Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СТАНОВЛЕНИЕ ТУРИЗМА, КАК СПЕЦИФИЧЕСКОГ ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
СТАНОВЛЕНИЕ ТУРИЗМА, КАК СПЕЦИФИЧЕСКОГ ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедра «Международные отношения»

РЕФЕРАТ

История развития туристического бизнеса

по дисциплине «История предпринимательства и рекламы»

 

 

Выполнила

                                                                                 

Руководитель

                                                                                             

                                                                                                                 «22» ноября 2009 г.

 

 

Санкт-Петербург

2009
СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение…………………………………………………………………………………….. 2
2. Предыстория туризма……………………………………………………………………… 3
                2.1. Античный период……………………………………………………...…..  3
                2.2. Средние века………………………………………………………………. 5
                2.3. Эпоха Возрождения………………………………………………………. 7
3. Становление туризма, как специфического вида предпринимательской  деятельности……………………………………………………………………………………. 10
                 3.1. Томас Кук – основатель туристического бизнеса…………………… 11
5. История развития туризма в России…………………………………………………….. 15
6. Заключение…………………………………………………………………………………... 20
7. Список использованной литературы…………………………………………………….. 21

 


ВВЕДЕНИЕ

Уже в Древние времена, помимо людей, для которых путешествия являлись профессиональной необходимостью (мореплаватели, исследователи и ученые, купцы, позже – священники), появились люди, желавшие просто посмотреть новые земли и получить новые впечатления. В связи с этим появилось такое понятие как туризм.

Изобретение денег финикийцами и развитие торговли, начавшееся в 4–м тысячелетии до н. э., можно определить как начало современной эры путешествий. Финикийцы также изобрели письменность и колесо, так что их по праву можно считать родоначальниками «туристского бизнеса» [2, c.54].

Большинство из различных определений туризма сводятся к тому, туризм – это временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте [2, c.15].

Выбранная тема актуальна и интересна в любое время, т.к. туризм является одной из ведущих отраслей экономики, играет значительную роль в формировании ВВП, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения. А также. Потому что на данный момент туризм является неотъемлемой частью жизни многих людей.

В основе реферата лежат различные учебники по истории туризма и туризму в целом, а также статья Андреева В. «Томас Кук: человек придумавший туризм», в которой подробно описывается появление первого туристического агентства, то есть появление такой специфической отрасли бизнеса как туризм.

Целью данного реферата является ознакомление с историей развития туризма. Основные задачи – проследить процесс становления туризма как вида предпринимательской деятельности.

.


ПРЕДЫСТОРИЯ ТУРИЗМА

Предыстория туризма – период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития: античный туризм – когда основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования; туризм средних веков – когда основными мотивами путешествий были: религиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового времени – когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция.

 

АНТИЧНЫЙ ПЕРИОД

В начале формирования человеческого общества путешествия, несомненно, были необходимы для выживания человечества. Люди периодически перемещались с места на место в поисках пропитания или для обеспечения собственной безопасности.

Позднее, когда человек начал вести оседлый образ жизни, путешествия стали приобретать иной смысл. С незапамятных времен многие путешествия мотивировались простым человеческим любопытством. Результаты таких путешествий несли в себе огромное значение: одни люди рассказывают о своих приключениях, после чего другие люди стремятся повторить их опыт [5, c.12].

В античный период большинство путешествий предпринималось с целью обмена товарами. Кроме того, путешествия становятся неотъемлемым спутником военных действий. Поездки часто носили учебный характер.

С целью познания, философы и поэты отправлялись во все концы света. Практически все крупные древнегреческие философы осуществляли дальние странствия. Мудрец и философ Фалес Милетский более двадцати лет учился в Египте. В долине Нила с целью получения знаний побывал философ и математик Пифагор, законодатель Солон. Философ Платон, совершив дальнее путешествие, по возвращению домой основал философскую школу.

Но не только знания привлекали путешественников в эти страны. Их привлекали грандиозные древние памятники архитектуры.

Интересы древних греков были весьма разнообразными. Они обращали свои взоры во все концы света. Древним грекам принадлежит первенство в плавании к берегам Индии. Но, следует отметить, что греки пользовались сведениями, которые они получали от египетских путешественников [5, c.18].

 

Также к побудительным мотивам путешествий следует отнести спортивные. Начиная с 776 г. до н. э. ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи любителей спорта и почитателей искусств. К этому периоду относится и сооружение специальных больших домов, в которых могли разместиться и отдохнуть атлеты и зрители [5, c.19].

 

Древний Рим внес свой вклад в историю туризма: богатство, изобилие и огромные территории империи были первостепенными составляющими, необходимыми для туризма. Римляне построили великолепную сеть дорог, по которым они могли путешествовать на лошадях на расстояние более 100 миль в день. В период расцвета Римской империи для римлян из богатых семей поездка в Грецию зачастую была связана с необходимостью дополнить свое образование. Позднее путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный характер: страна привлекала туристов фестивалями, атлетическими соревнованиями и другими видами увеселений и развлечений. Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками [2, c.88].

 

Уже в те времена можно было выделить два типа путей: сухопутные и водные. Поскольку античная цивилизация родилась в Средиземноморье, а также в дельте Нила и Месопотамии – долине между Тигром и Евфратом – водные пути были основными. Передвигаться морем, особенно с торговыми целями, было гораздо легче, чем путешествовать пешком, поскольку тогда было мало видов сухопутных транспортных средств. Ездовые животные (лошади, слоны) использовались в подавляющем большинстве случаев для передвижений войск и в сражениях, реже – для путешествий правителей. Высокопоставленные лица часто преодолевали небольшие сухопутные расстояния в паланкинах – своеобразных тканевых домиках, поставленных на носилки и переносимых рабами [5, c.24].

 

Таким образом, основными путями в то время были морские и речные как более быстрые и удобные. Были широко распространены легкие камышовые и папирусные лодки (Египет, Месопотамия). Долговечные камышовые плоты строили арабы из нижнего течения Тигра и Евфрата. Позднее на смену им пришли дощатые суда, технику изготовления которых быстро освоили греки.

 

Что касается сухопутных путей, в Римской империи активно строились дороги. Для преодоления водных преград строились мосты и виадуки. Существовали специальные карты дорог с обозначением станций, где можно было остановиться на ночлег. На картах указывалось расстояние между станциями. На главных дорогах почтовые станции размещались друг от друга на расстоянии от 6 до 15 миль. Они были составной частью государственной почтовой службы. Гостиницы существовали еще в Древней Греции, но в них не кормили. Поэтому путешественники привозили провизию с собой. Чаще всего путники останавливались у друзей и знакомых [2, c.92].

 

В Древнем Риме существовали уже и путеводители, в которых не просто указывался тот или иной маршрут, но и описывались достопримечательности, встречающиеся в пути, отмечались гостиницы и давались цены [5, c.31].

 

Таким образом, благодаря путешественникам античности были открыты новые земли и народы, накоплен богатый географический материал, способствовавший дальнейшим путешествиям и открытиям.

 

 

СРЕДНИЕ ВЕКА

В средние века целью путешествий становится пропаганда новых идей – путешественники теперь отправлялись в дорогу для распространения своих религиозных и интеллектуальных взглядов.

Широкое распространение в средние века получило паломничество. В IV в. паломничество в Святую Землю сделалось настолько массовым явлением. Уже в V в. для паломников, следовавших из Галлии, был составлен маршрут, или дорожник, который служил им путеводителем от берегов Роны и Дордоны до реки Иордан. В VI в. был составлен еще один дорожник – «Пьяченский дорожник», в котором обстоятельно описана Святая Земля.

Начиная с IX в., паломничество стало налагаться в виде публичной кары и средства к искуплению вины. А в XI в. католическая церковь заменила паломничеством церковное покаяние [5, c.35].

Паломничество породило еще один вид путешествий – странствия с миссионерскими целями.

Наряду с миссионерами, путешествия совершали пилигримы (странствующие монахи), которые переходили из одного монастыря в другой. Их принимали везде и вместо платы за проживание просили, чтобы они молились за хозяев. Пилигримы шли и в Египет, где странствовали по пустыням близ древнего Мемфиса, «приобщаясь» к жизни знаменитых пустынников – Павла и Антония. Но, конечно, самым сокровенным желанием было посещение Иерусалима.

Пилигримов было столь много, что во второй половине VIII в. специально для них были созданы путеводители (итинерарии).

Священники, паломники, пилигримы, к которым зачастую присоединялись толпы нищих бродяг и юродивых; военные группы, иногда достигавшие огромных размеров. Перемещались пешком (низшие слои, священники) или на конях (дворяне).

Многие путешествия того периода были связаны с переездами королевских семей из зимних дворцов в летние и назад, поездками в дальние страны для устройства супружеских браков и альянсов или для сохранения контроля над отдаленными владениями. Этот вид путешествий охватывал не только множество сопровождающих лиц, придворных и солдат, но и посланцев, курьеров, просителей и официальных лиц, частые поездки которых были связаны с деятельностью правителей-монархов. Все это привело к появлению услуг по организации отдыха вдоль маршрутов их разнообразных путешествий. Этому же способствовало распространение аристократического туризма, основным потребителем которого было дворянство. Молодые дворяне зачастую отправлялись в своеобразный европейский гран-тур по Европе: из Англии (Лондон) во Францию (Париж), затем — в Италию (Генуя, Милан, Флоренция, Рим), затем – в Швейцарию, Германию, Нидерланды. Международный досуговый туризм быстро развивается, охватывая теперь не только богатых, но и средний класс.

Самыми отважными мореплавателями среди европейцев в этот период были норманны. Норманнские мореплаватели были известны под различными именами: фризы, кельты, англосаксы, франки, викинги, скандинавы, остманы, нордлейды, даны, аксаматы, гейды, исторлинги. Норманны, т.е. северные люди, было общим названием для этих народов. В Византии их называли варангами, на Руси – вярягами.

Корабли норманнов были построены из дубового и елового дерева. Их корабли отличались от тех, которые плавали по Средиземному морю. Они были с высокими бортами и заостренным дном. Это были суда типа «река – море», длиною не более 30 метров, а в ширину 4,5 метра. На них норманны доходили до Константинополя. Остродонные (килевые) корабли норманнов произвели настоящую революцию в кораблестроении. Впоследствии такие суда были введены на всем побережье Европы. Но самое большое достижение норманнских мореплавателей в том, что они еще в IX в. достигали берегов Северной Америки [5, c.41].

В эпоху крестовых походов (официальными целями было освобождение Святой Земли от неверных – мусульман – и завладение общехристианскими святынями, отданными на «поругание» исламу) каждому, кто желал отправиться в дорогу и постоять за своих братьев по вере, священник выдавал полотно с изображение креста, а одежда окроплялась святой водой. На время отсутствия крестоносцев их имущество и семьи должны были находиться под охраной церкви. Крестоносцы на время походов освобождались от каких-либо долговых обязательств, а также от податей и налогов. Крепостные, пожелавшие принять участие в походе, освобождались от власти своих феодалов. Кроме того, церковь обещала отпущение грехов всем, кто примет крест. Эпоха крестовых походов насчитывает около трехсот лет. Крестовые походы дали значительный толчок в развитии сухопутных путешествий, познакомили с достижениями науки и культура арабского мира.

Дальнейшее развитие путешествий связано с монгольскими завоеваниями.

Самым знаменитым путешественником Средневековья считается венецианский купец Марко Поло. Его книга, по мнению многих ученых, занимает исключительное место среди произведений средневековых путешественников и географов. В ней содержится множество сведений о Восточной, Южной и западной Азии. М. Поло также собрал сведения о Китае, описал земли от Японии до Мадагаскара [5, c.43].

Благодаря путешественникам и исследователям Средневековья было исследовано громадное пространство от Норвегии до Китая.

Изучены берега Атлантического океана, Средиземного и Красного морей, Индийского океана и Китайского моря. Путешественники проникали во внутренние области разных стран – от Египта до Эфиопии, от Малой Азии до Кавказа, от Индии и Китая до Монголии. Корабли хорошо ориентировались в режиме ветров, появились навигационные приборы, что позволяло уже уверенно пускаться в далекие плавания и создавало перспективу для новых открытий.

 

 

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Наряду с Возрождением в искусстве и культуре в этот период происходит мощнейший всплеск исследований планеты, отраженный в истории географии как эпоха Великих географических открытий. Возможно, именно путешествия Колумба были одним из наиболее важных факторов, повлиявших на развитие общества в этот исторический период.

С ослаблением религиозных мотивов возрастает индивидуальный характер и образовательная направленность путешествий. Среди молодых англичан становится популярным «образовательный маршрут»: Лондон, Париж, Генуя, Милан, Флоренция, Рим, и обратно – через Швейцарию, Германию и Нидерланды. Многие художники и скульпторы путешествуют по Европе, либо приглашенные для работы, либо с целью учебы у других мастеров. Учебные экскурсии начинают практиковаться в некоторых учебных заведениях Европы. [2, c.109]

Происходит резкое изменение маршрутов. Начинают превалировать морские, используемые с торговыми, миссионерскими, познавательными целями. Основные торговые пути связывают Европу (основные торговые порты – Лондон, Венеция, города Португалии и Испании) с Индией (торговля пряностями) и Африку с Южной Америкой (зарождение работорговли). Часть путей пролегает к побережьям Северного и Балтийского морей, где возникло крупнейшее торгово-примышленное объединение, включавшее в себя около ста городов.

Можно четко выделить пять основных морских маршрутов, соединявших только что открытый Новый свет и Европу, удобство которых обусловлено морскими ветрами и течениями. Это маршрут Лейфа Эйриксона (вдоль северного полярного круга), маршрут Колумба (вдоль Северной Африки, экватора к Мексиканскому заливу), маршрут Менданьи (от Нового света к архипелагам полинезии), маршрут Сааверди (от мексики к Малайзии) и маршрут Урданеты (от архипелагов к Северной Америке, как продолжение маршрута Менданьи). Все эти пути способствовали активному заселению колоний Нового Света.

Развитие колониальной системы, несомненно, положительно влияло на развитие путешествий. Во-первых, возрастало количество как переселенцев в новые земли, так и просто "любопытствующих", которые вряд ли бы поехали, например, в "дикую" по их меркам Индию, если бы им не была гарантирована защита войсками Ее Величества Английской королевы, оккупировавшими страну. Так колонии становятся не только источниками сырья, но и местами отдыха. Учитывая местоположение большинства из них, многие из колоний в дальнейшем стали полноценными курортами. Во-вторых, наличие колоний стимулировало развитие транспорта, дорог и обуславливало возникновение системы гостеприимства – мест, где можно было бы уютно отдохнуть. Чем выгоднее стране было заселение колоний своими гражданами, тем большее внимание уделялось этому вопросу [2, c.114].

Наряду с открытием новых земель и потенциальных мест для проездок происходит и обратный процесс: так, Япония опускает железный занавес для путешественников, который будет поднят только в 1948 году [1, c.102].

Постепенно люди начинают регулярно путешествовать за границу на отдых, лечение, в религиозных, образовательных и экономических целях.

Благодаря быстрому развитию транспортных систем, либерализации условий труда и растущему стремлению к обогащению прошло не так много времени прежде, чем досуговый туризм стал частью жизни почти всех слоев общества.


СТАНОВЛЕНИЕ ТУРИЗМА, КАК СПЕЦИФИЧЕСКОГ ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основное различие туризма прошлых лет и современного – наличие рынка туристических услуг. До XVIII – XIX вв. туристических фирм как таковых не существовало, и все путешествия осуществлялись по частной инициативе, главным образом на собственных транспортных средствах [1, c.151]. В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению. В 1822 г. Роберт Смарт из Бристоля (Великобритания) сообщил о себе как о первом пароходном агенте. Он начал регистрировать пассажиров на пароходы, курсирующие по Бристольскому каналу, а также в Дублин (Ирландия).
В 1841 г. Томас Кук организовал массовую прогулку (570 человек) от Ланкастера до Лонгоборуга железнодорожным составом, по цене 1 шиллинг с каждого пассажира. Это был первый публично рекламируемый экскурсионный поезд, а Кук - первый агент экскурсионных поездов. С 1847 г. компания Кука стала распространять специальные билеты на путешествия и экскурсии не только в пределах Англии, но и за рубежом. В 1863 г. Кук организовал большое туристское путешествие в Швейцарию, в 1868 г. – в Северную Америку. Томас Кук считается основателем туризма как вида предпринимательской деятельности. Компания Кука и по сей день остается одной из самых больших туристских организаций в мире [2, c.126].

Первым специалистом в организации индивидуальных эксклюзивных поездок был Томас Беннет, англичанин, который служил секретарем у британского консула в Осло (Норвегия). Находясь на этой должности, Беннет организовывал индивидуальные театральные туры в Норвегию. С 1850 г. он стал называть себя «организатором поездок» и предоставлял индивидуальным туристам маршруты, транспорт, питание и туристское снаряжение, заранее договаривался о лошадях и гостиничных номерах для клиентов [2, c.126].

Выделению туризма в самостоятельную отрасль способствовал мощный технический скачок, давший новые средства передвижения (Фултон изобрел пароход в 1807 г., Стефенсон – паровоз в 1814 г.). Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений.

В XVIII – XIX вв. благодаря обособлению туризма в особый род экономической деятельности появляются страны, лидирующие в этой области. Особую роль на мировой арене в ту эпоху играли богатая колониями Англия, США и активно включившаяся благодаря Петру I в международную деятельность Россия.

В XVIII в. в Англии и России начинается наибольшее распространение получают паломнические путешествия, так как этот период характеризуется высоким религиозным фанатизмом.

К середине XVIII века возникает необходимость в путешествиях предпринимаемых для других целей: торговых, для поиска и расширения рынков сбыта; политических, для установления контактов с представителями различных культур, религий.

Во второй половине XVIII века путешествия приобретают познавательные цели, так как молодые аристократы стремились изучить особенности других стран для повешения уровня образования, интеллекта. Путешествия в их среде считались престижным временем препровождения [2, c.132].

В связи с открытием в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников получили распространение путешествия с оздоровительными целями. Этот вид туризма распространился по всей Западной Европе. Здоровье продолжает играть большую роль в выборе места отдыха и предпочтение отдается местам которые расположены ближе к побережью, морскому отдыху [4, c.12].

Таким образом, в XIX веке цели туристических поездок фактически не изменили свою направленность, расширение географии туризма и научно-технические достижения в области транспорта дали толчок для развития деловых, научных, экскурсионных и развлекательных туров. Но путешествия стали массовыми за счет мощного развития гостевого бизнеса и роста его доступности для людей со средним достатком [1, c.156].



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
СТАНОВЛЕНИЕ ТУРИЗМА, КАК СПЕЦИФИЧЕСКОГ ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СТАНОВЛЕНИЕ ТУРИЗМА, КАК СПЕЦИФИЧЕСКОГ ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)