Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная структура общества и способность к творчеству



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Социальная структура общества и способность к творчеству 0.00 из 5.00 0 оценок




Итак, в результате процессов, вызываемых разделением труда, дроблением единой человеческой деятельности на бесконечное множество бесконечно малых и простых операций, в своей массе индивиды теряют способность (да и физическую возможность) творчества. Своей высшей точки эти тенденции достигают в условиях капиталистической формации, когда труд в своей массе становится лишь обслуживанием машины, если не сказать прислуживанием ей:

...чтоб вытирать ей пот,

Чтоб умащать промежности елеем…

 

Поступательная редукция труда и, в особенности, становление всеобщего машинного производства, при котором исполнитель превращается в живой придаток механического устройства, доводят дело до того, что из человеческой деятельности элиминируется едва ли не все, что отличает человека от животного или от бездушного механизма. Это, как уже неоднократно говорилось, не означает собой, что творчество окончательно умирает во всем массиве чисто исполнительских репродуктивных работ; ведь, как ни парадоксально, в конечном счете и глобальные процессы отчуждения являются не чем иным, как его закономерным результатом. Таким образом, созидательная деятельность человека продолжает оставаться принципиально отличной от инстинктивной деятельности биологического существа, но совокупный субъект творчества претерпевает качественные изменения.

Строго говоря, на протяжение всей человеческой истории субъектом любой социальной функции, носителем любой общественной способности могло быть только все общество в целом. Но положение, имевшее место в самом ее начале, принципиально отличается от того, каким оно становится впоследствии, по мере прогрессивного восхождения к более сложно организованному социуму и производству. На первых этапах любой «среднестатистический» индивид обязан обладать практически всей суммой умений, какими обладает община в целом (речь, разумеется, не идет о половозрастных различиях, которые, конечно же, вносят свои коррективы в это утверждение). Однако с разложением общества и социально классовой дифференциацией каждая из них закрепляется за отдельным специализированным социальным органом.

В некотором смысле в исходном пункте исторического восхождения устроение общественного бытия ничем не отличается от стадного. Дело в том, что в животном мире отдельная особь является носителем всей полноты информации о своем виде; если отвлечься от индивидуальных особенностей, допустимо утверждать, что каждый может выполнить все, на что способен последний. В человеческом обществе все обстоит по-другому, ибо оно представляет собой род организма, который только на эмбриональной стадии своего развития складывается из клеток (индивидов), каждая из которых ничем не отличается от других, по мере же взросления превращается в сложную систему, состоящую из специализированных элементов, утративших способность к взаимозамене. Любая социальная функция становится узко специализированным процессом, который требует для своего исполнения адаптированного именно к нему исполнителя. Не исключение в этом ряду и творчество; со временем и оно, как специфический род социальной деятельности, становится доступным лишь немногим. При этом не вызывает сомнений, что способность к нему возникает по преимуществу у того полюса общества, где возникает исключительное право распоряжения прибавочным продуктом, где концентрируется власть и богатство. Власть, богатство и творчество — взаимосвязанные вещи, и эта взаимосвязь являет собой закономерный результат одного и того же глобального потока разделения труда.

В биологическом смысле с становлением человека не меняется ничего, и (до определенного возраста) будучи помещенным в известную социальную среду, любой индивид в состоянии развить в себе способность к творчеству. Врожденные особенности генотипа, разумеется, играют свою роль, но при прочих равных главным является другое — возможность с самого рождения дышать его воздухом. Исключения существовали всегда, есть и сегодня, но все же основными условиями формирования способности к инновационной деятельности, является включенность индивида в специфический сегмент общественных отношений. Вернее сказать, принадлежность к известному их полюсу, ибо все они, как правило, имеют четко выраженную полярность.

Как мы знаем, общественное разделение труда порождает разложение общества, в результате чего возникают два антагонистических класса — «господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых».[227] Благодаря ему же, среди прочих следствий, возникает и противоположность между умственным и физическим трудом. Однако мы уже видели, что определения «умственный» и «физический» далеко не исчерпывают собой все содержание этой стороны глобального процесса разделения. В действительности дихотомия проявляет себя по-разному: и как противоположность между творческой и репродуктивной деятельностью, и как противостояние организационных управленческих начал чисто исполнительской работе, и, разумеется, как отличие между деятельностью, результатом которой являются неосязаемые интеллектуальные и духовные ценности, и чисто вещественным процессом, преобразующим какой-нибудь материал. Сказанное представляет собой разные стороны одного и того же противопоставления «умственного» «физическому», поэтому в своей полноте оно может быть осознано только там, где во внимание будут приняты все его измерения (которые, впрочем, едва ли исчерпаны полностью приведенными здесь определениями).

Объективным основанием такого разделения общественного труда является то обстоятельство, что деятельность обретающего сознание человека претерпевает революционное изменение; в отличие от руководимой инстинктом активности животного, она начинает протекать в двух самостоятельных измерениях, которые условно могут быть обозначены как ментальное и физическое. Ключевым этапом любого осознанного процесса становится его предварительное моделирование. Отсюда и деятельность отдельно взятого индивида, и общественное производство в целом могут быть условно расчленены на стадию целеполагания и принятия решений и стадию реализации того, что уже выполнено во вневещественной, идеальной форме. При этом обе они могут быть разделены во времени и пространстве, что делает их относительно самостоятельными процессами, которые способны исполняться разными субъектами.

Отношения, благодаря которым цементируется классово развивающееся общество, закрепляют именно такое расчленение деятельности: процесс целеполагания и принятия решения становится исключительной привилегией одних социальных слоев, реализация творческого замысла — функцией других. При этом ясно, что по преимуществу первые — это и есть класс «господ и эксплуататоров», вторые — «рабов и эксплуатируемых».

Таким образом, главным условием формирования в индивиде способности к инновационной умственной, организационной, творческой деятельности становится принадлежность к тому полюсу общественных отношений, где формируются цели и принимаются все решения. Принадлежность к другому полюсу препятствует этому, и на долю индивида остается только исполнительский физический репродуктивный труд. Вернее сказать, работа, ибо в русском языке понятия работа и труд отделяются друг от друга разной мерой духовности.

Разумеется, принадлежность к тому социальному полюсу, исключительной прерогативой которого становится целеполагание и принятие решений, сама по себе не гарантирует воспитание творческой личности. Врожденные индивидуальные особенности и здесь играют известную роль. Поэтому речь может идти лишь о той или иной степени вероятности. Точно так же принадлежность к противоположному полюсу социума не обязательно влечет за собой пожизненное заключение в рамках простого исполнительства. Но все же в больших статистических массивах вероятность специализации на одних видах деятельности гораздо выше, чем возможность освоения других.

Право принятия решений — это всегда право вмешательства в текущий порядок вещей. В свою очередь, вмешательство неотделимо от его изменения, но именно изменение наличной данности и есть результат творчества. Поэтому право на творческое вмешательство существует только в том сегменте социума, где есть право распоряжения, и это обстоятельство позволяет объяснить тот загадочный факт, согласно которому одаренная личность, даже принадлежащая к «низам» общества, практически всегда обращала на себя внимание его противоположного полюса и изымалась из своего круга. Подобное изъятие не влекло за собой включение в состав привилегированных классов (хотя нередко случалось и такое) но в любом случае талант мог развиваться только под эгидой причастных к власти лиц или властных институтов. Ни сочувствием таланту, ни тщеславным желанием оставить, благодаря ему, свое имя в истории это не объяснить; ответ обязан найтись не в психологии индивидуума, но в анатомии общества. Но как только мы осознаем то непреложное обстоятельство, что способность к творчеству еще не есть право на него, и инстинкт самосохранения любой (не только тоталитарной) системы всегда ставил его под свой контроль, все встает на свои места. Впрочем, «поэт и царь» (в особенности в русской культуре) — это совершенно особая тема и она не поддается раскрытию там, где ищут лишь подчинения первого второму. Поэтому нелишне привести впечатление от встречи первого поэта России с монархом: «Вместо надменного деспота, кнутодержавного тирана, я увидел человека рыцарски прекрасного, величественно-спокойного, благородного лицом. Вместо грубых и язвительных слов угрозы и обиды я слышал снисходительный упрек, выраженный участливо и благосклонно. «Как, — сказал мне Император, — и ты враг твоего Государя, ты, которого Россия вырастила и покрыла славой? Пушкин, Пушкин, это нехорошо! Так быть не должно». Государь молчал, а мне казалось, что его звучный голос еще звучал у меня в ушах, располагая к доверию, призывая о помощи…» Не один лишь диктат, но и просьба о помощи составляют единство противоположностей, тайну этой вечной темы...



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Социальная структура общества и способность к творчеству 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная структура общества и способность к творчеству

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)