Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические основы проблемного изложения материала как средства формирования познавательного интереса учащихся.



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Теоретические основы проблемного изложения материала как средства формирования познавательного интереса учащихся. 0.00 из 5.00 0 оценок




Факультет информационных технологий и математики

Отделение математики и информатики

Математика с дополнительной специальностью информатика»

 

 

ДЕДИНЕЦ Анна Владимировна

 

МЕТОД КЕЙСОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ» В 10 КЛАССЕ

Выпускная квалификационная работа

 

     
Допустить к защите:   Научный руководитель
Зав. кафедрой _________________   Доцент
Научный руководитель _________   Абрамова Нина Васильевна
______________________________   Рецензент: ________________________
    ___________________________________
    ___________________________________

 

 

Нижневартовск 2010

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. 2

Теоретические основы проблемного изложения материала как средства формирования познавательного интереса учащихся. 2

§1. Методы обучения. 2

1. Метод. Классификация методов. 2

2. Проблемные методы. 2

3. Метод кейсов. 2

§2. Познавательный интерес. 2

1. Познавательный интерес. Уровни развития познавательного интереса. 2

2. Средства формирования познавательного интереса. 2

3. Активизация познавательной деятельности учащихся. 2

Глава 2. 2

Методика формирования познавательного интереса учащихся с помощью кейс-метода при изучении темы «Преобразование тригонометрических выражений» в 10 классе. 2

§1. Цели и содержание темы «Преобразование тригонометрических выражений». 2

§2. Система кейс-заданий по теме «Преобразование тригонометрических выражений», направленная на формирование познавательного интереса. 2

§3. Тематическое планирование. 2

§4. Методика изучения темы «Преобразование тригонометрических выражений». 2

Глава 3. 2

Экспериментальное исследование. 2

§1. Констатирующий этап эксперимента. 2

§2. Диагностирующий этап эксперимента (16.11.09 – 21.11.09). 2

§3. Формирующий этап эксперимента (23.11.09 – 12.12.09). 2

§4. Диагностирующий этап эксперимента (14.12.09 – 19.12.09). 2

Заключение. 2

Глоссарий. 2

Список литературы. 2

Приложение 1. 2

Приложение 2. 2

Приложение 3. 2

Приложение 4. 2

Приложение 5. 2

Приложение 6. 2

Приложение 7. 2

Приложение 8. 2

Приложение 9. 2

Приложение 10. 2

Приложение 11. 2

Приложение 12. 2

Приложение 13. 2

Приложение 14. 2

Приложение 15. 2

Приложение 16. 2

Приложение 17. 2

Приложение 18. 2

Приложение 19. 2

Приложение 20. 2

 

 


Введение.

Предмет математики настолько серьёзен,

что надо не упускать случая, сделать его

занимательным

Б.Паскаль

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года и правительственная стратегия модернизации содержания общего образования предполагает использовать компетентностный подход, четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности, в свое время которая может быть достигнута под действием активизации познавательного интереса.

Под познавательным интересом понимают избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

Проблемой формирования познавательного интереса школьников занимались такие ученые, как Г.И. Щукина, В.Н. Липник, В.А. Филиппова, И.Г. Шапошникова, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко. Рассмотрены взаимосвязи формирования познавательных интересов с процессом становления личности школьника и проблемами совершенствования урока. Неоценим вклад в эту область Я.И. Перельмана.

В современной науке и мировом образовании, включая российское, на всех его уровнях представлен широкий спектр инноваций – проблемных, имитационных, исследовательских, игровых, компьютерных, проективных, контекстных и других моделей обучения.

Одним из интереснейших новых и специфических методов является метод кейсов. Суть данного метода состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде ситуаций (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой исследовательской работы.

Этот метод широко используется в экономическом, юридическом, медицинском, бизнес образовании и других. Он имеет ряд преимуществ, так как позволяет: 1) приобрести навыки применения теоретических знаний для анализа практических проблем; 2)приобрести навыки ясного и точного изложения собственной точки зрения в устной или письменной форме; 3)выработать умение убедительно обосновывать и защищать свою точку зрения; 4) научиться принимать самостоятельные решения на основе группового анализа ситуации; 5) научиться извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.

Но в школьном образовании, и, в частности, при обучении учащихся математике, метод кейсов не получил широкого применения.

На это существует ряд причин:

- отсутствие в достаточной мере специальной литературы о применении кейс-метода в обучении математике;

- отсутствие методики составления кейсов;

- отсутствие у преподавателя опыта проведения занятий методом кейсов и др.

Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью внедрения метода кейсов в процесс обучения учащихся, направленного на формирование познавательного интереса, и отсутствием соответствующих методических разработок по конкретным темам школьного курса математики.

Объект исследования – учебный процесс, направленный на формирование познавательного интереса.

Предмет исследования – методика формирования познавательного интереса методом кейсов на уроках алгебры и начал анализа при изучении темы «Преобразование тригонометрических выражений».

Цель данной работы:

Разработать методику изучения темы «Преобразование тригонометрических выражений», направленную на формирование познавательного интереса на уроках алгебры в 10 классе методом кейс-технологии.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2.Проанализировать действующие программы и учебники;

3.Разработать методику изучения темы «Преобразование тригонометрических выражений» методом кейсов, направленную на формирование познавательного интереса.

4. Провести экспериментальное обучение по разработанной методике в 10 А классе МОСШ № 32 г. Нижневартовска, учитель математики Одобеско Нина Михайловна.

Гипотеза исследования: разработанная методика будет способствовать росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня знаний.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1.Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, учебных программ, нормативных документов, учебников и учебных пособий; изучение и обобщение опыта учителей.

2.Эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование, экспериментальное обучение.

3.Статистические методы: количественная и качественная обработка материалов, сравнение и шкалирование.

Практическая значимость: составлена система заданий, направленная на формирование познавательного интереса; разработана система уроков (13 фрагментов), направленная на формирование выделения проблемы, ее анализа, нахождения путей решения и их реализации.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений и глоссария.

Первая глава посвящена объекту исследования. В ней проводится анализ различных определений понятий: «познавательный интерес», «средства обучения», «метод» и их классификаций. Выделены уровни познавательного интереса. Рассмотрены проблемные методы, метод кейсов и его основные положения и принципы, выделены этапы решения кейсов.

Вторая глава посвящена предмету исследования. Выполнен анализ программ и учебников по математике, представлено тематическое планирование, методика формирования познавательного интереса учащихся с помощью кейс-метода при изучении темы «Преобразование тригонометрических выражений» и фрагменты уроков

Третья глава посвящена экспериментальному исследованию. Выполнен анализ интервью и анкетирования. Сделаны выводы по проведенному исследованию.

В заключении описывается результат исследования, и делаются выводы.

Список литературы содержит __ источников. 20 приложений.

Внедрение материалов исследования осуществлялось в МОСШ № 32 г. Нижневартовска, учитель математики Одобеско Нина Михайловна.


Глава 1.

Теоретические основы проблемного изложения материала как средства формирования познавательного интереса учащихся.

Методы обучения.



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Теоретические основы проблемного изложения материала как средства формирования познавательного интереса учащихся. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические основы проблемного изложения материала как средства формирования познавательного интереса учащихся.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)