Теоретические основы регулирования безработицы и обучения кадров
1.1 Теоретический обзор научных исследований причин безработицы
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Различают следующие формы безработицы: 1. Фрикционная - это периодическая, текучая занятость, обусловленная перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую в поиске работы. Сюда относятся работники, временно потерявшие работу. 2. Структурная - результат нехватки производственных мощностей, из-за диспропорциональности развития отдельных сфер и отраслей, закрытия старых (умирающих отраслей) и развития новых отраслей. 3. Сезонная, когда рабочая сила занята только в сезонный период; в некоторых отраслях сельскохозяйственного производства, особенно в перерабатывающей промышленности, а также в промыслах. Сезонная безработица в основном преобладает в сельском хозяйстве и относится к скрытой форме. 4. Скрытая безработица означает, что потерявшие работу не видны, они не зарегистрированы в центрах занятости. К скрытой форме безработицы относится большая часть сельского населения, разорившиеся мелкие товаропроизводители и торговцы. 5. Техническая или технологическая - результат замены людей машинами, требует переквалификации или приобретения другой профессии. 6. Циклическая безработица - вызванная спадом производства, фазой спада очередного экономического кризиса. 7. Застойная безработица. К застойной форме безработице относятся лица, которые длительное время не могут найти какое-либо занятие и безработные, перебивающиеся случайными заработками, нетрудоспособные. Анализируя причины безработицы в промышленных развитых странах, зарубежные авторы рассматривают конкретные факторы, порождающие ее отдельные формы. Так, в исследовании, проведенном под комиссией по экономической статистике Конгресса США, названо 70 форм безработицы, каждая из которых имеет свою особую «причину». Все многочисленные формы безработицы экономисты теоретически подразделяют на две основные группы. К первой относят безработицу, которая возникает «из-за недостатка совокупного спроса», прежде всего циклическую безработицу. Ко второй - безработицу - «не связанную с изменениями
Рисунок 1. Формы безработицы
совокупного спроса: фрикционную, структурную, технологическую и другие формы». Классификация занятых и безработных. Согласно Международной организации труда (МОТ ) все население той или иной страны длится на две части: 1. Экономически неактивное население - сюда входят: а) учащиеся и студенты дневного (очного) обучения; б) пенсионеры; в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и т. п.); г) отчаявшиеся найти работу; д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника дохода) 2. Экономически активное население (совокупная рабочая сила) - часть трудоспособного населения, предлагающая свою рабочую силу для производства товаров и услуг. Уровень экономической активности населения - это доля численности экономически активных лиц в общей численности населения определяется по формуле
Нч - Эн Ук = -------------х 100 (1) Нч
где Ук - уровень экономически активного населения; Нч - численность населения; Эн - экономически неактивное население.
Рисунок 2. Классификация занятых и безработных
Экономически активное население в свою очередь подразделяется на две группы: А. Занятые - это лица в возрасте 16 лет и старше, которые работают по найму: а) лица, работающие по найму; б) лица, работавшие без оплаты на семейных предприятиях; в) лица, работающие не по найму, а на собственных предприятиях: крупных, мелких, семейных; г) лица, временно не работавшие (в отпуске, по временной нетрудоспособности, по уходу за больными, на обучении и т. п.) Б. Безработные - лица от 16 лет и старше, которые: а) не имели работы; б) занимались поиском работы; в) были готовы приступить к работе; г) обучались по направлению службы занятости.
Рисунок 3. Основные группы экономически активного населения
На основании сведений о занятости и безработицы определяется уровень безработицы по следующей формуле:
Эа- 3 уб = —--------- х 100 (2) Эа
где Уб -уровень безработицы, Эа - численность экономически активного населения 3 - численность занятого населения. Всякая безработица - тяжелейший экономический и социальный конфликт в обществе. По мнению западных ученых, когда человека считают безработным, то он теряет не только работу, но и свое достоинство. Недаром в зарубежной оценке потеря работы рассматривается как психологическая травма, уступающая по уровню вызванного стресса только смерти ближайших родственников или заключению в тюрьму. Безработица наносит существенные потери обществу, ведет к росту инфляции, так как часть трудоспособного населения вынуждено исключается из участия в производстве продукта, а поскольку они получают денежные пособия по безработице, расходная часть государственного бюджета увеличивается. Для определения экономических потерь, связанных с любым уровнем безработицы, в мировой практике используется закон Оукена, названный именем американского экономиста Артура Оукена (1929-1980 гг.). Этот закон математически выражает связь между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5%. Цифра 2,5 - это есть коэффициент Оукена. Отношение 1 к 2,5 есть отношение безработицы к отставанию объема ВНП, позволяющее определить абсолютные потери продукции, связанные с безработицей. Государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике. Но, если государственное регулирование является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики переходного периода его роль неизмеримо более высока, ибо здесь имеют место и другие, не свойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством действенного государственного вмешательства. Сюда следует отнести: формирование самой рыночной инфраструктуры, высокий удельный вес государственного сектора экономики, разгосударствление и приватизацию, развитие предпринимательства и конкуренции, развитие социальной сферы и системы социальной защиты населения, привлечение иностранных инвестиций и др. Кроме того, со стороны государства требуется мощное противодействие ряду негативных процессов, характерных именно для переходного периода (например, криминализация общества, экономики). И, наконец, проведение рыночных реформ, и ответственность за их реализацию так же лежат на государстве. Все перечисленные аргументы вызывают объективную необходимость государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период. Однако масштабы государственного регулирования рыночной экономики, глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют определенные границы, обусловленные, с одной стороны, интересами собственников (и это, по сути, главный аргумент, ограничивающий масштабы государственного вмешательства) и, с другой – возможностями самого государства. В рамках этого можно говорить об относительных границах эффективности государственного регулирования и эффективности той либо другой меры (формы, инструмента, метода) его воздействия. Так, государственный сектор и государственные доходы (бюджет, внебюджетные фонды), которые являются экономической основой государственного регулирования экономики, имеют свои границы. Возможности роста государственного сектора ограничивают интересы частной собственности; увеличение доходов государства связано с социальными границами налогообложения, которые затрагивают интересы практически всех слоев населения, а так же с конъюнктурой самой экономики, ухудшение которой существенно сокращает и бюджетные доходы. Совпадение интересов государства с интересами собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся, эти границы сужаются. По сути, глубина проникновения государственного регулирования в социально-экономические процессы, различная комбинация форм и методов регулирования и являются отличительными чертами многообразных моделей современной рыночной экономики. Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве стран с переходной экономикой является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода. Государство является механизмом распределения социальных выплат населению. Уровень жизни всех слоев населения во многом зависит от того какую политику будет проводить государство. Чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью. Конфликт между эффективностью и социальной справедливостью лежит в сфере соприкосновения экономической и духовной сфер жизнедеятельности человека, каждая из которых развивается по своим законам, но, тем не менее, тесно взаимосвязанных. На различных этапах развития человеческого общества эффективность использования рабочей силы была различной. Первобытному обществу свойственны были полная занятость всего трудоспособного населения общины и одновременно перенаселение отдельных территорий; отсюда постоянная борьба племен за территорию. При рабстве имела место полная занятость всех рабов и относительное перенаселение свободных граждан, часть которых становилась колонистами или воинами, их основным назначением было пополнение армии рабов. При феодализме и азиатском способе производства имело место абсолютное и относительное аграрное перенаселение, часть людей была скрыто излишней, некоторые из них уходили в отхожие промыслы, другие пополняли армию, назначение которой было в захватывании новых земель. В условиях чистого капитализма на индустриальной стадии его развития, при господстве рыночных отношений возникло новое социально-экономическое явление – армия безработных. Экономическая наука неоднократно предпринимала попытки выяснить причины безработицы. Одну из первых подобных попыток предпринял французский экономист Ж. Б. Сэй. Рынок труда он рассматривал как частный случай закона спроса и предложения. Закон рынка труда Ж. Б. Сэя вызвал полемику, которая длится уже полтора века. Идея автоматического равновесия спроса и предложения на рынке труда была подвергнута критике английским экономистом, священником Томасом Мальтусом (1766 – 1834). По его мнению, и капитал и население в течение значительного периода времени могут быть избыточными по отношению к спросу на продукцию. Причиной падения спроса является сокращение личных доходов, а уменьшение этих доходов вызывается демографическими причинами: темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Следовательно, причину безработицы надо искать в чрезмерно быстром росте населения. Современный опыт социального развития показал однако, что во многих высокоразвитых странах имеет место предельно низкая рождаемость и даже абсолютное сокращение населения, однако безработица существует. Значит, причины безработицы - в другом. Принципиально иное объяснение причин безработицы дал К. Маркс. По его мнению, причиной безработицы является не рост заработной платы, не быстрые темпы роста народонаселения, а накопление капитала в условиях роста технического строения промышленного производства. Переменный капитал, авансируемый на покупку рабочей силы, растет более медленными темпами по сравнению с постоянным капиталом, авансируемым на покупку средств производства. Другой причиной является банкротство предприятий в условиях рынка. Факторами, усиливающими безработицу, являются кризисы и спады, миграция сельского населения в город. Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных. Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице. Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А.Пигу, который в своей известной книге “Теория безработицы” обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы. Общий вывод по вопросу о причинах безработицы состоит в том, что сама рыночная форма организации хозяйства неизбежно порождает безработицу, ибо она неизбежно предполагает: - разорение части предприятий; - накопление капитала в условиях технического и научного прогресса; - диспропорциональность в динамике потребления, сбережений и инвестиций; - циклический характер производства; - несовершенство конкуренции на современном рынке в целом и прежде всего на рынке труда. Рынок труда и государственная политика занятости населения. Рынок труда - это рынок особого рода, где происходит продажа и покупка товара - рабочей силы. Именно здесь оценивается ее стоимость и условия найма. Рынок труда - это зеркало, отражающее состояние экономики, масштабы и динамику занятости населения, структуру и масштабы безработицы по отраслевым, профессионально квалификационным, демографическим и другим критериям. Что наглядно просматривается на рынке труда США. В частности, здесь в отраслевой структуре просматриваются две тенденции: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг в связи с ее расширением и превращением в ведущую сферу приложения общественного труда. На рынке действует закон спроса и предложения, который влияет на оплату труда. Здесь встречаются продавцы и покупатели рабочей силы. Продавцами являются работники, предлагающие свою рабочую силу, то есть свою способность к труду. Трудовые коллективы и предприниматели выступают покупателями рабочей силы. Признание рынка труда в нашей стране коренным образом меняет социально-экономическую природу рабочей силы и способ соединения ее со средствами производства. Соединение ее со средствами производства происходит рыночным способом - через куплю-продажу. Если рабочая сила - товар, то возникает вопрос о его стоимости. По существу, стоимость рабочей силы можно свести к стоимости жизненных средств, то есть стоимости средств существования работника и его семьи. Сегодня в нашей стране труд ценится ниже, чем в большинстве стран мира. Например, один час труда в Швейцарии стоит 30, в ФРГ - 28, в Австрии - 22, во Франции -15 долларов. По расчетам экономистов, в Республике Казахстан один час труда рабочих и служащих, занятых в государственном секторе экономики, стоит около 0,8- 1,0 доллара. Завершение перехода к рыночным отношениям привело к росту' требований к качеству рабочей силы, что в конечном счете влечет за собой необходимость увеличения ее оплаты. В экономической науке различают полную и эффективную занятость населения. Под полной занятостью понимается обеспеченность трудоспособного населения рабочими местами в масштабе народного хозяйства. Эффективная занятость предполагает удовлетворение потребностей общества при минимальных трудозатратах. В современной рыночной экономике обязательно должен существовать оптимальный резерв работников, поддерживаться естественная норма безработицы. Ей в равной степени противопоказаны и арифметически «полная занятость» и чрезмерно высокая безработица. В первом случае экономику подстерегает инфляция спроса, низкая эффективность производства, командные способы распределения трудовых ресурсов по отраслям и территориям, стагфляция и другие крупные неприятности. Во втором - явное недоиспользование трудового фактора производства, это не только нарушение социально экономических прав человека, но и негативное давление на государственные финансы, связанное е необходимостью содержания большого количества безработных и т.п. Рынок труда является самым несовершенным видом рынка. Работники, предлагающие свою рабочую силу, как правило, недостаточно информированы о существовании спроса на их труд. Они не всегда знают обо всех свободных местах работы даже в пределах своего города. Еще хуже они знают о наличии рабочих мест в других регионах. В условиях рынка действует экономический закон перемены труда, суть которого проявляется в том, что для того, чтобы улучшить свое экономическое положение, нужно активнее работать, что предполагает необходимость постоянного совершенствования и соответственно сменяемость форм трудовой деятельности в течении всего периода трудовой жизни. Равновесие на рынке труда устанавливается с помощью спроса и предложения. Размер спроса на труд находится в обратной пропорциональной зависимости от величины заработной платы. При повышении величины заработной платы фирмы снижают спрос на рабочую силу, а при уменьшении величины заработной платы спрос на труд возрастает. Предложение на рабочую силу воздействует на величину реальной заработной платы в обратно пропорциональной зависимости. Предложение труда в обществе, по мнению американского ученого-экономиста П. Самуэльсона, определяется следующими факторами: 1) общей численностью населения; 2) той долей, которую составляет самодеятельное население в общей численности жителей; 3) средним числом часов, отработанных рабочими на протяжении недели и на протяжении года; 4) качеством, количеством и квалификацией того труда, который будут затрачивать рабочие. Переход нашей экономики к рыночным методам интенсифицирует процесс высвобождения рабочей силы. Конкретное рабочее место больше никому гарантироваться не будет и уже в силу этого форма найма труда обретает реальный смысл, ощутимо затрагивающий интересы многих людей. Значительное место в решении проблем безработицы отводится биржам труда (службам занятости населения). Биржа труда - это учреждение, функционирующее на регулярной основе, где осуществляются посреднические сделки между работниками и предпринимателями при трудовом найме. Последняя биржа труда была закрыта в бывшем СССР в 1930 году и тогда же было провозглашено, что с безработицей навсегда покончено. Сегодняшние реалии вызывают насущную необходимость возрождения всех элементов рынка труда. Биржа труда в странах с развитыми рыночными отношениями возникали сначала как гуманитарные институты, цель которых состояла в оказании помощи безработным. С течением времени и в соответствии с развитием трудовых отношений в этих странах их задачи и функции изменились. В последние годы она стала важным инструментом в регулировании рынка труда, в разработке и проведении в жизнь политики занятости. Основными функциями таких бирж в настоящее время являются изучение спроса и предложения на рынке труда, учет безработных и регистрация свободных рабочих мест, предоставление информации лицам, желающим переменить работу и трудоустроиться, организация обучения и переподготовка кадров, ищущих работу, проведение профориентационной работы среди молодежи, осуществление посредничества по трудоустройству людей и назначение пособий по безработице. Через биржи государство воздействует на рынок труда с учетом интересов предприятий и организаций. Направления на работу, выданные биржами труда, являются рекомендательными для предпринимателей, так как они имеют право на свободный выбор и предпочитают нанимать работников через свои отделы кадров. Наем рабочей силы в странах с развитой экономикой осуществляется предприятиями (фирмами), компаниями исходя из двух обстоятельств: -во-первых, исходя из текущих потребностей фирм, стратегии ее дополнительного развития, и возможностей подготовки кадров внутри фирмы; -во-вторых, исходя из положения на национальном рынке рабочей силы. При найме рабочей силы применяют следующие методы: - привлечение специалистов из высших и средних учебных заведений; - наем кадров через службы занятости (биржи); - привлечение кадров с помощью рекламных объявлений и средств массовой информации; - тщательный отбор на конкурсной (конкурентной) основе претендентов, для чего привлекают по несколько претендентов на одно рабочее место. Процедура отбора тщательно разрабатывается, в которой предусматривается применение различных тестов. Тесты в зависимости от должности, на которую претендует соискатель рабочего места, могут включать проверку на общий интеллектуальный уровень, тест на уровень подготовки в тех или иных вопросах, общего и производственного характера, в том числе в вопросах избранной специальности претендента.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |