Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модуль 4. Отраслевая структура машиностроения



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
Модуль 4. Отраслевая структура машиностроения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В третьем учебном модуле были рассмотрены закономерности появления, развития и отмирания отраслей. Для того, чтобы разобраться в том, что представляет собой современное машиностроение, сначала выясним как возникло само машиностроение.

Машиностроение зародилось в недрах старой отрасли металлообработки, которая, в свою очередь, выделилась из металлургии.

 


В составе машиностроения более 20 крупных отраслей, каждая из которых имеет свои подотрасли и отдельные производства.

 

Количественные соотношения между отраслями, входящими в состав машиностроения, называют отраслевой структурой машиностроения

 

Главным показателем отраслевой структуры является доля (удельный вес) той или иной отрасли в общем объеме продаж (ОП) машиностроительной продукции. Этот показатель характеризует рыночный аспект отраслевой структуры:

 

УВi ОП = ОПi/ ОПмаш

 

Производственный аспект отраслевой структуры характеризуют удельные веса отдельных отраслей в общем объеме капитала и ресурсов, потребляемых машиностроением. Например, удельный вес (доля) в инвестированном капитале (СА – совокупные активы):

 

УВi СА = САi/ САмаш

 

Доли отдельных отраслей в основных производственных фондах машиностроения (ОПФ - основные фонды):

 

УВi ОПФ = ОПФi/ ОПФмаш

 

Доли отдельных отраслей в численности персонала всех машиностроительных предприятий (ЧР – численность работников):

 

УВi ЧР = ЧРi/ ЧРмаш

 

Доли отдельных отраслей в потреблении материально-технических ресурсов машиностроения (МТР – годовой объем потребления ресурсов):

 

УВi МТР = МТРi/ МТРмаш

 

Доли отдельных отраслей в потреблении энергетических ресурсов машиностроения (ЭР – годовой объем потребления ресурсов):

 

УВi ЭР = ЭРi/ ЭРмаш

 

Перечисленные показатели статистически взаимосвязаны, между ними наблюдается корреляция. Например, большей доле отрасли по объему продаж соответствует и большая доля в инвестированном капитале.

 

Если УВi ОП >УВi+1 ОП , то и УВi СА >УВi+1 СА

 

Однако сами эти доли численно могут быть и не совпадающими

 

т.е. УВi ОП ≠ УВi СА и УВi+1 ОП ≠ УВi+1 СА

 

Указанные структурные соотношения объясняются технологическими и организационными особенностями производственных процессов в различных отраслях машиностроения. Эти особенности для краткости именуют отраслевой спецификой производства. Отраслевая специфика выражается системой показателей ресурсоемкости продукции и эксплуатации.

 

  ОП СА ОПФ ЧР МТР ЭР
ОП - Капиталоем-кость продукции Фондоем-кость продукции Трудоем-кость продукции Материало-емкость продукции Энергоем-кость продукции
СА Валовая доходность капитала - Доля ОПФ в СА     энергоемкость СА
ОПФ Фондоотдача   - Трудо-емкость ОПФ   Энергоем-кость ОПФ
ЧР Производи-тельность труда Стоимость 1 рабочего места Фондовоор-уженность трукда -   Энерговоор-уженность труда
МТР         - Энергоем кость МТР

 

В соответствии с отраслевой спецификой отдельные отрасли характеризуют как более или менее капиталоемкие, трудоемкие, материалоемкие, энергоемкие.

o Отрасли тяжелого машиностроения являются капиталоемкими, энергоемкими, материалоемкими, но относительно менее трудоемкими (энергетическое машиностроение, судостроение, металлургическое машиностроение, химическое машиностроение).

o Отрасли среднего машиностроения (авиастроение, автостроение, и т.п.) являются более трудоемкими, но в тоже время капиталоемкими, материалоемкими.

o Отрасли приборостроения еще более трудоемкие, но менее энергоемкие

o Электронная промышленность – материалоемкая и капиталоемкая

 

С течением времени под воздействием научно-технического прогресса в отраслях машиностроения снижается трудоемкость, энергоемкость, материалоемкость, но растет капиталоемкость и фондоемкость. Живой труд вытесняется машинами, тепловая энергия заменяется электрической. Металлы заменяются синтетическими, композиционными материалами. Идет процесс переориентации с одних ресурсов на другие. В результате этого процесса изменяются производственные связи машиностроения в целом и входящих в него отдельных отраслей.

 

Производственные связи – это отношения между предприятиями

различных отраслей, возникающие по поводу поставок материально-технических и энергетических ресурсов

 

Различают производственные связи предприятий на входе и на выходе:

· связи на входе характеризуются структурой потребляемых материально-технических ресурсов

· связи на выходе – структурой поставок готовой продукции (машин, приборов и т.п.)

 



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
Модуль 4. Отраслевая структура машиностроения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модуль 4. Отраслевая структура машиностроения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)