Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ полученных результатов



2019-12-29 171 Обсуждений (0)
Анализ полученных результатов 0.00 из 5.00 0 оценок




    По результатам социометрического исследования нами были получены результаты, которые мы занесли в социоматрицу:

                                                                         Социоматрица

Кого выбирают

Кто выбирает

Итого выборов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1   + +     +                   3
2         +                     1
3   +   +     + +   +   +   +   7
4           +     +       +   + 4
5 +                   + +       3
6 +   + +     +             + + 6
7                 + +           2
8                               0
9                     +   +     2
10         +     +     +       + 4
11                               0
12                         +     1
13 +   +     +               +   4
14   +     +   + +   +           5
15       +         +     +       3

 

Следующий этап работы – определение диагностических показателей социо­метрического исследования и их интерпретация.

    Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

· I – «лидеры» - 5 и более выборов,

· II – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

· III – «изолированные» - 1-2 выбора,

· IV – «отверженные» - 0 выборов.

    В результате подсчетов мы получили следующие результаты:

· 3 человека, что составляет 20% от общего количества испытуемых (Игорь Д., Дмитрий К. и Валерий С.), получили 5 и более выборов;

· 6 учеников, что составляет 40% - 3-4 выбора (Арина В., Александр Е., Марина Ж., Виктория С., Светлана О., Сергей У.);

· 4 человека (27%) – Наталья В., Инна К., Илья О., Наталья Р. – получили 1-2 выбора;

· 2 школьника (13%) – Олег К. и Ирина П. – не получили выборов вообще.

   На основании этих результатов нами были выявлены следующие статусные категории каждого подростка:

                                                                                                 Таблица 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
II III I II II I III IV III II IV III II I II

    Итак, проведя социометрическое исследование в указанной группе старшеклассников, мы приходим к выводу, что большинство школьников – 9 (60%) – имеют благополучные I и II статусные категории (лидеры и предпочитаемые); 6 ребят (40%) имеют статусы изолированных и отверженных (III и IV статусные категории).

Лидеры очень энергичны, легко вступают в контакт со своими сверстниками, обладают достаточно большим влиянием на своих одноклассников.

Предпочитаемые характеризуются хорошей приспособляемостью к окружающим условиям и конформным поведением. Их взаимоотношения строятся в соответствии с правилами поведения в обществе сверстников.

Ученики, имеющие статус изолированных, осторожны в общении, самолюбивы, редко делятся чем-либо с одноклассниками, уклоняются от совместных форм деятельности. Можно сказать, что к своему классу относятся нейтрально, предпочитают оставаться одни, ограничиваются в контактах.

Отверженные характеризуются как дети в основном безынициативные, тихие, не умеющие отстаивать своего мнения, свою точку зрения.

    Поcле обработки первичных данных, полученных в ходе нашего аутосоциометрического исследования, нами были получены следующие результаты:

    Реальный статус:

ö 3 испытуемых, что составляет 20% (Игорь Д., Дмитрий К. и Валерий С.), что составляет 10,5% (Саша Д., Ангелина В.), по оценке одноклассников относятся к первой статусной категории – лидеры;

ö 6 учеников, что составляет 40% (Арина В., Александр Е., Марина Ж., Виктория С., Светлана О., Сергей У.), отнесены одноклассниками ко второй статусной категории – предпочитаемые;

ö 4 школьника, что составляет 27% (Наталья В., Инна К., Илья О., Наталья Р.), по оценке одноклассников относятся к третьей статусной категории – изолированные;

ö 2 испытуемых (13%) – Олег К. и Ирина П. – получили четвертую статусную категорию – отверженные.

    Предполагаемый статус:

ö 4 испытуемых, что составляет 27% (Арина В., Александр Е., Дмитрий К. и Светлана О.), поставили себя в I кольцо – I статусная категория;

ö 6 человек, что составляет 40% (Игорь Д., Инна К., Илья О., Наталья Р., Валерий С. и Сергей У.), поставили себя во II кольцо – II статусная категория;

ö  5 старшеклассников, что составляет 33% (Наталья В., Марина Ж., Олег К., Ирина П., Виктория С.), поставили себя в III кольцо – III статусная категория.

    Результаты социометрического и аустосоциометрического методов исследования нами были занесены в таблицу 2.

 

                                                                                                  Таблица 2

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Социометрия

II III I II II I III IV III II IV III II I II

Аутосоциометрия

Статус

реальный II III I II II I III IV III II IV III II I II
предпола- гаемый I III II I III I II III II I III II III II II

Осознанность

- + - - - + - - - - - - - - +

 

    Итак, из таблицы 2 видно, что, во-первых, результаты социометрии и аутосоциометрии (в части определения реального статуса каждого члена группы) идентичны; во-вторых, только у 3 испытуемых, что составляет 20% от их общего числа (Дмитрий К., Наталья В. и Сергей У.), реальный статус и предполагаемый совпадают. Это означает, что эти старшеклассники адекватно оценивают свой внутригрупповой статус. Остальные 12 испытуемых (80%) склонны переоценивать или недооценивать свое реальное положение в данной группе:

ö переоценивают:  Олег К. (имеет реальную IV статусную категорию), Ирина П. (IV), Инна К. (Ш), Илья О. (Ш), Наталья Р. (Ш), Арина В. (II), Александр Е. (II), Светлана О. (II) – всего 8 человек;

ö недооценивают: Игорь Д. (I), Валерий С. (I), Марина Ж. (II) и Виктория С. (II) – 4 человека.

    Итак, на основании проведенных экспериментов, мы можем констатировать следующее.

    Большая часть старшеклассников переоценивают свой внутригрупповой статус, то есть приписывают себе больше выборов, чем они получили на самом деле по этому критерию. Количество таких школьников составило 54%, 20% назвали точное число отданных им выборов и 36% приписали себе меньшее количество выборов.

    Выяснилось, что не осознают своего реального положения в группе, как правило, отверженные и изолированные (имеющие Ш и IV статусные категории). Хотя они знают, что нелюбимы, но все-таки не могут представить, насколько велико отрицательное отношение к ним, и приукрашивают реальное положение вещей.

    Лидеры же часто недооценивают число отданных им предпочтений. Возможно, эти люди не проявляют лидирующего поведения в группе, хотя и пользуются симпатией коллектива.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза – большинство подростков в ученической группе оценивают свой внутригрупповой статус неадекватно – в ходе экспериментального исследования нашла свое подтверждение.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе
совместной деятельности и общения. Среди видов межличностных отношений выделяют знакомство, приятельство, дружбу и др. Типы – положительные, отрицательные и неодинаковые.

В подростковом возрасте происходят мощные сдвиги во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость.

Существенное содержание подросткового возраста составляет переориентация по отношению к сверстникам и взрослым. Ее важным моментом является изменение референтности (значимости) окружающих для школьников: разным периодам развития его личности в известной мере соответствуют и разные группы окружающих, которые приобретают для него наибольшую психологическую значимость.

Эффективность воздействия коллектива на личность школьника во многом определяется отношениями, складывающимися у ученика с классом. В подростковом возрасте повышается избирательность общения, что приводит к усилению структурной дифференциации детского коллектива. Одним из основных параметров, характеризующих положение в группе, является место, занимаемое личностью в структуре симпатий и антипатий, которое традиционно описывается социометрическим статусом популярности.В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Существенные расхождения в статусе, который обретает индивид в группах, различающихся по уровню развития группового, содержанию деятельности и общения, нередко становятся причинами фрустрации, конфликта и пр.

Негативные последствия низкого статуса в ученической группе широко известны: это снижение референтности класса, открывающее доступ асоциальным влияниям, невротизация школьника, возникновения мнительности, тревожности, агрессивности и т.п. В связи с этим выявление причин, обусловливающих статус подростка в классе, является важной научно-практической задачей. 

    Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Наиболее приближенный к социометрии способ – аутосоциометрия, он заключается в заполнении аутосоциоматрицы, то есть каждый член группы прогнозирует выборы других членов коллектива по какому-либо критерию, тем самым он прогнозирует и те предпочтения, которые будут отданы ему. Участники группы могут получить обратную связь от исследователя, насколько точно они предугадали предпочтения и отклонения в группе.

    Целью нашего исследования было выявление того, насколько адекватно каждый член группы оценивает свой внутригрупповой статус. В результате проведенных экспериментов мы выяснили, что только 20% старшеклассников данной группы реально оценивают свой статус. Остальные 80% склонны переоценивать либо недооценивать свое положение в группе.

    Таким образом, цель исследования – изучить статусные отношения в подростковых ученических группах и выявить, насколько адекватно каждый член группы оценивает свой внутригрупповой статус – достигнута, задачи реализованы. Гипотеза – большинство подростков в ученической группе оценивают свой реальный статус неадекватно – подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алешина, Ю. Е. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе / Ю. Е. Алешина, А. С. Коноводова // Вопросы психологии. – 1988. - № 3. – С.63-79.

2. Березовин, Н. А. Психология и педагогика: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. – Ч. 1. – Минск: Народная асвета, 2002. – 274 с.

3. Бим-Бад, Б. М. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – М.: Просвещение, 1989. – 220 с.

4. Битянова, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. – М.: Просве­щение, 1994. – 368 с.

5. Волков, И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях / И. П. Волков. – СПб.: СПбГУ, 2002. – 180 с.

6. В мире подростка / Под ред. А. А.Бодалева. – М.: Мысль, 1980. – 117 с.

7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 290 с.

8. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. – М.: Прогресс, 1967. – 360 с.

9. Глуханюк, Н. С. Общая психология / Н. С. Глуханюк. – М.: Академический проект, 2005. – 320 с.

10. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Минск: Народная асвета, 1998. – 560 с.

11. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. – М.: Просвещение, 1987. – 220 с.

12. Ефимкина, Р. П. Детская психология / Р. П. Ефимкина. – Новосибирск: НГУ, 1995. – 310 с.

13. Жутикова, Н. В. Учителю о практике психологической помощи / Н. В. Жутикова. – М.: Просвещение, 1990. – 295 с.

14. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – Минск: Народная асвета, 2001. – 290 с.

15. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива / Я. Л. Коломинский. – Минск: Народная асвета, 1984. – 239 с.

16. Кон, И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 265 с.

17. Кон, И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 260 с.

18. Кузьмин, Е. С. Основы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. – Л: ЛГУ. 1967. – 365 с.

19. Лейтц, Г. Классическая психодрама Морено / Г. Лейтц. – М.: Академия, 1999. – 205 с.

20. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу / Пер. А. М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999. – 310 с.

21. Морозов, А. В. Деловая психология / А. В. Морозов. – М.: Владос, 2002. – 430 с.

22. Обознов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обознов. – Киев:Лыбидь,1999. – 205 с.

23. Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментального и психологического исследования / Под ред. А. А. Бодолева, Р. Л. Кричевского. – М.: Педагогика, 1987. – 195 с.

24. Петровский, А. В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Академия, 1998. . – 420 с.

25. Петровский, А. В. Трехфакторная модель значимого другого / А. В. Петровский // Вопросы психологии. – 1991. - № 1. – С.7-17

26. Петрунек, В. П. Нелегкий шаг к юности / В. П. Петрунек. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

27. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни / А. М. Прихожан, А. В. Толстых. – М.: Просвещение, 1990. – 120 с.

28. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2002. – 520 с.

29. Сачкова, М. Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах / М. Е. Сачкова // Вопросы психологии. – 2006. - № 4. – С.58-63.

30. Снегирева, Т. В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками / Т. В. Снегирева // Вопросы психологии. – 1984. - № 6. – С.61-69

31. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 360 с.

32. Уманский, Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива. – М., 1975. – 120 с.

33. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Калугина. – М.: Мысль, 1991. – 326 с.

34. Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины ХХ в. / М. Г. Ярошевский. – М.: Академия, 1996. – 455 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                    Приложение 1

Список испытуемых:

1. Волкова Арина                                       9. Омельянюк Илья

2. Викторова Наталья                                 10. Ольховик Светлана

3. Дмитрук Игорь                                       11. Пацевич Ирина

4. Емельянов Александр                             12. Розанова Наталья

5. Жукова Марина                                      13. Самолюк Виктория

6. Куприянчик Дмитрий                             14. Сазонов Валерий

7. Кушнерук Инна                                      15. Ушаков Сергей

8. Кулевич Олег

                                                                                         Приложение 2

Опросный лист

Напиши 3 фамилии учеников из Вашего класса (мальчика или девочку), с кем бы ты больше всего хотел дружить и заниматься интересным делом.

 

 


Дата заполнения ________________

Класс__________________________

Имя ___________________________

 

 



2019-12-29 171 Обсуждений (0)
Анализ полученных результатов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ полученных результатов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)