Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гарантии и проблемы личных прав



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Гарантии и проблемы личных прав 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Под гарантиями понимается система средств, условий, способствующих реализации, охране и защите прав и свобод человека и гражданина. Гарантии зависят от уровня демократии, развития экономики, правовой культуры общества, от степени независимости судебной власти и других факторов. Они подразделяются на две большие категории: внутригосударственные и международно-правовые. К международно-правовым гарантиям относится прежде всего право индивида обращаться в международные учреждения (Комитеты ООН) и суды (Европейский Суд по правам человека) за защитой своих прав. Более подробно эти гарантии изучаются в курсе международного права.

 Внутригосударственные гарантии принято подразделять на социально-экономические, политические, идеологические и юридические. Социально-экономическими гарантиями прав граждан считаются обладание собственностью, что даёт возможность человеку независимо осуществлять свои права; существование социального государства. Политические гарантии прав связываются с различными формами осуществления власти народа, особенно со свободными и регулярными выборами, проведением референдумов, многопартийностью, свободой оппозиции, с участием граждан в управлении,[9] т.е. зависят от степени демократичности политического режима. Под идеологической гарантией понимается наличие в господствующей идеологии концептуальной значимости прав и свобод человека, приоритетности прав и интересов человека в общественной жизни, рассмотрение блага человека как одной из основных ценностей или высшей ценностью, обоснования важности соблюдения и защиты прав и свобод человека.[10] Немалое значение имеет общественное мнение, которое стало важным элементом демократической политической системы. Правящие круги вынуждены считаться с общественным мнением, воздерживаться от грубых форм ограничения гражданских прав.

 Юридические гарантии опираются прежде всего на авторитет конституций, в которых закреплены основные права и свободы. Однако конституции не всегда закрепляют права и свободы в полном объёме, что характерно для Австралии, Новой Зеландии, Швеции.

 Практически более важными являются судебные гарантии. Они заключаются в предоставлении гражданину права обращения в суд с требованием признать неконституционным тот или иной закон, который ограничивает какое-то конституционное право гражданина, или издать приказ в адрес административного органа об осуществлении предусмотренного законом действия или о воздержании от какого-либо действия, нарушающего субъективное право граждан.

 В США по инициативе судебной власти введено «правило миранды», в соответствии с которым полицейский в момент задержания обязан сообщить задерживаемому лицу перечень его прав: «Вы имеете право не давать показания; все что Вы скажете, может быть и будет использовано против Вас в суде; Вы имеете право консультироваться с адвокатом и он может присутствовать на Ваших допросах; Если у Вас нет средств на оплату труда адвоката, он, если Вы пожелаете, будет назначен до начала допросов; Вы можете воспользоваться этими правами в любое время и не отвечать ни на какие вопросы и не делать никаких заявлений». В Конституции Испании зафиксировано, что «каждый задержанный должен быть немедленно и в понятной ему форме проинформирован о его правах и основаниях его задержания».

Многие конституции содержат прямо выраженный запрет пыток и других унижающих достоинство видов обращения. Право на неприкосновенность личности и одна из наиболее значимых, применяемых в практике зарубежных стран процедура – Хабеас корпус. Это традиционное наименование судебного приказа, который направлен должностному лицу, ответственному за содержание арестованного под стражей. Приказ предписывает доставлять арестованного в суд и сообщить о времени и причинах ареста. Каждый задержанный или арестованный, а также кому было отказано в освобождении под залог имеет право осуществлять производство на основе Хабеас корпус. В соответствии с заявлением судья адресует требуемому учреждению, в котором находится задержанный доставить его в течение 24 часов в суд с тем, чтобы проверить законность задержания или ареста.

Если суд принимает решение относительно необоснованности задержания, ареста или заключения, лицо, подвергшееся этим санкциям, должно быть немедленно освобождено. Лицо, выпущенное на свободу в порядке производства на основе Хабеас корпус не может быть вторично задержано, арестовано или подвергнуто заключению по тем же основаниям. Такое правило действует в США, Австрии (ФКЗ «О защите личных свобод» с 1991 г.), ФРГ, Италии, Испании.

Хабеас дата – один из новейших юридических институтов защиты личных прав и свобод граждан. Впервые закреплен в Конституции Бразилии 1988 г. Предоставляет право любому человеку (или только гражданину) требовать в судебном порядке ознакомления с любыми, касающимися его документами, хранящихся в любых архивах и учреждениях, включая архивы служб государственной безопасности.

 Гарантией прав и свобод является недопустимость их произвольного ограничения. Конституции часто предусматривают возможность временного ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие), тем самым конституции государств допускают наличиё институтов чрезвычайного режима. При этом расширяются полномочия полиции, которая может более широко проводить обыски и аресты; запрещаются митинги и демонстрации; вводится цензура, предоставляются большие права военной юстиции. Институт чрезвычайного положения закреплён в конституциях Австрии, ФРГ, Франции, Италии и ряда других государств.[11]

 Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления и злоупотребления властью со стороны чиновников особое место занимает институт омбудсмена. Исторически этот институт имеет скандинавское происхождение. Конституцией Швеции 1809 г. была введена должность омбудсмена юстиции, в 1919 г. в Финляндии, в 1954 г. в Дании. Особая популярность и авторитет данного института объясняется многими демократическими чертами, характеризующими его статус и обеспечивающими эффективность его деятельности:

 Институт парламентского омбудсмена в Швеции включает несколько специальных омбудсменов. Шеф-омбудсмен занимается вопросами доступа общественности к официальным документам, а также к компьютерной системе и к банкам персональных данных. К ведению омбудсмена по вопросам юстиции относится деятельность органов правосудия, полиции, тюрем. Специальный омбудсмен осуществляет надзор за вооруженными силами и их отношениями с различными гражданскими структурами, а также надзор за законностью в области социального обеспечения и налогообложения. В 1986 г. в Швеции принят закон против расовой дискриминации и одновременно назначен омбудсмен по этим вопросам (в области трудовых и социальных отношений – найма, оплаты труда, увольнений, аренды жилья). Учреждается омбудсмен по вопросам равноправия женщин и мужчин (Финляндия), по делам национальных и этнических меньшинств (Венгрия), по вопросам защиты прав потребителей и контроля за конкуренцией (Финляндия), по делам обороны, т.е. надзора за положением дел в армии, действиями военной администрации и соблюдения прав военнослужащих (ФРГ, Дания).

 Во Франции с 1973 г. действует медиатор (посредник), жалобы которому подаются через членов парламента. Медиатор наделен правом возбуждать дисциплинарное производство в отношении любого государственного служащего, действующего противоправно, или в случае необходимость подать на него жалобу в суд, ходатайствовать о возбуждении против него уголовного дела, выступать в суде в роли обвинителя[12].

Важной и широко распространенной формой деятельности омбудсмена во многих странах является право законодательной инициативы, право жалобы в Конституционный суд и тем самым содействие обеспечению конституционной законности в сфере прав человека (Испания, Австрия, Португалия).

 Общие черты института омбудсмена: а) институт омбудсмена представляет собой важной дополнение правообеспечительного механизма, действующего в государстве; б) главной задачей деятельности омбудсмена является охрана прав граждан; в) ведомство омбудсмена относится к высшим органам государства; г) важная черта института омбудсмена – его независимость. В большинстве стран он избирается парламентом и отчитывается только перед ним; д) в основную задачу омбудсмена входит контроль за деятельностью исполнительных органов. Он осуществляется по инициативе омбудсмена и по жалобам граждан; е) в ряде случаев омбудсмен рассматривает дело не только с точки зрения соответствия закону решений и действий администрации, но и может рассматривать комплексно деятельность государственных органов и их должностных лиц и вынести решение о человечности, справедливости, целесообразности их действий; ж) омбудсмен использует методы убеждения, критики, гласности, в его распоряжении нет административных, императивных полномочий; з) граждане (кроме Франции, Великобритании) имеют право непосредственного доступа к омбудсмену, а также на бесплатное производство[13].

Омбудсмены наделены определенными гарантиями выполнения рекомендаций, содержащихся в их представлениях. Так, омбудсмен юстиции Швеции, французский медиатор вправе наложить штраф на государственных служащих, отказывающихся предоставить информацию; возбудить официальное производство. Кроме того, в этих же странах, а также в Испании, Великобритании, Австралии предусмотрена уголовная ответственность за игнорирование, обструкцию деятельности омбудсмена. Однако они не могут издавать подобных предписаний в отношении министров, судей Верховного Суда без согласия парламента. В то же время финансовый омбудсмен может возбудить процедуру импичмента министра. Полномочия польского омбудсмена в уголовном и гражданском судопроизводстве равнозначны полномочиям прокурора.

В ряде зарубежных стран функционируют иные правозащитные механизмы. Так, к компетенции Датского института прав человека, входящего как независимый орган в состав Датского центра международных исследований и прав человека, относится рассмотрение жалоб жертв дискриминации по различным основаниям со стороны публичных органов власти и частных лиц. Аналогичные полномочия у Национальной Консультативной комиссии по правам человека Франции.[14]

В целом, виды и содержание гарантий прав и свобод человека и гражданина в значительной степени зависят от степени демократичности государства, уровня его социально-экономического развития.

Уровень демократизма любой конституции определяется прежде всего объемом закрепленных в ней прав и свобод, их гарантированностью и некоторыми другими элементами – правовым положением центрального представительного органа, объемом его полномочий, структурой. Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан; в то время они были предусмотрены в конституциях штатов, и отказ закрепить их в основном законе страны диктовался стремлением ограничить возможности их требований на национальном уровне. Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Первая поправка а Конституции – одна из самых знаменитых – закрепила свободу религии, слова и печати. Проблема равноправия мужчин и женщин, которая решена в большинстве европейских государств, до сих пор остается актуальной для США. В начале 70-х гг. предпринималась попытка закрепить равенство женщин и мужчин перед законом. Поправка к Конституции была предложена второй сессией 92-го Конгресса 22 марта 1972 г., когда была одобрена Сенатом.

Франция.

    Конституция 1958 г. не содержит специальной главы или раздела, посвященного правовому положению личности. В ней указаны лишь некоторые права, большинство прав и свобод не декларируются в ее тексте. В конституции Французской Республики зафиксировано только равенство перед законом, свобода личности, свобода образования политических партий, коллективное право народов на самоопределение, избирательные права, упоминается о независимости судебной власти как гаранта прав и свобод.

    Конституционный Совет в своем решении указал, что Декларация 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., а также основные принципы, признаваемые законами Франции, являются основными частями действующей Конституции, и включил в конституционный блок права и свободы, зафиксированные в этих актах. Это означает, что конституционные нормы могут содержаться и в законах, принятых ранее, которые продолжают действовать. К их числу можно отнести законы, регламентирующие право всеобщего голосования независимо от пола и расовой принадлежности, свободу манифестаций, свободу труда, отмену рабства, смертной казни за политические преступления и т.д. Декларация 1789 г. зафиксировала естественные, неотчуждаемые и священные права человека и гражданина, т.е. такие, которые принадлежат индивиду от рождения. На первый взгляд сегодня этот перечень прав и свобод не кажется обширным, что обусловлено временем принятия Декларации, которая до сих пор является одним из прогрессивных актов в этой сфере. В Декларации провозглашается принцип равенства, который состоит в том, что люди рождаются и остаются равными в правах, а социальные различия могут быть основаны на соображениях общей пользы. Такое равенство служит необходимой предпосылкой естественного характера прав. Декларация раскрывает понятие свободы и устанавливает, что она состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому лицу.

    В конституционном праве устанавливаются и обязанности. К ним относятся обязанности трудиться, платить налоги для нужд общества и государства, воинская повинность. Нация провозглашает солидарность и равенство всех французов в отношении бремени, вытекающего из национальных бедствий. Среди обязанностей государства можно выделить обязанность предоставить бесплатное и светское образование, социальную поддержку малоимущим слоям населения. Любое лицо, лишенное возможности трудиться по своему возрасту, физическому, умственному или экономическому положению, имеет право получать необходимые средства для своего существования.

 

 

Заключение

 

 

В данной курсовой работе дана общая характеристика личных прав в конституциях зарубежных стран. Актуальность вопроса говорит сама за себя. В наше время часто возникают вопросы связанные с конституционными правами и свободами, разрешить которые иногда невозможно. Нет ни одного идеального законодательства, в каждой стране существуют законы противоречащие друг другу. Самое главное, чтобы правовые акты не противоречили конституции и не рушили конституционных порядок в стране, т.е. не противоречили нормы, содержащиеся в конституции. В соответствии с этим все конституции содержат главы о правах и свободах человека и гражданина, которые не могут быть нарушены или отобраны ни одним законом, органом, должностным лицом.

На примере зарубежных стран рассмотрены конституционные права иностранных государств. Одни из них уделяют большее внимание проблемам прав и свобод человека и гражданина, другие наоборот, но самые главные статьи говорят об одном – конституционные права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Были выделены и конституционные обязанности граждан, что также является немаловажной составной частью нормального функционирования государства.

 

Список использованной литературы

 

1. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие М.: Юристъ, 2004.

2. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

3. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В.Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И.Лейбо, д.ю.н. Л.М.Энтина. - М.: НОРМА, 2006.

4. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А.Ковачев.- М.: Волтерс Клувер, 2005.

5. Михлин А.С. Понятие смертной казни // Государство и право. 1995. №10.

6. Общая теория прав человека. Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашевой. - М.:Изд-во НОРМА, 1996.

7. Смирнова Е.С. Проблемы соотношения прав, свобод и обязанностей иностранных граждан в зарубежном конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7.

8. Тиунов. О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999. С. 69.

9. Хаманева Н.Ю.Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. – М., 1997.

10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. .

11. Чуксина В.В. Сравнительно-правовой анализ государственных несудебных правозащитных институтов: комиссия по правам человека и омбудсмен // Государственная власть и местное самоуправлении. 2006. № 4.

12. Гомьен Д., ХаррисД., ЗваакД. Европейская конвенция о пра­вах человека и Европейская социальная хартия: право и поли­тика. М., 1998.

13. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. / Отв. ред. Б А. Страшун. М., 1993. Т. 1. Гл. 3.

14. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. Гл. 5.

15. Мюллерсон Р. А Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.

16. Права человека: время трудных решений / Отв. ред. Е А Лу-кашева, М. М. Славин. М., 1991.

17. Права человека / Отв. ред. Е А Лукашева. М.: Норма, 1999. С. 151-159.

18. Романовский Г. Б Право на неприкосновенность частной жизни. М., 2001.

19. Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В. Е. Чир-кин. М., 1996. С. 282-291.

 


[1] Смирнова Е.С. Проблемы соотношения прав, свобод и обязанностей иностранных граждан в зарубежном конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7.

[2] Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В.Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И.Лейбо, д.ю.н. Л.М.Энтина. - М.: НОРМА, 2006.

 

[3] Конституция Соединенных Штатов Америки / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – М., 2002.

[4] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. .

[5] Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. Гл. 5.

[6] Ардан Филипп. Франция: государственная система: Пер. с франц. – М.: Юрид. лит., 1994.

[7] Жаке Ж.П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц. – М.: Юристъ, 2002.

[8] Михлин А.С. Понятие смертной казни // Государство и право. 1995. №10. С. 105.

[9] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С.106 – 107.

[10] Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 130..

[11] Смирнова Е.С. Проблемы соотношения прав, свобод и обязанностей иностранных граждан в зарубежном конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7. С. 19.

[12] 1Общая теория прав человека. Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашевой. - М.:Изд-во НОРМА, 1996. С.368-369.

[13] Хаманева Н.Ю.Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. – М., 1997. С.189-190.

[14] Чуксина В.В. Сравнительно-правовой анализ государственных несудебных правозащитных институтов: комиссия по правам человека и омбудсмен // Государственная власть и местное самоуправлении. 2006. № 4. С. 43-47



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Гарантии и проблемы личных прав 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гарантии и проблемы личных прав

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)