Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальные индикаторы- ориентиры экономического развития современной России



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Социальные индикаторы- ориентиры экономического развития современной России 0.00 из 5.00 0 оценок




   

Рассмотрим основные социальные индикаторы экономики современной России, показатели которых позволяют сделать выводы о правильности курса развития страны, скорректировать дальнейшие шаги государства, направленные на повышение уровня и качества жизни населения.

В последние годы, несмотря на экономический рост, в России продолжают сохраняться отрицательные последствия периода рыночных преобразований, такие как высокая смертность, низкий уровень рождаемости, безработица, социальное расслоение населения. Низкими остаются доходы граждан, что свидетельствует о невысоком уровне и качестве жизни россиян.

Естественная и неестественная убыль населения России сегодня воспринимается об­ществом как непреложный и обыденный факт. А тем временем, по прогнозу ООН, население России сократится к середине века до 100 млн. человек, то есть нас станет меньше на 42,7 млн.

Прогнозы различных отечественных организаций также неутешительны: Госкомстат РФ предполагает к 2050 г. сокращение населения на 30% (2020г. — 130 млн., 2030г. - 121,5 млн., 2040г. — 111,6 млн., 2050г. — 101,9 млн.человек).

Возьмем показатели качества здоровья нации. По продолжительности здоровой жизни Россия занимает 142-е место в мире. Детская смертность, по сведениям ЮНИСЕФ, в России в 3—4 раза выше, чем в развитых странах. И тенденция не радует. Если в цивилизованном мире продолжительность жизни к середине века стремится выйти на уровень 80 лет, в России ожидаемый параметр у мужчин — 51 год, у женщин — 62 года (сейчас 59 и 71).

По расчетам Института де­мографических исследований РАН, рождаемость в период до 2015—2020 гг. снизится до 1,01 ребенка на пару (норма — 2,14, сегодня реально — 1,34).

Население быстро стареет. Сегодня на одного работника приходится 1,3 пенсионера. Скоро он будет кормить не меньше двух пенсионеров. Доля лиц старше трудоспособного возраста к 2050г. увеличится более чем наполовину (с 21% до 35%). При сохранении современного уровня смертности из россиян, достигших в 2000 г. 16 лет, до 60 лет доживут менее половины мужчин.

По сведениям медиков свыше 70% населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, депрессий, реактивных психозов, тяжелых неврозов и психосоматических расстройств, алкоголизма, наркомании, антисоциальных вспышек. 40 тысяч граждан ежегодно добровольно уходят из жизни. А 190 тысяч человек умирает от вредных и опасных производств. [24]

Что касается уровня общей безработицы, то в среднем по Северо-западу, например, в начале 2007г. он составил свыше 6%. [25]

Низкими остаются доходы граждан. По информации от Росстата за 2006г. разрыв в доходах между самыми богатыми россиянами и самыми бедными вырос с 15,1 до 15,4 раза.

Важным показателем является заработная плата, которая в феврале 2007 года составила в среднем 11659 рублей и по сравнению с февралем 2005 года возросла на 26,4%. Тем не менее, по-прежнему низким остается МРОТ, который по-прежнему отстает от величины прожиточного минимума.

Для выяснения у россиян мнение о качестве их жизни проводятся социологические опросы. Приведем в качестве примера результаты одного из них.

В частности, по данным ВЦИОМ за прошлый январь, из-за нехватки средств в 2006г. от поездок на отдых и отпусков отказались 52% граждан, а это, кстати, даже на 3% больше, чем двумя годами раньше. Несколько уменьшилось за это время и число имеющих возможность пользоваться платными образовательными (с 18 до 16%) и медицинскими (с 21 до 17%) услугами.

48% россиян, по данным того же ВЦИОМ, за год практически не ощутили изменений в своих доходах, 29% респондентов сообщили об их росте и 20% указали на снижение. Однако, при более детальном рассмотрении показателей оказалось, что наибольшее число граждан с выросшими доходами представляют группу хорошо и очень хорошо обеспеченных (59%) и, наоборот, наименьшее (13%) — среди тех, кому материально плохо и очень плохо. Понятно, по снижению доходов картина обратная: 6 и 38% соответственно.

 

Приходилось ли вам за последний год отказываться от чего-то из перечисленного ниже из-за нехватки на это денег? (%) [26]

 

  Январь 2005 г. Январь 2007 г.
От возможностей поехать отдохнуть, провести отпуск 49 52
От покупки действительно необходимых вашей семье предметов домашнего обихода 40 35
От покупки необходимой вам, членам вашей семьи одежды, обуви 42 33
От лечения, восстановления здоровья 30 33
От поездки к родственникам, друзьям 34 33
От посещения кино, театров, других развлекательных учреждений 28 30
От покупки необходимых продуктов питания 20 20

 

Как бы вы оценили изменения в вашем и вашей семьи уровне доходов за последний год? (%)

 

Всего опрошенных

Оценка своего материального положения

Очень хорошее, хорошее Среднее Плохое, очень плохое
Наши доходы скорее выросли 29 59 31 13
Наши доходы скорее снизились 20 6 15 38
Мои доходы не изменились 48 33 51 48
Затрудняюсь ответить 3 2 3 1

 

В целом, имеющиеся проблемы требуют радикального поворота к развитию социальной сферы, реформированию системы перераспределения доходов. Это задача Правительства РФ, в основных направлениях социально-экономической политики которого предполагается к 2010г. обеспечить выход России на качественно новый уровень развития, характеризующийся растущей экономикой, эффективным государством, наличием самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими отношениями. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной – восстановить и упрочить ее позицию как одной из стран – лидеров мирового развития.

Для повышения благосостояния населения, сокращения бедности, обеспечения населения качественными социальными услугами в среднесрочной перспективе совокупные бюджетные расходы на душу населения в России намечено повысить до 5,8 тыс.руб. в 2008г. [19]

Показатель планируемого роста заработной платы работников бюджетной сферы в период с 2005-2008 представлен в табл.2.

 

Таблица 2. Показатели роста заработной платы работников бюджетной сферы в период 2005-2008 гг.

  2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере, руб. 6360 7599 8501 9675
Превышение темпов роста заработной платы темпов инфляции 1,14 1,12 1,07 1,10
Прожиточный минимум трудоспособного населения, руб. в месяц 3052 3375 3669 3950
Соотношение заработной платы и прожиточного минимума 2,08 2,25 2,34 2,56

 

Вице-премьер Правительства РФ А.Жуков, комментируя проект федерального бюджета на 2007 год, отметил: «Реальные доходы граждан в следующем году должны вырасти более чем на 10%. Несмотря на рост расходов, бюджет 2007 года будет сбалансирован, что позволит снижать темпы инфляции». [31]

Широко обсуждаемым вопросом остается проблема повышения МРОТ до уровня величины прожиточного минимума, т.к. в России до сих пор не соблюдается статья № 133 Трудового кодекса РФ, провозглашающая, что «минимальный размер оплаты труда… не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека». [2] Проще говоря, что государство должно гарантировать каждому работающему гражданину такой доход, который позволит ему прокормить себя и удовлетворить свои самые простые потребности. Сейчас размер МРОТ - 1100 рублей, а прожиточного минимума - около 3700. [30]

А. Кудрин, комментируя проект федерального бюджета на 2008-2010 годы, сообщил о планах Правительства:

«В социальной сфере документ Минфина сулит рост зарплаты в бюджетной сфере и к началу 2011 года увеличение МРОТ до величины прожиточного минимума. Запланировано, что индексация зарплат бюджетникам ежегодно будет не ниже величины инфляции. Средняя зарплата вырастет с 13,1 тыс. рублей в месяц в 2007 году до 20,8 тыс. рублей в 2010 году. Доля людей с доходами ниже прожиточного минимума сократится с 16 процентов в 2006 году до 10,7 процента в 2010 году. Средний размер пенсий увеличится с 3,1 тыс. рублей в месяц в 2007 году до 5,1 тыс. рублей в 2010 году». [31]

Приоритетные задачи социально-экономического развития России были поставлены Президентом РФ В.В.Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года.

В.В.Путин отметил: «Какие бы задачи мы ни решали - в культуре, экономике или социальной сфере, мы обязаны искать самые эффективные пути и методы их реализации».

Он остановился на первых результатах реализации приоритетных национальных проектов. «Их главная цель - инвестиции в человека, в повышение качества жизни».

По словам Главы государства, «сокращение смертности и увеличение рождаемости, достигнутое в 2006 году и в первые месяцы этого года, - очевидное свидетельство правильности наших усилий».

В Послании было отмечено, что негативным показателем экономики России является существенный разрыв между бедными и богатыми.

«Невнимание государства к этим проблемам вообще считаю аморальным. Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах».

Актуальной остается проблема социальной защищенности граждан. «Нужно посмотреть правде в глаза и признать, что сегодня без поддержки государства многие наши сограждане, оказавшиеся в наиболее тяжелых, сложных жизненных условиях, - сами решить этот вопрос не в состоянии.…Именно здесь кроются корни многих острых проблем - таких, как пьянство, высокая смертность, преступность, в том числе и подростковая. Беспризорность, в конце концов». [32]

Итак, последние предпринимаемые шаги Президента и Правительства РФ направлены на стабилизацию экономики страны с приоритетным развитием социальной сферы. Россия, преодолевая негативные последствия переходного к рынку периода, последовательно движется курсом повышения благосостояния, уровня и качества жизни населения страны.

 

 

Заключение.

Доходы, являясь одной из характеристик уровня жизни населения, отображают состояние и эффективность экономики любой страны.

Одной из наиболее сложных проблем, связанных с доходами, является проблема их справедливого распределения.

Для нашей страны очень остро встал этот вопрос в связи с перестройкой структуры экономики и переходом к рыночным отношениям после распада СССР, где люди находились в более менее равных условиях. Становление рыночных отношений в России сопровождалось стремительным ростом неравенства в распределении доходов, нарастанием ряда негативных явлений в обществе и экономике страны. За годы реформ резко снизился уровень жизни населения, произошли кардинальные изменения в распределении доходов, что привело к небывалому расслоению общества на бедных и богатых. Государство в этих условиях не могло обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни и социальные гарантии.

Любая страна, взявшая курс на рыночные отношения, сталкивается с такой проблемой, как бедность. Но в России уровень бедности был очень высок, при этом особенностью была недостаточная сформированность «среднего класса». Изменения в доходах населения и расслоение в обществе поставили перед государством серьезные социальные проблемы, которые требовали от власти незамедлительного их решения. Без этого невозможно было развитие рыночной экономики. В качестве ориентиров правильности выбранного курса, инструментов измерения результатов влияния экономических реформ в России переходного периода на уровень жизни населения использовались такие социально-экономические индикаторы, как доходы населения, заработная плата, стоимость жизни, величина прожиточного минимума и т.д.

Основной целью социальной политики государство ставило уменьшение расслоения общества, выравнивание уровня жизни в различных регионах страны, социальную защиту бедной части населения, которая осуществляется через механизм перераспределения доходов. Большое значение имело создание условий для повышения доходов населения путем законодательного установления минимального уровня заработной платы, равной прожиточному минимуму, что до сих пор достигнуть не удалось и планируется осуществить только к 2011 году.

Для России актуальным остается развитие значительного слоя «среднего класса», что является показателем более высокого уровня благосостояния общества, при необходимости наличия в то же время бедных и богатых слоев населения. Такое разделение заложено в самой сущности человека, однако оно не должно принимать угрожающие формы, а усилия государства с рыночной экономикой призвано стремиться к выравниванию доходов населения и росту уровня и качества его жизни.

В настоящее время стратегические направления развития России требуют значительного повышения эффективности социальной политики, которая сегодня уже не рассматривается только в контексте смягчения негативных последствий реформ и поддержки малоимущих слоев населения. Среди современных приоритетов – создание условий для дальнейшего роста благосостояния граждан, повышение уровня доходов различных групп населения, сокращение разрыва между богатством и бедностью, значительный рост оплаты труда работников бюджетной сферы, решение жилищных проблем.

В перспективных программах Правительства РФ обозначены меры регулирующего воздействия государства на реальные процессы развития современной российской экономической системы, важным показателем эффективности которой является  увеличение доходов населения. В России, как отметил Президент РФ В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию, этот показатель с 2000-го года вырос в 2 раза, что, несомненно, означает улучшение качества жизни россиян и стремление приблизиться к уровню жизни населения стран с социально ориентированной рыночной экономикой.

Список использованных источников:

 

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. М.: Известия, 1995.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации / М.: Юрайт-Издат, 2005. – 218с.

3. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь [текст] / Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 480 с

4. Суринов А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений.[текст] / Суринов А.Е. – М.:Финансы и статистика, 2000, - 244 с.

5. Булатов А.С. Экономика: Учебник  [текст] / под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999. – 896 с.

6. Добрынин А.И. Экономическая теория [текст] / под ред А.И. Добрынина – Спб.: «Питер», 2000 – 544 с.

7. Сажина М.А. Экономическая теория [текст] / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: Б Инфра М, 2003 г. – 576 с.

8. Методологические положения по статистике. М – Госкомстат России, 1996

9. Россия в цифрах. 2006 – М: Госкомстат России, 2006

10. Жеребин В.М. Уровень жизни населения [текст] / Жеребин В.М., Романов А.Н. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, - 592 с.

11. Поляк Г.Б. Финансы, денежное обращение, кредит [текст] / под ред. Г.Б.Поляка – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2003. – 512 с.

12. Романовский М.В. Финансы: Учебник [текст] / под ред. проф. М.В. Романовского – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 462 с.

13. Винокуров М.А. Экономика труда [текст] / под ред. Винокурова М.А, Горелова Н.А. – СПб.: Питер, 2004. – 656с.

14. Россия 98. Социально-демографическая ситуация [текст] – М.: ИСЭПН РАН, 1999

15. Социально-экономическое положение России. [текст] – М.Госкомстат, 2006

16. Социальные индикаторы доходов и уровня жизни населения [текст] / Министерство труда и социального развития РФ. Вып. 7 (93). М., 2001.

17. Овчарова Л.Н. Доходы и социальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность. Коллективная монография. [текст] / Рук. Л.Н. Овчарова; Независимый институт социальной политики. М.: ГУ—ВШЭ, 2005.

18. Подузов А.А. Измерение бедности (зарубежный опыт). [текст] / Проблемы прогнозирования – 1996, №4

19. С. Кадомцева. Социальная политика и население. [текст] / Экономист – 2006, №7

20. Т.Ю.Богомолова, В.С.Тапилина. Бедность в современной России: масштабы и территориальная дифференциация. [текст] / Эко – 2004, №11

21. Ю.С.Куснер, И.Г.Царев. Динамика распределения доходов в России. [текст] / Эко – 2006, №9

22. С.Белоусова. Анализ уровня бедности. [текст] / Экономист – 2006, №10

23. В.Бобков. Структура общества. [текст] / Экономист – 2006, №7

24. С.Омельченко. Безлюдно как … в России? [текст] / Экономика и жизнь – 2007, №8.

25. В.Сергачев. Безработица таится за околицей. [текст] / Экономика и жизнь – 2007, №11

26. И.Скляров. Как настроение? По деньгам! [текст] / Экономика и жизнь – 2007, №6

27. Роик В. Механизмы регулирования доходов в России: результаты неэффективного применения. [текст] / Российский экономический журнал. – 2002 г., №8.

28. Т.Глушанок. Интегральные критерии оценки уровня жизни населения. [текст] / Человек и труд – 2006, №10

29. Т.Ефременко. Прожить на зарплату. [текст] / Российская газета, №4354 от 28 апреля 2007 г.

30. Т.Ефременко. От зарплаты до зарплаты. [текст] / Российская газета, №4289 от 8 февраля 2007г.

31. Т.Шкель. Три коробки с деньгами всей страны. [текст] / Российская газета, №4155 от 28 августа 2006г.

32. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. [текст] / Российская газета, №4353 от 27 апреля 2007г.

33.  Официальный сайт Госкомстата Российской Федерации. [электронный ресурс] / www.gks.ru.

34. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [электронный ресурс] / www.minfin.ru.



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Социальные индикаторы- ориентиры экономического развития современной России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальные индикаторы- ориентиры экономического развития современной России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)