Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Товар как исходный пункт анализа



2019-12-29 321 Обсуждений (0)
Товар как исходный пункт анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




Наиболее простой и интуитивно понятной является категория товара. Собственно, именно она и предстает тем исходным пунктом, с которого начинает свое исследование сам Маркс. «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как «огромное скопление товаров», а отдельный товар — как элементарная форма этого богатства. Наше исследование начинается поэтому анализом товара. Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие либо человеческие потребности».[7]

Однако уже с самого начала обнаруживается, что бытовое обиходное представление об этом предмете весьма далеко от того, чем он предстает в абстрактной экономической теории, и осмысление этой категории требует большого напряжения мысли. «Товары являются на свет в форме потребительных стоимостей, или товарных тел, каковы железо, холст, пшеница и т. д. Это их доморощенная натуральная форма. Но товарами они становятся лишь в силу своего двойственного характера, лишь в силу того, что они одновременно и предметы потребления и носители стоимости. Следовательно, они являются товарами, или имеют товарную форму, лишь постольку, поскольку они обладают этой двойной формой — натуральной формой и формой стоимости».[8] Другими словами, предмет, способный удовлетворить ту или иную потребность (в терминологии Маркса — обладающий потребительной стоимостью),— это еще не товар. Для того чтобы стать им, он должен стать объектом рыночных операций, иметь меновую стоимость. Потребительную стоимость образует полезность вещи, ее существо выходит за пределы политической экономии и образует собой предмет особой дисциплины — товароведения. Что же касается меновой стоимости, то она «прежде всего представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорции, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода».[9] (Забегая вперед, заметим, что выход за пределы политической экономии вовсе не означает, что потребительная стоимость не является ее предметом, и ниже мы увидим, что без погружения в самое существо «полезности вещи», в качественную составляющую конечного результата труда, невозможно понять ключевую категорию прибавочного продукта.)

Не менее сложным для понимания является и то объективное основание, благодаря которому разноименные вещи могут сравниваться друг другом и в процессе обмена образовывать известные пропорции. Законы диалектической логики гласят: для того чтобы вещи могли быть количественно сопоставимыми, их необходимо привести к какому-то единству, или, говоря языком философии, к единому качеству.

«Возьмем, далее, два товара, например пшеницу и железо. Каково бы ни было их меновое отношение, его всегда можно выразить уравнением, в котором данное количество пшеницы приравнивается известному количеству железа, например: 1 квартер пшеницы = а центнерам железа. Что говорит нам это уравнение? Что в двух различных вещах — в 1 квартере пшеницы и в а центнерах железа — существует нечто общее равной величины. Следовательно, обе эти вещи равны чему-то третьему, которое само по себе не есть ни первая, ни вторая из них. Таким образом, каждая из них, поскольку она есть меновая стоимость, должна быть сводима к этому третьему».[10] Словом, «различные вещи становятся количественно сравнимыми лишь после того, как они сведены к одному и тому же единству. Только как выражения одного и того же единства они являются одноименными, а следовательно, соизмеримыми величинами».[11] Так, складывая две березы и две сосны, мы предварительно сводим и те и другие в абстрактном обобщающем представлении некоего «дерева», которое растворяет в себе индивидуальные свойства обеих (и многих других) пород. Без этого сложение берез и сосен ничем не отличается от сложения правил дорожного движения с токарными станками.

Кстати, это совсем не простое положение, без глубокого осмысления которого невозможна никакая математика, восходит ко все тому же Гегелю и его «Науке логики», но аксиоматичным оно становится уже для девятнадцатого столетия. Причем во многом благодаря именно первой главе «Капитала» Маркса. Тяжелый язык Гегеля делал диалектическую логику доступной лишь тренированному сознанию привычных к работе со сложными абстракциями профессионалов, заслуга же Маркса состоит не в последнюю очередь и в том, что не только открываемые им экономические истины, но и завоевания гегелевской философии становились интеллектуальным достоянием куда более широких масс общественности.

Между тем подобная операция предполагает необходимость отбросить все, что отличает их друг от друга, иными словами, абстрагироваться от того, что делает их способными удовлетворять все разнообразие бесчисленных человеческих потребностей; здесь требуется найти общее основание, по которому сопоставляемые вещи становятся родственными друг другу, проще говоря, разными «порциями» чего-то одного. Именно это одно, по мысли Маркса, и обнаруживается в их стоимости, природу которой составляет не что иное, как обыкновенный человеческий труд.

Строго говоря, здесь Маркс следует за своими великими предшественниками: «Поэтому стоимость всякого товара,— пишет Адам Смит,— для лица, которое обладает им и имеет в виду не использовать его или лично потребить, а обменять на другие предметы, равна количеству труда, которое он может купить на него или получить в свое распоряжение. Таким образом, труд представляет собою действительное мерило меновой стоимости всех товаров».[12] Правда Смит распространяет это положение только на простое товарное производство, и в этом его поправит Рикардо.

В «Капитале» человеческий труд рассматривается весьма подробно и в конечном счете обнаруживает себя как фундаментальное начало, формирующее всю человеческую цивилизацию и культуру. Но в контексте стоимости он предстает как предельно обобщенное собирательное начало, которое лишено всех индивидуальных и даже видовых отличий. «Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, то у них остается лишь одно свойство, а именно то, что они — продукты труда. Но теперь и самый продукт труда приобретает совершенно новый вид. В самом деле, раз мы отвлеклись от его потребительной стоимости, мы вместе с тем отвлеклись также от тех составных частей и форм его товарного тела, которые делают его потребительной стоимостью. Теперь это уже не стол, или дом, или пряжа, или какая либо другая полезная вещь. Все чувственно воспринимаемые свойства погасли в нем. Равным образом теперь это уже не продукт труда столяра, или плотника, или прядильщика, или вообще какого‑либо иного определенного производительного труда. Вместе с полезным характером продукта труда исчезает и полезный характер представленных в нем видов труда, исчезают, следовательно, различные конкретные формы этих видов труда; последние не различаются более между собой, а сводятся все к одинаковому человеческому труду, к абстрактно человеческому труду.

Рассмотрим теперь, что же осталось от продуктов труда. От них ничего не осталось, кроме одинаковой для всех призрачной предметности, простого сгустка лишенного различий человеческого труда, т. е. затраты человеческой рабочей силы безотносительно к форме этой затраты. Все эти вещи представляют собой теперь лишь выражения того, что в их производстве затрачена человеческая рабочая сила, накоплен человеческий труд. Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции, они суть стоимости — товарные стоимости.»[13]

Содержание первой главы «Капитала» лишь на первый взгляд кажется интуитивно понятным и легко доступным всякому, кто только приступает к изучению политической экономии, но в действительности оно концентрирует в себе законы одной из самых сложных дисциплин, требующих предельного напряжения абстрагирующей способности человеческого сознания. Ленин скажет, что до конца понять все сказанное в ней можно только осмыслив всю «Науку Логики» Гегеля, и это действительно так. Все достоинства «Капитала» берут свое начало здесь, в этой знаменитой главе; но нам еще предстоит увидеть многие противоречия политической экономии, и практически все они ведут свое происхождение тоже отсюда.



2019-12-29 321 Обсуждений (0)
Товар как исходный пункт анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Товар как исходный пункт анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (321)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)