходы федерального бюджета по группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ.[49] Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ. Перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ, распорядителей средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Таким образом, функциональная классификация расходов бюджетов определяет направления расходования бюджетных средств – государственное управление, правоохранительная деятельность, оборона, образование, здравоохранение и т.д. Экономическая классификация расходов бюджетов определяет, какая часть расходов будет направлена на инвестиции, строительство, закупку оборудования, покупку акций, т.е. будет капитальными расходами. Остальные расходы, не являющиеся капитальными, называются текущими и идут на обеспечение функционирования всех органов государственной власти, социальную политику и обслуживание государственного долга. Отдельно необходимо отметить помощь другим бюджетам бюджетной системы РФ, которая для вышестоящего бюджета является текущими расходами, а для нижестоящего бюджета – безвозмездными и безвозвратными перечислениями, т.е. доходами.

Ведомственная классификация определяет, какому государственному органу надлежит осуществить те или иные расходы. При этом расходы на конкретные цели, определенные функциональной и экономической классификацией, могут быть распределены между различными министерствами или службами. Так, направление расходов на образование не означает, что все они пойдут Министерству образования и науки РФ. Часть этих бюджетных средств будет направлена в другие министерства и федеральные службы для финансирования ведомственных учебных заведений и программ переподготовки кадров. Аналогичная ситуация возникает и по многим другим направлениям расходов. Ведомственные структуры расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов часто не составляются, а их функции выполняют экономические классификации.

Бюджетное законодательство усматривает различные формы расходов бюджетов (рис. 4).

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:[50]

· ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

· средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

· трансфертов населению;

· ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

· ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

· ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

· бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

· субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

· инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

· межбюджетных трансфертов;

· кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

· кредитов иностранным государствам;

· средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Ассигнования на содержание бюджетных учреждений могут расходоваться ими исключительно на:[51]

· оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

· перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

· трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ;

· командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

· оплата товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

· оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. Бюджетное законодательство устанавливает, что все закупки товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.[52] При этом определен порядок отображения закупок через реестры закупок и выполнения работ (оказания услуг) только через заключение государственного (муниципального) контракта.

Государственный или муниципальный контракт — договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.[53] Смысл заключения государственного (муниципального) контракта состоит в том, что его размещение должно осуществляться на конкурсной основе. Это обеспечит экономию бюджетных средств и уменьшит возможность коррупции в бюджетной сфере. До принятия Бюджетного кодекса в 1998 году, нередко возникали ситуации лоббирования интересов определенных коммерческих структур с целью получения ими государственных заказов. Требования проведения конкурса поставило на этом пути определенный заслон. При этом на конкурсной основе должны не только производиться работы (оказываться услуги), но и осуществляться все закупки.

Рис. 4. Виды расходов бюджетов

При заключении государственного или муниципального контракта возникают правовые отношения, которые регулируются соответствующими нормами гражданского законодательства. Все государственные (муниципальные) контракты объединяются в государственный (муниципальный) заказ.

Следующей формой расходования бюджетных средств являются трансферты населению - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.[54]

Возможно расходование бюджетных средств, посредством предоставления бюджетного кредита юридическим лицам, функционирующим не на государственной или муниципальной форме собственности.[55] При этом устанавливается, что бюджетный кредит таким юридическим лицам может быть предоставлен только на основании возмездного договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом положений БК РФ и иных нормативных правовых актов. Существенным условием договора о бюджетном кредите является условие о предоставлении заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату бюджетного кредита. Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются и государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.[56] Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть его и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки. Они обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов.

Одной из основных форм расходования бюджетных средств является выделение субсидий и субвенций. Их предоставление, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается:[57]

· из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;

· из бюджетов субъектов РФ - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;

· из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.

Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Следующая форма расходования бюджетных средств - финансирование бюджетных инвестиций. Они включаются в бюджет в соответствии с целевыми программами или решением органа исполнительной власти.[58] Объекты государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу или федеральную целевую программу. Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сумме более 200 000 МРОТ, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.[59] Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 процента утвержденных расходов федерального бюджета. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении бюджетов субъектов РФ на очередной финансовый год. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета.[60] Средства резервного фонда Президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ.

Разграничение расходных обязательств между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ,[61] законодательством о субъектах Федерации[62] и законодательством о местном самоуправлении.[63]

Расходы распределяются между бюджетами, исходя из следующих принципов:

· соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов Федерации или органов местного самоуправления (по принадлежности);

· учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета;



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Вопрос 3. Бюджетная классификация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 3. Бюджетная классификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)