Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Показатели доходов населения



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
Показатели доходов населения 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальные индикаторы экономики использовались в качестве инструмента измерения результатов влияния экономических реформ России переходного периода на уровень жизни населения. (Таблица 4, Приложение В)

С их помощью изучались социальные проблемы, вносились коррективы, строились планы дальнейшего развития. Этот период современной истории страны представляет особый интерес в свете исследуемой темы.

Переход к рыночной экономике в России сопровождался резким снижением уровня жизни людей, небывалым ростом расслоения населения по доходам, в результате которого образовалась пропасть между бедностью и богатством. Процесс нарастания экономического неравенства, обеднения значительной части населения, с одной стороны, и формирования немногочисленного слоя богатых, - с другой, начался еще в период перестройки и усилился при переходе к 1993 г. к масштабной приватизации государственной собственности. Эта тенденция практически не изменилась и в последующие несколько лет. [14, с.56]

Рассмотрим динамику реальных доходов за годы реформ (Приложение А, табл. 3). В качестве начальной точки для сравнения возьмем 1991г., предшествующий радикальным изменениям в уровне реальных доходов. Динамика реальных душевых денежных доходов, заработной платы и пенсий за годы рыночных реформ указывает на два периода их падения и последующего восстановительного роста: первый был вызван либерализацией цен в январе 1992 г., второй связан с финансово-экономическим кризисом в августе 1998 г. Коротко охарактеризуем каждый из них.

Инфляционные процессы в российской экономике начались намного раньше 1991г. и выражались не столько в росте цен, сколько в углублении дефицита товаров и услуг, распространении спекуляции и теневой экономики. Однако при этом рост номинальных доходов все же обгонял рост цен на товары и услуги. Фактически, значимое снижение реальных доходов началось после административного повышения государственных розничных цен 2 апреля в 1991 г., несмотря на так называемую «компенсацию», выплаченную всем гражданам на одном и том же уровне. В 1992 г. либерализация цен на потребительские товары и услуги или, как ее называют, «шоковая терапия» привела к еще более резкому обесцениванию доходов всего населения. Стремительный рост цен на потребительские товары и услуги (сводный индекс цен составил 26 раз), опережающий увеличение номинальных доходов (11,3 раз), обусловил в 1992 г. падение доходов реальных более чем в 2 раза – до 43,7% от предыдущего года. В результате душевые доходы почти 80% российских семей оказались ниже стоимости минимальной потребительской корзины, и только после ее пересмотра доля россиян за чертой бедности к концу 1992 г. составила 1/3 от общей численности населения.

 

Рис. 1.2. Динамика реальных доходов, заработной платы и пенсии, %

Анализ изменения реальных доходов россиян за пять лет первого восстановительного роста (1993–1997 гг.) показал, что он был неустойчивым и носил скорее периодический характер.

 В целом за период 1993–1997 гг. общий среднегодовой рост реальных денежных доходов (с учетом падения в 1995 г.) равнялся 117%, а в 1997 г. доходы составляли 59,4% от уровня 1991 г.

Объем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий составлял в 1994 г. 3,22 млрд.руб., 1995 г. – 7,8 млрд. руб., 1996 г. – 45,5 млрд. руб., 1997 г. – 69,4 млрд. руб. [16]

Финансово–экономический кризис в августе 1998 г., вызвавший стремительный рост цен на потребительские товары, прервал тенденцию восстановительного роста доходов населения.

Снижение реальных доходов в среднем за 1998 г. относительно 1997 г. составило 16%. Однако реальные доходы по итогам декабря 1998 г. составили 42,5% от уровня 1991 г.

В результате кризиса продолжился спад производства (снижение ВВП составило 5%), резко выросла задолженность по заработной плате, пенсиям и детским пособиям (в 1,8 раза в сравнении с предыдущим периодом), которая составила в денежном выражении 123,2 млрд. руб. (максимальное значение за весь период рыночных реформ), наконец, произошло значительное увеличение доли бедного населения.

Наряду с отрицательными последствиями финансово-экономический кризис 1998 г. дал определенный импульс для расширения занятости, продолжения процесса рыночной адаптации и, как следствие, восстановительного роста доходов населения. Сложившиеся благоприятные тенденции в экономике создали условия для экономического роста. Однако в первом послекризисном 1999 г., несмотря на рост ВВП (6,4%), процесс дальнейшего снижения уровня жизни продолжился: реальные денежные доходы в среднем за год сократились еще на 12%.

Повышение доходов населения произошло лишь к концу 1999 г., реальные денежные доходы  выросли на 10,1% и составили 46,9% от базового периода.

На рост доходов в 2000 г. заметно повлияла индексация пенсий и зарплаты работников бюджетных организаций, а также дальнейшее сокращение долгов по зарплате и пенсиям. Благодаря этим процессам, а также в связи с существенным улучшением показателей занятости, среднегодовой рост реальных денежных доходов составил 113,4%.

В третьем послекризисном 2001г. на динамику доходов значительно повлияли индексация пенсий, повышение тарифных ставок работников бюджетных организаций и увеличение оплаты труда на предприятиях. В результате денежные доходы населения выросли еще на 10% и достигли 52,4% от базового уровня.

 2003г. был наиболее успешным годом рыночного реформирования в России. Так, в экономике продолжали происходить позитивные изменения: экономический рост составил 6,7%, инфляция снизилась до 12% уровня 1997 г., среднегодовой рост доходов населения составил 13,4%, значительно сократилась доля бедного населения (до 20,6% по сравнению с 25% в 2002 г.). В последующие годы позитивные тенденции в общей динамике доходов продолжились, но наблюдалось снижение темпов роста.

Денежные доходы за этот период 2000-2003г.г. увеличились в 1,57 раза, составив в 2003 г. 83,5% от реальных доходов 1991 г. Такие высокие темпы роста доходов превзошли почти в 2 раза темп роста экономики.

Основным источником денежных доходов является фонд оплаты труда. После падения в январе 1992 г. восстановительный рост оплаты труда происходил гораздо медленнее увеличения доходов: если среднегодовой реальный рост доходов за период 1993–1997 гг. составил 116,9%, то заработная плата в реальном выражении не выросла, а наоборот снизилась на 31,6%, составив 41,2% от базового периода. Таким образом, в кризисный период российской экономики рынок труда реагировал на снижение ВВП снижением занятости и уровня оплаты труда. При этом большинство работодателей предпочитали снижать оплату труда и не сокращать численность работников. Именно такая политика привела к тому, что в настоящее время существует необоснованно много низкооплачиваемых рабочих мест, и половина российских бедных – это работающие бедные.

В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социальной зашиты населения в декабре 1991 г. принят Закон «О минимальном размере оплаты труда» (МРОТ) в размере 200 руб. в месяц. Реальное значение МРОТ из-за инфляции постоянно падает. Правительство РФ, стремясь несколько оградить минимальную оплату от обесценивания, осуществляет ее индексацию. За период с 1991 по 1997 г. МРОТ 16 раз повышался, однако, несмотря на изменения, он отставал от темпов инфляции и не соответствовал реальному содержанию российской денежной единицы.

Для государственных бюджетных организаций (школ, вузов, больниц, театров и т.д.) в 1992 г. установлена Единая тарифная сетка (ETC), определившая уровень оплаты и ее дифференциацию по категориям работников. Она классифицирует работников бюджетной сферы на 18 разрядов и каждому разряду определяет свой коэффициент от 1 до 10,07. Тарифная ставка первого разряда устанавливалась в момент введения ETC в размере 1800 руб., остальные разряды определялись путем умножения тарифной ставки 1-го разряда на коэффициент.

Однако, несмотря на принятые меры, оплата в бюджетной сфере оставалась в 1,5—2 раза меньшей, чем в промышленности, она со­ставляла от 95 до 123% прожиточного минимума. Что касается таких денежных доходов, как государственные социальные трансферты, то на 1 января 1999 г. средний размер месячных пенсий, например, с учетом компенсационных выплат составлял 403 руб., что к величине прожиточного минимума равно 72,1%.

Тяжелые годы реформ дали толчок процессу ухудшения демографической ситуации в России. В настоящее время соотношение работающих и пенсионеров составляет l,7:1, а к 2010 г., по некоторым прогнозам, это соотношение может достигнуть 1:1 (в то время как в развитых странах — 2,2—2,4 : 1).

 В ходе августовского кризиса 1998 г. средняя по стране зарплата упала до самой низкой точки – 27,3% от базы расчета (Приложение А, табл. 3)

2000 г. отмечен как год наибольшего роста заработной платы, в первую очередь, из-за индексации зарплаты работникам бюджетных организаций, а также дальнейшего сокращения долгов по зарплате: с 43,7 до 31,7 млрд. руб. Благодаря этому, а также существенному улучшению показателей занятости, среднегодовой рост реальной заработной платы составил 120,9% и поднялся до 33,9% от базы сравнения.

 



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
Показатели доходов населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Показатели доходов населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)