Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы формирования социальных индикаторов экономики России



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Принципы формирования социальных индикаторов экономики России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Экономические системы получают статус социально ориентиро­ванных в тех случаях, когда государством проводится политика пе­рераспределения национального дохода на принципах социальной справедливости. Именно концепция социального рыночного хозяй­ства лежит в основе современного экономического курса России. Ее цель — последовательное повышение уровня жизни населения, сни­жение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

Создание социально ориентированной экономики означает:

− достижение рационального уровня потребления для большинства населения, что предполагает, в частности, сокращение дифференциации в уровне потребления благ и услуг до пределов, при которых сохраняются стимулы к квалифицированному труду и эффективному предпринимательству;

− создание условий для квалифицированного творческого труда, что тесно связано с качественным изменением структуры экономики;

− переход от хронического дефицита потребительских товаров и услуг к широкому предложению на их рынке;

− формирование эффективной системы социальной защиты, которая должна включать защиту от безработицы, обеспечение пособий для нетрудоспособных групп населения, соединение государственной и страховой систем социальной защиты;

− В России создание социально ориентированной экономики было затруднено по причине:

− сильного отставания от современного технического уровня в ряде отраслей, особенно в сельском хозяйстве, что не позволяет быстро удовлетворить на высоком уровне потребности преобладающей части населения;

− крайне нерациональной структуры экономики со слабым развитием отраслей, ориентированных на потребительский рынок;

− сохранения бюрократических традиций управления, ведущих к значительной роли в экономической политике отраслевых интересов в ущерб социальным задачам;

− преобладания в общественном поведении пассивных форм социальной адаптации (иждивенческие настроения некоторых социальных слоев);

− необходимости при возобновлении экономического роста значительных инвестиций для технологического перевооружения экономики. [5]

Содержание социальной политики зависит от избранной модели развития государства. В настоящее время для индустриальных стран характер­ны три таких модели: либеральная, корпоративная и социально-де­мократическая.

Экономика России, скорее всего, развивается в рамках корпоративной модели, характерными чертами социальной политики которой являются достаточно высокая степень присутствия государственного сектора в экономике, а также координирующая роль государства, ко­торое определяет порядок перераспределения доходов, дает экономические гарантии, возлагая на предприятия реализацию социальных законов (прежде всего это касается системы социального страхования и социального партнерства, охватывающих работающее население). Основным измерителем качества жизни служит индекс развития человеческого потенциала. Он представляет собой сводный показатель в виде условного коэффициента, отражающего здоровье, уровень образования, совокупный объем ресурсов на потребление и накопление по сравнению с бюджетом прожиточного минимума. По данным Организации Объединенных Наций (ООН), первые 10 мест занимают Норвегия, Швеция, Канада, Бельгия, Австрия, США, Исландия, Нидерланды, Япония и Финляндия. Россия по ито­гам 2004 г. находилась на 62-м месте из 174 государств. [12, с.245-251]

Неотъемлемыми компонентами программ развития страны являются социально-экономические индикаторы, которые используются в качестве инструмента измерения результатов влияния экономических реформ на уровень жизни населения. Несоблюдение этих показателей может нарушить социальное равновесие в стране, поэтому необходимо выявить некоторую точку отсчета, или минимальный уровень социального благополучия, нарушение которого может приблизить вероятность ситуации экономической опасности и нестабильности.

Таким образом, социальный индикатор – это не средство решения социальных проблем, в том числе связанных с экономической безопасностью, а лишь средство их изучения, предвидения и управления. Индикаторы фиксируют нормы и задают ориентиры социального развития, а также наиболее важные направления управления им.

Разработкой, изучением и совершенствованием социальных показателей в рамках своих интересов и компетенции занимается ряд различных международных и региональных межправительственных организаций. Так, Всероссийская организация здравоохранения (ВОЗ) определяет показатели состояния здоровья и доступа к услугам в области здравоохранения, а в сотрудничестве с продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) – показатели питания и недоедания. ЮНЕСКО совершенствует показатели в области образования, Международная организация труда (МОТ) – в сфере контроля вопросов занятости и безработицы.

Основными принципами построения системы социальных индикаторов являются: научная обоснованность с учетом достижений естественных наук (физиология, медицина и пр.) и общественных наук (социология, демография и пр.), возможность практического применения, нацеленность на решение практических социальных задач государственной социальной политики, возможность с помощью этих индикаторов объективно оценить глубину социально-экономических проблем того или иного региона, поставить точный «диагноз» для определения необходимости и величины помощи со стороны центрального правительства местным органам власти для поддержания минимально приемлемого уровня социального обеспечения и предотвращения социальных катаклизмов. Индикаторы должны учитывать различные грани и слагаемые «социального благосостояния» с точки зрения обеспечения экономической безопасности страны (демографические изменения, миграция и состояние рынка рабочей силы, распределение доходов и расходов, развитие систем образования и здравоохранения и пр.).

Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения формируются на основе cтатистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения, а также, с привлечением других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты благосостояния населения.

Социально-экономические индикаторы выражаются через средние и медианные величины, темпы изменения, коэффициенты частоты, концентрации, дифференциации и покупательной способности. Расчет социально-экономических индикаторов производится в соответствии с общими требованиями по формированию макроэкономических показателей и с учетом специфики системы статистических социальных показателей.

 Основными исходными показателями, используемыми в расчетах социально-экономических индикаторов, являются:

− Располагаемый доход домашних хозяйств.

− Располагаемый доход.

− Расходы на конечное потребление домашних хозяйств.

− Денежные доходы населения.

− Денежные расходы и сбережения населения.

Публикация социально-экономических индикаторов уровня жизни населения производится на ежемесячной основе в докладах Госкомстата России "О социально-экономическом положении" в соответствии с нижеследующим перечнем:

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежного дохода за отчетный период на численность наличного населения.

Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Среднемесячная начисленная заработная плата работающих в отраслях экономики определяется делением начисленного месячного фонда заработной платы на среднесписочную численность работающих.

Средний размер назначенной месячной пенсии определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на соответствующую численность пенсионеров.

Покупательная способность населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения и соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума.

Распределение населения по уровню денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через проценты общего объема денежных доходов, которым обладает каждая из 20-ти (10-ти) процентных групп населения.

Коэффициенты дифференциации доходов: устанавливают размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения.

Коэффициент дифференциации доходов (индекс Джини): устанавливает степень отклонения фактического объема распределения доходов населения от линии их равномерного распределения.

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку прожиточного минимума: натурального набора продуктов питания, учитывающего диетологические ограничения и обеспечивающего минимально необходимое количество калорий, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели в бюджетах низкодоходных домашних хозяйств.

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума определяется на основе рядов распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов и является результатом суммирования числа лиц, чьи денежные доходы ниже величины прожиточного минимума.

Дефицит дохода определяется на основе данных о численности и размере доходов населения с доходами ниже прожиточного минимума и исчисляется как суммарное значение дохода, необходимое для его повышения до величины прожиточного минимума. [8]

 

 

2.2 Уровень и качество жизни населения современной России

2.2.1 Показатели уровня жизни

Уровень и качество жизни населения являются важнейшими показателями правильности развития экономического курса. Падение благосостояния недопустимо не только по гуманным соображениям, но и по экономическим, так как подрывает стимулы к эффективной деятельности.

Понятие «качество жизни» используется очень широко, но оно не имеет общепризнанной формализованной структуры и стандартного набора индикаторов. Приоритеты зависят от потребностей людей, тесно связанных с уровнем развития стран и регионов, поэтому критерии оценки качества жизни не совпадают для развитых и развивающихся стран. Наиболее полный перечень компонентов качества жизни, используемых в международных сопоставлениях и национальных оценках развитых стран, включает следующие блоки:

− доходы населения;

− бедность и неравенство;

− безработица и использование рабочей силы;

− динамика демографических процессов;

− образование и обучение;

− здоровье, продовольствие и питание;

− состояние жилища (населенных пунктов), инфраструктура, связь;

− ресурсы и состояние природной среды;

− культура, социальные связи, семейные ценности;

− политическая и социальная стабильность (безопасность);

− политические и гражданские институты (демократия и участие).

Оценки качества жизни выявляются через объективные (статистические) и субъективные (результаты социологических исследований) измерения, основанные на регулярных массовых опросах населения или оценках экспертов. [22]

Показатель уровня жизни может быть выражен как отношение доходов (расходов) и стоимости жизни. Динамика покупательной способности населения определяет различную степень удовлетворения потребностей и, следовательно, различный уровень социального благосостояния. Наиболее достоверно оценить его позволяет система показателей, отражающих различные уровни благосостояния населения: от бедности до высокой обеспеченности.

До настоящего времени в официальной статистике используются в основном показатели прожиточного минимума, среднедушевых доходов и средней заработной платы, которые сравниваются друг с другом и иными социальными показателями. Однако в настоящее время этого недостаточно.

Прожиточный минимум в его нынешнем виде не может рассматриваться в качестве экономически и социально обоснованной границы «нормативного» уровня жизни (таковым должен быть минимальный потребительский бюджет). При оценке реальной покупательной способности денежных доходов различных групп населения средняя заработная плата также не может выполнять роли индикатора уровня жизни. Она, в частности, не отражает действительный уровень полученных доходов, так как не включает нелегализованные доходы граждан и не позволяет учесть такую характерную ныне особенность российского рынка труда, как большую вторичную, в том числе и незарегистрированную, занятость населения.

При значительном имущественном расслоении, больших региональных различиях в уровне жизни населения средние показатели уровня жизни вообще не могут выполнять роль социальных индикаторов экономики. Необходимо использовать систему относительных (а не абсолютных) показателей, а именно – соотношение среднедушевых доходов с прожиточным минимумом, минимальным и рациональным потребительскими бюджетами. При этом чрезвычайно важными являются данные об изменении доли группы населения с доходами ниже прожиточного минимума, концентрации доходов в различных группах населения и соотношении доходов и численности самых бедных и самых богатых людей.

Систему потребительских бюджетов должны дополнять социальные нормативы, отражающие уровень обеспечения государственными социальными гарантиями в сферах: жилищной (нормативы площади на одного человека), занятости (условия предоставления и размер пособия по безработице), образования (продолжительность и качество бесплатного образования), здравоохранения (набор бесплатных медицинских услуг) и др.

При использовании социальных индикаторов важно разграничить элементы социального вспомоществования и социальной поддержки. В первом случае предполагается полное или частичное возмещение государством минимальных издержек существования человека на уровне общегосударственных социальных стандартов (прямая материальная помощь нуждающимся и дотации на функционирование сферы социального обслуживания). Во втором случае соответствующие средства расходуются на мобилизацию способностей населения, предоставление ему возможностей для повышения экономической активности и улучшения самообеспечения.

Необходимо определить предельно допустимые параметры снижения уровня социальной обеспеченности, выход за которые приводит к деструктивным процессам в обществе и экономике. В качестве «порогового» показателя социально угрожаемой ситуации целесообразно использовать сводный индекс уровня потребления, ниже которого нельзя опускаться, и величину прожиточного минимума.

 

2.2.2 Прожиточный минимум

 

Федеральный закон «О составе и структуре прожиточного минимума в Российской Федерации» был принят в ноябре 1999г. и вступил в силу с 1 января 2000 г. Он составлен исходя из норм Федерального закона от 20 ноября 1999 года N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

Согласно этому закону, под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. В свою очередь потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Для расчета прожиточного минимума рассчитывается набор из 25 основных продуктов питания. Этот набор разрабатывается на основе норм, соответствующих минимальным размерам по­требления. Нормативы, используемые в настоящем наборе, ба­зируются на принятых в мировой практике границах достаточ­ного питания. Данный набор разработан Институтом питания АМН РФ совместно с Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН и Министерством труда РФ.

В набор из 25 основных продуктов питания входят: хлеб ржано-пшеничный (68,7 кг), хлеб пшеничный (62,9 кг), мука пшеничная (19,5 кг), рис (3,7 кг), пшено (9,8 кг), вермишель (5,2 кг), картофель (124,2 кг), капуста (28,1 кг), морковь (37,5 кг), лук репчатый (28,4 кг), яблоки (19,4 кг), сахар (20,7 кг), го­вядина (8,4 кг), птица (17,5 кг), колбаса вареная (0,45 кг), кол­баса полукопченая (0,35 кг), рыба мороженая (11,7 кг), молоко (123,1 л), сметана (1,6 кг), масло животное (2,5 кг), творог (9,9 кг), сыр (2,3 кг), яйца (151,4 шт.), маргарин (3,9 кг), масло расти­тельное (6,4 кг). Нормы приведены в расчете на год [13, с.428].

Выбор этого перечня объясняется относительной устойчивостью наличия отмеченных товаров в продаже, что позволяет обоснованно анализировать динамику стоимости набора продуктов. Для учета влияния различных природно-климатических зон и местных условий вся страна разделена на 16 зон, по-разному влияющих на особенность потребления продуктов питания.

В минимальную потребительскую корзину на одного человека "укладывается" следующий набор услуг: 18 квадратных метров жилой площади, центральное отопление - 6,7 гигакалории в год, вода - 285 литров в сутки, газ - 10 кубометров в месяц, электроэнергия - 50 киловатт-часов в месяц. Кроме того, обсчитываются расходы на общественный транспорт: для мужчины трудоспособного возраста - на 602 поездки, для женщины - на 638 и для детей в возрасте 7-15 лет - 600 поездок в год. Транспортные услуги для пенсионеров и детей в возрасте до шести лет в минимальный набор услуг не включаются.

 Величина прожиточного минимума рассчитывается органами государственной статистики на душу населения в целом по стране ежеквартально. Эти расчеты производятся по всему населению и его основным социально-демографическим группам.

Следует отметить, что прожиточный минимум в целом достаточно объективно отражает динамику цен и уровень благосостояния населения.

Статистика знает и другой социально-экономический индикатор жизни населения - так называемый минимальный потребительский бюджет. Его величина тоже расчетная и характеризует стоимостную оценку благ и услуг более высокого по сравнению с прожиточным минимумом уровня. Иначе говоря, минимальный потребительский бюджет обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы для работающих и жизнедеятельность для нетрудоспособных - правда, тоже по минимуму. Более-менее нормальная по российским меркам жизнь начинается при доходах в 2,5 раза выше величины прожиточного минимума.

 

2.2.3 Покупательная способность доходов населения.

От уровня и индексов цен напрямую зависит и покупательная способность доходов населения. Вопрос о покупательной способности доходов населения столь же соотносим со стоимостью жизни, как и с доходами населения.

За истекшие годы реформ в целом наблюдалась значительная девальвация основных денежных доходов, что свидетельствовало о резком ухудшении уровня жизни большей части населения в плане его финансовых и покупательских возможностей.

Покупательная способность выражается не только через соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, но и через товарный эквивалент среднедушевого дохода, другими словами, через отношение последнего к средней цене товара или группы товаров за соответствующий период времени.

 В частности, как показывают данные таблицы, за 1990-1995 гг. произошло резкое снижение покупательной способности практически по всем продовольственным товарам. В настоящее время покупательная способность на самую социально важную группу товаров, включающей хлеб, хлебобулочные изделия, а также муку, значительно выросла. [15]

Таблица 1 – Покупательная способность среднемесячной номинальной начисленной заработной платы (в месяц; килограммов)

  1970 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Продовольственные товары                  
Говядина 54,3 95,9 45,2 39,5 40,8 49,3 61,7 66,2 65,2
Свинина 51,7 90,2 37,4 46,0 45,2 54,2 68,8 59,6 58,2
Молоко цельное, л 403,3 1010,0 218,4 305,1 353,4 435,4 494,0 523,3 574,4
Творог 113,1 315,6 64,8 75,4 81,9 98,1 113,2 117,6 125,8
Сыры сычужные 48,0 111,8 22,9 27,3 32,6 43,4 50,6 58,0 63,8
Яйца куриные, шт. 1071 2755 1217 1657 1953 2509 2967 2997 3578
Рыба свежая 151,3 288,6 67,2 74,2 83,8 95,5 109,8 126,8 137,6
Сахар-песок 136,0 336,7 127,8 185,7 208,8 264,4 280,0 343,6 429,9
Масло подсолнечное 73,3 177,2 57,9 94,2 125,2 121,3 148,7 176,1 213,8
Масло сливочное 34,6 86,6 24,2 34,4 46,8 59,6 66,4 75,5 87,4
Картофель 806,7 704,7 274,3 384,0 528,9 517,8 538,0 818,8 839,9
Капуста свежая 930,8 891,2 230,8 424,1 423,5 463,7 487,8 809,8 687,1
Лук репчатый 355,9 513,6 194,6 322,8 362,8 356,6 386,3 504,9 665,0
Свекла столовая 355,9 513,6 216,3 343,8 458,7 415,5 413,6 641,0 617,1
Морковь 355,9 513,6 187,3 287,3 357,7 343,5 384,4 559,2 554,4
Яблоки 131,5 125,2 90,8 96,1 126,8 144,9 167,5 200,7 233,8
Цитрусовые ... 97,7 80,9 94,3 105,9 139,1 159,1 186,2 223,1
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 448,1 776,9 187,8 223,1 282,7 360,1 394,5 369,8 448,7
Мука пшеничная 336,1 704,7 245,1 277,3 380,2 530,7 600,2 509,9 687,9
Горох и фасоль 295,1 673,3 219,2 164,4 245,7 341,0 443,9 465,5 578,5
Рис 144,1 365,1 143,0 155,2 244,1 290,0 345,7 375,2 405,2
Крупы 302,5 582,7 202,1 219,2 345,3 461,9 423,0 460,7 625,7
Макаронные изделия 224,1 505,0 91,7 131,6 175,8 214,5 272,4 282,4 334,6

 

 



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Принципы формирования социальных индикаторов экономики России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы формирования социальных индикаторов экономики России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)