Контрольная работа на тему «Преобразование тригонометрических выражений».
Вариант 2. Часть А. 1. Упростите выражение . а) ; б) ; в) ; г) . 2. Вычислите . а) ; б) ; в) ; г) . 3. Упростите выражение . а) ; б) ; в) ; г) . 4. Упростите выражение . а) ; б) ; в) ; г) . 5. Вычислите . а) ; б) ; в) ; г) . 6. Вычислите . а) ; б) ; в) ; г) . Часть В. 1. . Сформулируйте задание и решите его. 2. Представьте в виде произведения . Часть С. 1 . Дан корень уравнения . 2. Дано равенство . Сформулируйте и запишите задание и решите его. Контрольная работа состояла из трех частей А, В и С. Критерии оценивания 1 кейс-задания: 1. Верно определена проблема. 2. Правильно выполнены преобразования. 3. Применение формул преобразования тригонометрических выражений. 4. Найдено уравнение. «5» - 4 пункта. «4» - 3 пункта. «3» - 2 пункта. «2» - 1 пункт и менее. Критерии оценивания 2 кейс-задания: 1. Верно определена проблема. 2. Правильно выполнены преобразования. 3. Применение формул преобразования тригонометрических выражений. 4. Найден ответ. «5» - 4 пункта. «4» - 3 пункта. «3» - 2 пункта. «2» - 1 пункт и менее. Критерии оценивания контрольной работы: «5» - верно выполнены части А, В и С (IV уровень). «4» - верно выполнены части А и В (III уровень). «3» - верно выполнена часть А (II уровень). «2» - менее части А (I уровень). Объединяя все задания, часть А формирует I уровень познавательного интереса, часть В – I, II и III уровни познавательного интереса, часть С – I, II, III и IV уровни познавательного интереса. Выполнена статистическая обработка материала. Проведен анализ по следующим признакам: отметка, уровень сформированности познавательного интереса и составлен вариативный ряд (Приложение 13).
Таким образом, 4% учащихся остались на I уровне сформированности познавательного интереса, 37% - имеют I и II уровни, 44% - I, II и III уровни и 15% - I, II, III и IV уровни. Повышение качества обучения можно проследить по графику: Анализ результатов диагностического исследования показал, что на начало эксперимента познавательный интерес I уровня был сформирован у 27% учащихся, I и II уровней – у 38%, I, II и III уровней – у 23%, I, II, III и IV уровней – у 11%. На конец эксперимента познавательный интерес I уровня сформирован у 4% учащихся, I и II уровней – у 37%, I, II и III уровней – у 44%, I, II, III и IV уровней – у 15%. Наглядно эти результаты представлены в виде следующего графика: § Итоговое анкетирование. Цель – выяснить, изменилось ли отношение учащихся к предмету, повысился ли интерес. Анкета состояла из 19 вопросов (открытые, с вариантами ответов). С анкетами учащихся можно ознакомиться в Приложении 14, с анализом анкет – Приложение 15. В ходе проведения анкетирования были получены следующие результаты: - 82% учащихся относятся к математике положительно, 17% - нейтрально; - 56 % учащихся хотели бы изучать математику углубленно, 31 % ответили отрицательно, 13 % не дают однозначного ответа; - 87% учащихся считают математику интересным предметом, 53% из которых изучают данный предмет с целью удовлетворения своего интереса. - На вопросы о проблемном обучении 90% учащихся ответили положительно. Проанализировав полученные результаты и сравнив с результатами анкетирования на начальном диагностирующем этапе, можно сделать вывод: у учащихся наблюдается тенденция к повышению интереса к математике, многие стали изучать предмет не только с целью поступления в ВУЗ или сдаче ЕГЭ, но и с целью удовлетворения интереса к предмету и получения знаний. Вывод: Внедрение метода кейсов в обучение способствовало повышению уровня познавательного интереса учащихся на 18%. Что говорит об эффективности разработанной методики. Заключение. В процессе работы над темой диплома были решены следующие задачи: - изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования; - проанализирована сущность кейс-метода обучения, изучены перспективы его развития и внедрения в образовательный процесс, определены основные трудности и проблемы; - выделены уровни сформированности познавательного интереса с помощью умений решать кейсы; - разработана методика изучения темы «Преобразование тригонометрических выражений», направленная на формирование познавательного интереса; - проведено экспериментальное обучение и проанализированы полученные результаты. Педагогический эксперимент показал достоверность выдвинутой гипотезы исследования, что позволило сделать вывод об эффективности разработанной методики. Таким образом, гипотеза исследования экспериментально подтверждена, цель исследования достигнута. Экспериментальное исследование проходило в МОСШ № 32 г. Нижневартовска, в 10А классе, учитель математики Одобеско Нина Михайловна. В рамках дипломной работы выступала на XII студенческой научной конференции НГГУ в апреле 2010 г., были написаны тезисы «Метод кейсов как средство формирования познавательного интереса учащихся при изучении темы «Преобразование тригонометрических выражений» в 10 классе». Глоссарий. Активизация познавательной деятельности – это побуждение к энергичному, целенаправленному учению. Метод (от греческого слова «metodos» — буквально путь к чему-либо) – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Метод кейсов или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой учитель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Познавательный интерес – это стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления. Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной для человека врожденной познавательной потребности. Ситуация (от средневекового лат. situatio – положение) – это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учащимися и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности.
Список литературы. 1. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: задачник для учащихся образовательных учреждений./[А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича. М.: Мнемозина, 2008. – 273 с. 2. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: задачник для учащихся образовательных учреждений (профильный уровень)./[А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича. – 2-е изд. доп. М.: Мнемозина, 2008. – 264 с. 3. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений./[А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича. М.: Мнемозина, 2008. – 293 с. 4. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений (профильный уровень)./[А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича. – 2-е изд. доп. М.: Мнемозина, 2008. – 287 с. 5. Багиев Г.Л., Наумов. В.Н. Кейсовый метод в системе обучения на практических занятиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.marketing.spb.ru. – 15.04.2009 г. 6. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 252с.: ил. – (Здравствуй, школа!). 7. Выгодский М.Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. Москва.,1967г. 8. Гозман О., Жаворонкова А., Рубальская А. Метод кейсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.ru.wikipedia.org. – 20.04.2009г. 9. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – Москва., 1972г. 10. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного подхода [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.evolkov.net. – 30.04.2009 г. 11. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=33563. – 08.03.2010 г. (4) 12. Журавлев В.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей.– Москва: под ред. П.И. Пидкасистого, 1996г. 13. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.zaitseva-irina.ru. – 26.04.2009 г. 14. Карасева В.В. Развитие познавательного интереса при обучении математике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.edusite.ru. – 3.05.2009 г. 15. Карташова Л.И. Способы формирования познавательных интересов старшеклассников.//Математика. – 2001. – №20. – С.10-16. 16. Ким К.К., Микляева И.В. К вопросу о повышении эффективности работы учащихся на уроках.//Математика в школе. – 1994. – №3. – С.16-17. 17. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография /под редакцией проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008г. 18. Кузьмина В.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся.//Математика в школе. – 1996. – №4. – С.15-16. 19. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практич: пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. – 288 с. 20. Махмутов М.И. Организация проблемного изучения в школе. – М., 1977. С. 94-96. 21. Медникова Н.А., Скулов П.В. Проблемное обучение на уроках физики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=E1342ECEFE224B81BF73443FE8D39A6A . – 10.01.2010 г.(5) 22. Педагогика. //Под редакцией Ю. К. Бабанского., - «Просвещение», Москва, 1983 г. 23. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/под редакцией П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 602 с. (1) 24. Приказ о концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]: Российское образование. Федеральный портал: нормативные документы/ Информационное сопровождение: Простяков С.А. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html. - 15.04.2010. 25. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика 5-11 классы /Составитель Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 4-е издание. – М.: Дрофа, 2004. – 320 с. (7) 26. Рожкова, Ковалев. Окно в ситуационную методику обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.casemethod.ru. – 15.04.2009 г. 27. Рыжова Г.И. Развитие познавательного интереса и творческой активности у учащихся на уроках информатики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.festival1.1september.ru. – 8.05.2009г. 28. Таймасханов У.Д. Создание проблемных ситуаций.//Математика в школе. – 1994. – №5. – С.16-18. 29. Тамбовкина Т.И. Педагогическая ситуация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/2006/16/6.htm. – 18.02.2010 г. (3) 30. Харламов. Как активизировать учение школьников: дидактические очерки. – Минск., 1975г. 31. Что такое Ситуация? Значение и толкование слова situatsija, определение термина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/s/situatsija.html. – 26.01.2010 г. (2) 32. Шачков В.В. Развитие творческих способностей и формирование познавательного интереса учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chesly.narod.ru/Doklad_razvitie.html.–21.01.2010 г. (6) 33. Шеронова А.В. Занимательные фрагменты уроков.//Математика в школе. – 2002. – №1. – С.37-38. 34. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Москва: «Просвещение», 1984г.
Приложение 1 Фрагмент урока №2 по теме «Формулы двойного аргумента» (25.11.2009г). Тип урока: закрепление. Цели: образовательные: закрепить умения применения формул двойного аргумента; воспитательные: воспитать внимание, умение работать самостоятельно; развивающие: сформировать умения анализировать данные, выдвигать гипотезы по определению основной проблемы, находить оптимальные пути решения, решать проблему, формирование познавательного интереса к математике. Этап урока: самостоятельная работа.
В самостоятельной работе первые четыре задания общего характера, 5 задание, содержащее кейс – на формирование I, II, III и IV уровней познавательного интереса. Общие критерии оценивания первых четырех заданий: «5» - 4 задания. «4» - 3 задания. «3» - 2 задания. «2» - менее 2 заданий. Критерии оценивания кейс-задания: 5. Верно определена проблема. 6. Правильно выполнены преобразования. 7. Применение формул преобразования тригонометрических выражений. 8. Найдено уравнение. «5» - 4 пункта (IV уровень). «4» - 3 пункта (III уровень). «3» - 2 пункта (II уровень). «2» - 1 пункт и менее (I уровень). Приложение 2 Фрагмент урока №3 по теме «Формулы понижения степени» (30.11.2009г). Тип урока: изучение нового материала. Цели: образовательные: изучить формулы понижения степени и отработать умения по их применению; воспитательные: воспитать внимание, умение отвечать на вопросы, активно участвовать в беседе, аргументировать свою точку зрения, умение слушать других; развивающие: сформировать умения анализировать данные, выдвигать гипотезы по определению основной проблемы, формирование познавательного интереса к математике. Этап урока: изучение нового материала.
Приложение 3 Фрагмент урока №4 по теме «Формулы понижения степени» (30.11.2009г). Тип урока: закрепление. Цели: образовательные: отработать умения по применению формул двойного аргумента; воспитательные: воспитать внимание, умение отвечать на вопросы, активно участвовать в беседе, аргументировать свою точку зрения, умение слушать других; развивающие: сформировать умения анализировать данные, выдвигать гипотезы по определению основной проблемы, формирование познавательного интереса к математике. Этап урока: закрепление.
Приложение 4 Фрагмент урока №5 по теме «Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение» (02.12.2009г). Тип урока: изучение нового материала. Цели: образовательные: изучить формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и отработать умения по применению формул двойного аргумента; воспитательные: воспитать внимание, умение отвечать на вопросы, активно участвовать в беседе, аргументировать свою точку зрения, умение слушать других; развивающие: сформировать умения анализировать данные, выдвигать гипотезы по определению основной проблемы, формирование познавательного интереса к математике. Этап урока: изучение нового материала.
Приложение 5 Фрагмент урока №6 по теме «Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение» (02.12.2009г). Тип урока: закрепление. Цели: образовательные: отработать умения по применению формул преобразования суммы тригонометрических функций в произведение; воспитательные: воспитать внимание, умение отвечать на вопросы, активно участвовать в беседе, аргументировать свою точку зрения, умение слушать других; развивающие: сформировать умения анализировать данные, выдвигать гипотезы по определению основной проблемы, формирование познавательного интереса к математике. Этап урока: закрепление.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |