Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Действия по окончании экзамена




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

8.1. По истечении времени, отведенного на проведение экзамена, о чем будет объявлено ответственным организатором, складываются стопкой регистрационный бланк, бланки ответов № 1 и 2, черновики и КИМ на край стола. Пока организаторы не соберут материалы экзамена, необходимо оставаться на своем месте.

8.2. На пропуске учащегося принимающий материалы ставит свою подпись и печать пункта проведения экзамена.

Примечание. Печать может проставляться при выходе из пункта проведения экзамена.

Учащийся может проследить за процедурой подсчета и запечатывания в спецпакеты заполненных регистрационных бланков и бланков ответов.

По указанию организаторов учащиеся покидают аудиторию и (в сопровождении дежурных) пункт проведения экзамена.

ПОДАЧА АПЕЛЛЯЦИЙ

1. Участник ЕГЭ, в том числе удаленный с ЕГЭ, имеет право подать апелляцию:

− о нарушении процедуры проведения ЕГЭ — в день экзамена после сдачи бланков ЕГЭ до выхода из пункта проведения экзамена;

− о несогласии с выставленными баллами (отметками) по ЕГЭ — в течение трех календарных дней после официального объявления результатов экзамена и ознакомления с ними. 



Примечание 1. После выхода из пункта проведения экзамена апелляция по процедуре проведения ЕГЭ не принимается.

Примечание 2. Конфликтная комиссия, рассматривающая апелляции, не принимает апелляции по вопросам:

− содержания и структуры КИМ;

− связанным с нарушением участником ЕГЭ Инструкции для участников единого государственного экзамена или Правил заполнения бланков ЕГЭ.

2. Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию о нарушении процедуры в течение трех дней после подачи заявления участником экзамена и выносит одно из решений: об отклонении апелляции, если факты, изложенные в апелляции, признаются несущественными или не подтверждаются; об удовлетворении апелляции, если факты, изложенные в апелляции, признаются существенными. Во втором случае результат экзамена, о нарушении процедуры которого подана апелляция, признается недействительным, и участнику экзамена назначаются дата и место повторной сдачи экзамена по соответствующему предмету.

3. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами (отметками) по ЕГЭ конфликтная комиссия может вынести решение:

− об отклонении апелляции ввиду отсутствия технических ошибок при обработке бланков ЕГЭ и ошибок в оценивании экспертами ответов на задания в свободной форме и о сохранении выставленных баллов (отметок);

− об удовлетворении апелляции и выставлении других баллов; (отметок) (отметка может быть изменена как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения).

В последнем случае результат сдачи ЕГЭ изменяется на основании решения конфликтной комиссии.

Примечание. На рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами (отметками) по ЕГЭ может также присутствовать выпускник (поступающий) и (или) его родители (законные представители) в слу­чае наличия у них документов, удостоверяющих личность (паспортов).

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 44 задания.

Часть 1 включает 30 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный.

Часть 2 состоит из 6 заданий с кратким ответом. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 включает 8 заданий с развернутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас привлекательно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

Желаем успеха!

Оригинальные варианты
контрольно-измерительных материалов

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ №1

(с правильными ответами и комментариями)

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А30) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

 

А1 Объединение людей в общество вызвано:

1) неприспособленностью к индивидуальному выживанию

2) традициями, обычаями

3) способностью общаться

4) принадлежностью к одному биологическому виду

Уровень: базовый

Комментарий: традиции, обычаи возникают в уже сложившемся обществе;способность к общению рождается в процессе становления человеческого общества; принадлежность к определенному биологическому виду является необходимым (но не достаточным) условием возникновения общества, в то время как вопрос касается причины объединения людей в общество. 

Правильный ответ: 1

(В ряду многих причин, вызвавших объединение людей в общество, в задании указана (косвенно) только одна – биологическая конституция человека, обусловившая меньшую приспособленность к индивидуальному выживанию.)

 

А2 К субъективным факторам общественного развития следует отнести:

1) географическое положение страны

2) климатические условия

3) наличие полезных ископаемых

4) правотворческую деятельность государства

Уровень: базовый

Комментарий: варианты 1, 2, 3 представляют собой объективные факторы, т. е. независящие от воли и сознания людей. Субъективные факторы – это деятельность, целиком осуществляемая людьми в их интересах. Вариант 4 – правотворческая деятельность, является одним из видов такой деятельности.

Правильный ответ: 4

 

А3 И чувственное, и рациональное познание представляют собой:

1) формы, в которых фиксируются результаты познания

2) уровни, через которые идет формирование мышления

3) процедуры мыслительной деятельности

4) характеристики разных способностей личности

Уровень: базовый

Комментарий: варианты 2, 3, 4 не относятся к формам познания. Понятия «чувственное познание» и «рациональное познание» представляют собой именно формы познания, различающиеся по результатам – наглядные образы и абстрактные понятия соответственно. 

Правильный ответ: 1

А4 Учение о сотворении мира, человека, грехопадении и грядущем конце света является отражением такой функции религии как:

1) мировоззренческая

2) компенсаторная

3) гедонистическая

4) эмпирическая  

Уровень: базовый

Комментарий: компенсаторная функцияпроявляется в восполнении недостатка, гедонистическая – в стремлении к удовольствию, эмпирической функции не существует. Учение вообще, в т.ч. религиозное, относится к мировоззрению.

Правильный ответ: 1

 

А5 Верны ли следующие суждения о культуре?

А. По субъекту и содержательному уровню различают культуру массовую, народную, элитарную, бескультурье

Б. Культура – это «вторая природа», среда, искусственно созданная человеком

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Уровень: повышенный

Комментарий:  суждение А неверно, так как бескультурье не может быть выделено ни по субъекту, ни по содержательному уровню. Суждение Б верно, поскольку принципиальным отличием «культуры» от «натуры» является ее создание человеком.

Правильный ответ: 2

А6 Истина считается объективной, прежде всего потому, что:

1) она независима от оценок и мнений людей

2) подтверждается только фактами

3) не противоречит традиционной картине мира

4) возникает в результате деятельности ученых 

Уровень: базовый

Комментарий: объективный, т. е. беспристрастный, непредвзятый, не зависящий от мнений отдельных лиц. Понятие объективной истины принадлежит классической концепции истины (соответствие знания действительности), согласно которой человек имеет возможность познания мира таким, каков он есть на самом деле вне человеческих воли и сознания (в отличие от иных концепций истины, таких как соответствие мышления ощущениям субъекта или пользе, или договоренности ученых и т. п.). Позиция 2 неверна, т. к. субъективные мнения тоже могут подтверждаться фактами; истина может противоречить устоявшейся картине мира, это отражает процесс познания – от неполноты знания к более глубокому знанию (позиция 3 неверна). Любое познание, в том числе научное (деятельность ученого), нацелено на поиск истины, но это еще не говорит о ее объективности (позиция 4 – неверна).

Правильный ответ: 1

 

А7 К первичным (врожденным) потребностям следует отнести:

1) стремление к самореализации

2) мотивацию к успеху, признанию

3) заботу  о другом, помощь близким

4) нужду в безопасности, жилище

Уровень: базовый

Комментарий: первичныепотребности – те,которые по своей природе являются врожденными, биологическими, а не приобретенными. Они необходимы для поддержания жизнедеятельности организма. Позиции 1, 2, 3 – не отвечают этим требованиям, являются вторичными, приобретенными.

Правильный ответ: 4

 

А8 В отличие от действий животного, деятельность человека предполагает:

1) активное отношение к окружающему миру

2) реагирование на угрозу жизни и здоровью

3) инстинктивное поведение

4) удовлетворение своих потребностей

Уровень: базовый

Комментарий: позиции 2, 3, 4 – присущи как животным, так и человеку. Деятельность по определению есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, т.е. его целесообразное изменение и преобразование (осознанный характер). 

Правильный ответ: 1

 

А9 Шахтер добывает уголь при помощи отбойного молотка. Предметом его трудовой деятельности является:

1) добытый уголь

2) лава угля в забое

3) отбойный молоток

4) дробление угля

Уровень: базовый

Комментарий: любая деятельность, в т. ч. трудовая, включает несколько моментов: цель, средство (позиция 3), результат (позиция 1) и сам процесс (позиция 4). Предмет труда – это то, на что направлен труд. Он либо дан природой (сырье и материалы), либо сам является продуктом труда. В нашем случае это подземная горная выработка – лава угля.

Правильный ответ: 2

 

А10 Верны ли следующие суждения о научном знании?

А. Особенностью научного знания является особый язык изложения.

Б. В состав научного знания входят гипотезы.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Уровень: повышенный

Комментарий: позиция А неверна, т. к. любая форма духовной жизни (искусство, религия и т.д.) имеет свой особый язык изложения. Гипотеза – это специфическая форма организации научного знания, поэтому верным будет второе суждение.

Правильный ответ: 2

 

А11 Человеческая деятельность, в процессе которой ресурсы превращаются в товары и услуги называется

1) обменом

2) распределением

3) потреблением

4) производством

Уровень задания: базовый

Комментарий: процесс общественного производства включает в себя четыре фазы: производство, распределение, обмен и потребление. Первой фазой является процесс производства. Именно в процессе производства ресурсы превращаются в товары и услуги.

Правильный ответ: 4

А12 Одно из преимуществ командно-административной экономики состоит в

1) возможности полного удовлетворения потребностей общества

2) свободном выборе хозяйствующими субъектами видов деятельности

3) возможности быстрой концентрации ресурсов в государственном секторе

4) формировании цен на основе взаимодействия спроса и предложения

Уровень задания: базовый

Комментарий: ответы 2, 4 – относятся к преимуществам рыночной экономики. Ответ 1 – это недостижимая цель для любой экономической системы. У командной экономики есть свои преимущества. И одним из самых существенных является возможность быстрой концентрации ресурсов в государственном секторе.

Правильный ответ: 3

 

А13 В государствах с федеративным устройством бюджет имеет характер:

1) многоуровневый

2) трехуровневый

3) двухуровневый

4) одноуровневый

Уровень задания: базовый

Комментарий: в государствах с федеральным устройством бюджет имеет трехуровневый характер: федеральный, субъектов федераций, муниципальный.

Правильный ответ: 2

А14 В марте этого года Вы купили автомобиль, а в конце этого же года Вам срочно понадобились наличные деньги и Вы продали этот автомобиль. Данная операция (продажа автомобиля) будет включена в расчет ВВП:

1) по доходам

2) по расходам

3) по добавленной стоимости

4) не будет включена при подсчете ВВП

Уровень задания: базовый

Комментарий: продажа подержанного автомобиля – это вид непроизводительной сделки. Непроизводительные сделки исключаются при расчете ВВП.

Правильный ответ: 4

А15 Верны ли следующие суждения о характеристике спроса?

А. Кривая спроса показывает, что при снижении цены растет объем спроса.

Б. Рост потребительских доходов вызовет уменьшение спроса на все товары.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Уровень задания: повышенный

Комментарий: кривая спроса иллюстрирует действие закона спроса. Закон спроса фиксирует обратную зависимость между изменением цены и объемом спроса, поэтому высказывание А будет верным. Высказывание Б является неверным. Потребительские доходы – это неценовой фактор спроса. Между изменением в потребительских доходах и изменением в спросе наблюдается прямая зависимость. Рост потребительских доходов приводит к увеличению в спросе.

Правильный ответ: 1

А16 Универсальным источником социального конфликта является:

1) власть

2) деньги

3) неравенство

4) личная неприязнь

Уровень: базовый

Комментарий: согласно определению, конфликт – столкновение конкурирующих сторон (людей, социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Из приведенных вариантов ответа позиции 1, 2 не несут качественных оценок, 4 характеризует некий частный случай. Универсальным является источник 3 – неравенство.

Правильный ответ:

А17 Социальные нормы, отражающие представления людей о добре и зле, называются:

1) моральными нормами

2) эстетическими нормами

3) обычаями

4) традициями

Уровень: базовый

Комментарий: для ответа необходимо обратить внимание на ключевые понятия вопроса – добро и зло, которые входят в число основных категорий морали.

Правильный ответ: 1

А18 Демократическая национальная политика призвана:

1) обеспечить изолированное проживание коренного народа данной страны

2) создать равные условия для свободного развития всех народов, проживающих на территории данной страны

3) принуждать к совместному проживанию различные народы

4) предупреждать межэтнические конфликты на территории других государств

Уровень: базовый

Комментарий: любая изоляция одного народа от другого (позиция 1) и любое принуждение (позиция 3) чужды демократии; события на территории других государств (позиция 4) относятся к области внешней политики.

Правильный ответ: 2

А19 Гражданин П. был гражданским служащим, а стал военнослужащим. Данный факт свидетельствует о:

1) восходящей социальной мобильности

2) нисходящей социальной мобильности

3) социальной статике

4) горизонтальной мобильности

Уровень: базовый

Комментарий: социальная мобильность – перемещение индивида или группы из одного социального слоя в другой, как по восходящей – социальный подъем, так и по нисходящей – социальный спуск. Из условия задания не ясно, был совершен подъем или спуск, следовательно, позиции 1 и 2 не подходят. Социальная статика – равновесие, устойчивость, а не переход, значит, позиция 3 неверна. Горизонтальная мобильность – перемещение без изменения статуса.

Правильный ответ: 4

А20 Верны ли следующие суждения?

А. Для современной России характерно стабильное положение среднего класса.

Б. Явление маргинальности типично как для современной России, так и для императорского режима Японии.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Уровень: повышенный

Комментарий: суждение А неверно, так как средний класс (в классическом его понимании) в России лишь формируется, поэтому о стабильности говорить преждевременно. Суждение Б правильно, поскольку маргинальность – в широком смысле – пограничное, переходное, структурно неопределенное социальное состояние индивида или группы. Это явление неизбежно в любом обществе.

Правильный ответ: 2

 

А21 Центральным институтом политической системы общества является:

1) политическая партия

2) государство

3) профсоюзы

4) Министерство внутренних дел

Уровень: базовый

Комментарий: для ответа на вопрос необходимо: вспомнить признаки любого социального (в том числе политического) института; соотнести приведенные в списке институты политической системы с имеющимися в арсенале знаниями об особенностях и роли приведенных в задании организаций; обратить внимание на то, что позиция 4 относится к государственным органам. По сути, из оставшихся позиций (1, 2, 3) условиям задания отвечает позиция 2 (государство).

Правильный ответ: 2

А22 Мажоритарная система – это:

1) наблюдение, оценка и прогноз состояния чего-либо, сбор сведений средствами массовой информации

2) всенародное обсуждение, вид всенародного голосования

3) принцип устройства государства, утверждающий необходимость многообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества

4) тип избирательной системы, порядок определения результатов выборов по большинству голосов, поданных за кандидата

Уровень: базовый

Комментарий: вариант 4 является определением мажоритарной системы. Остальные варианты не имеют никакого отношения к типам избирательных систем 

Правильный ответ: 4

А23 Сращивание государственного и партийного аппарата характерно для режима:

1) тоталитарного

2) либерального

3) демократического

4) классового 

Уровень: базовый

Комментарий: либеральный и демократический политические режимыхарактеризуются политическим и идеологическим плюрализмом, выборностью государственных органов, следовательно, позиции 2, 3 неверны. Понятие «классовый» не относится к политическому режиму.

Правильный ответ: 1

А24 В европейской стране N впервые прошли всенародные свободные выборы, по результатам которых было сформировано правительство страны. Из приведенных ниже признаков, выберите один, не характерный для политического режима страны N.

1) идеологический и политический плюрализм

2) запрет цензуры

3) рыночная экономика

4) ограничение свободы перемещения

Уровень: базовый

Комментарий: в задании речь идет о демократическом политическом режиме. Варианты 1, 2, 3 характерны для данного режима. Вариант 4 не совместим с понятием и принципами демократии.

Правильный ответ: 4

А25 Верны ли следующие суждения о политической власти:

А. В современном мире легитимной считается та власть, которая сформирована путем голосования через референдум.

Б. Согласно М. Веберу легитимность – это признание власти и добровольное ей подчинение.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Уровень: повышенный

Комментарий: референдум – это решение важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей. Референдум имеет много общего с выборами (например, процедура голосования), однако отличие заключается в том, что выборы – это избрание лиц, а референдум – решение вопросов. Следовательно, через референдум невозможно формирование органов власти, т. е. избрание представителей (суждение А не верно). Суждение Б верно, – М. Вебер именно так определял легитимность власти.

Правильный ответ: 2

А26 К отраслям публичного права не относится право:

1) трудовое

2) конституционное

3) финансовое

4) уголовное

Уровень: базовый

Комментарий: публичное право состоит из совокупности отраслей права, которые регулируют и охраняют общие (публичные) интересы. В отличие от публичного права нормы частного права регулируют сферу частных интересов.

Правильный ответ: 1

А27 Крайняя необходимость относится к обстоятельствам:

1) смягчающим ответственность

2) исключающим преступность деяния

3) замену наказания более мягким

4) исключающим применения наказания

Уровень: базовый

Комментарий: основанием уголовной ответственности является преступность деяния. При отсутствии в деянии состава преступления уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению. Не является преступлением причинение вреда для устранения опасности, которое непосредственно угрожает личности, охраняемым законом интересам общества или государства при условии, что эта опасность не могла быть устранена иными средствами. В этом случае причиненный вред не является преступлением, так как лицо действовало в состоянии крайней необходимости, исключающей преступность деяния.

Правильный ответ: 2

А28 Судебный конституционный контроль в РФ осуществляет(ют):

1. Президент РФ

2. Федеральное собрание

3. Конституционный Суд

4. Органы прокуратуры

Уровень задания: базовый

Комментарий: конституционный контроль в РФ осуществляют Конституционный Суд РФ, Президент РФ, палаты Федерального собрания, органы прокуратуры. Согласно федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. № 1 – ФКЗ Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Таким образом, Конституционный Суд РФ в отличие от Президента РФ, палат Федерального собрания, органов прокуратуры решает задачи конституционного контроля в качестве судебного органа.

Правильный ответ: 3

А29 Предприниматель А. А. Фадеев обратился в Арбитражный суд области с иском к закрытому акционерному обществу «Нефтересурс» об истребовании из незаконного владения этого акционерного общества здания магазина. Нормами какой отрасли регулируются данные правоотношения?

1) предпринимательского

2) трудового

3) гражданского

4) государственного (конституционного)

Уровень задания: базовый

Комментарий: для ответа необходимо обратить внимание на предмет отрасли права, который отвечает на вопрос, чтó эта отрасль регулирует. Заявитель обратился в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения. Имущественные отношения – это предмет гражданского права.

Правильный ответ: 3

А30 Верны ли следующие суждения.

А. Выход из российского гражданства не допускается, если гражданин не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Б. Находящийся на территории РФ ребёнок, родители которого неизвестны, становится российским гражданином, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Уровень задания: повышенный

Комментарий: в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» формой прекращения российского гражданства является выход из гражданства. В выходе из гражданства Российской Федерации будет отказано, если лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Данная норма соответствует международным принципам в сфере гражданства (Европейская конвенция о гражданстве ЕТS № 166). Согласно Конституции, если выдача разрешения на выход из гражданства предусмотрена в законодательстве государства, такое разрешение влечет за собой утрату гражданства государства, выдавшего его, только в том случае, если лицо, которому оно было выдано, обладает гражданством другого государства или только после того, как оно приобретает гражданство другого государства. Вопрос о гражданстве ребенка, родители которого не известны, решается в соответствии со ст. 12 Закона о гражданстве.

Правильный ответ: 3

ЧАСТЬ 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 с номером задания (В1 – В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пищите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

 

В1 Запищите пропущенные в схеме виды юридических норм.

 

Способы правового регулирования

         
   

 

 


Уровень задания: повышенный

Комментарий: «Дозволение – представление лицу права на определенное собственное поведение, на совершение тех или иных действий»;  «Запрещение – возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения. От совершения тех или иных действий»; «Обязывание – возложение на лицо обязанности определенного поведения, совершения тех или иных активных действий»[1]. Согласно толковому словарю русского языка (С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова), дозволить – разрешить, позволить; запретить – не позволить что-то делать; обязать – возложить на кого-нибудь круг действий, безусловных для выполнения.

Правильный ответ: управомочивающие, запрещающие, обязывающие

В2 Ниже приведены названия социальных общностей людей. Все они, за исключением одной, являются социально-демографическими группами.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.089 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7